МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МР Абзелиловский район
Методическое объединение учителей музыки
Приложение
к рабочей программе
по музыке в 5-7 классах
«Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей»
Авторы: Усманова Розалина Ринатовна МБОУ СОШ №1 с. Аскарово
Юсупова Альфия Дамировна. МБОУ СОШ с.Целинный
Аскарово
Пояснительная записка
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
В Конституции Республики Башкортостан говорится: «Культура башкирского народа и других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». Важность сохранения региональной культуры и национального искусства выделены среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года. Ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить: сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.
Региональный компонент является частью федерального государственного стандарта общего образования, составляя с ним единое целое, дополняя и детализируя его содержание с учетом специфики региона. Региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Региональный компонент государственных образовательных стандартов в Абзелиловском районе Республики Башкортостан определяется природно-географическим, социально-экономическим, историческим, культурным и единством региона; включает учебный материал, раскрывающий этнокультурные особенности района как части республики.
Цель работы методического объединения: организация работы по региональному компоненту – создание методического материала «Приложение» к рабочей программе по учебной дисциплине «Искусство» для использования национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Реализация национально-регионального компонента обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания.
Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Есть возможность проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрывая предмет и дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий в жизни. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике на эмоционально-ценностном уровне.
Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя, и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Республики Башкортостан каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, повысить статус образования как фактора развития региона. Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений регионального искусства и культуры углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.
Приложение к рабочей программе с национально-региональным компонентом к курсу «Искусство» изучается на учебных предметах «Изобразительное искусство» и «Музыка».
Цель реализации курса «Музыка»: формирование личности ученика школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и этнокультурных традиций.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Изучение курса «Музыка», интегрированного в учебный предмет «Музыка» в 5-7 классах, направлено на решение следующих задач:
приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным, нравственно-этическим и художественным-эстетическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку, истории, культуре и искусству.
формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате - осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;
воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом;
развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии.
Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:
-ценностного отношения к себе, другим и миру;
-формирование знаний об истории, культуре, и традициях своего народа;
-развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
-формирование активной жизненной позиции.
Результаты освоения программы по музыке в части реализации приложения по национально-региональному компоненту
Личностные результаты освоения программы курса отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование представлений о особенностях художественной культуры и истоков народного творчества родного края;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре своего народа как части российского;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспитание уважения к коренным жителям Башкортостана, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
- понимание ценности семьи в жизни человека, осознание ценности природы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение выделять характерные черты творческого наследия авторов Республики Башкортостан, отражающие традиции художественной культуры региона;
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях иных этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся. В результате такого участия ученики приобретают умения:
-приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
-переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения;
-критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе, регионе и за ее пределами.
Примерное календарно- тематическое планирование
по музыке
с применением национально-регионального компонента
5 кл
Тема №1 РК: Журавлиная песнь Рудольфа Нуриева
«Журавлиная песнь- Сыңрау торна»— первый башкирский
балет в трёх актах. Либретто Файзи Гаскарова. Музыка композиторов Загира
Исмагилова и Льва Степанова. Либретто балета написано по мотивам башкирской
народной легенды «Сынрау торна».
Премьера состоялась в 1944 году на сцене
Башкирского государственного театра оперы и балета в Уфе.
Состав постановки 1-й редакции:
автор либретто: Файзи Гаскаров;
балетмейстер: Нина Анисимова;
дирижёр: Хасби Фазлуллин;
сценограф: Галия Имашева.
исполнители главных партий:
Зайтунгуль — Зайтуна Насретдинова;
Юмагул — Халяф Сафиуллин;
Арсланбай — Файзи Гаскаров, Хашим Мустаев;
Вожак журавлей — Нинель Юлтыева.
В 1973 году состоялась премьера 3-й редакции (в
3 актах) балета, который был восстановлен Зайтуной Насретдиновой и Рауфом
Насыровым.
В основе балета заложена легенда о
любви юноши и девушки, которым преодолеть все трудности жизни помогают
соотечественники и родная природа в образе журавлей. Главным выразительным
средством балета является органичное сочетание классического танца с башкирским
народным танцем, которые содержат элементы пантомимы, обрядов, народных игр.
«Я никогда не забуду ни одной детали этого спектакля... что-то зажглось во мне, что-то особенное, очень личное... меня унесло далеко от того жалкого мира, в котором я жил, прямо на небеса».Рудольф Нуриев
В 6 лет он впервые встретился с балетом в Башкирском театре. Шел спектакль “Журавлиная песня” - именно в тот вечер он почувствовал, наблюдая за артистами, что рожден для танца.
Тема №2 РК: «Народные» танцы Файзи Гаскарова
в 1936—1938 гг из учащихся балетного отделения Башкирского театрального училища и участников художественной самодеятельности Сложился коллектив. 11 марта 1939 года Файзи Адгамович Гаскаров становится художественным руководителем ансамбля и задаёт направление развития коллектива. Эта дата считается днем рождения ансамбля.
Он сумел вложить в свои хореографические миниатюры все самое лучшее, что характерно для народного танца. И манеру, и стиль, и, главное, душу народа, влюбленность в свой край. Гаскаров выезжает в самые дальние села и аулы, собирает и записывает тысячи танцев, находит новые элементы хороводных, бытовых танцев, плясок и игр, особенности мужских и женских движений.
Во время гастролей в Учалинском районе он был в одном деревенском доме. Его усадили за стол, разговорились о танце. Хозяйка с самоваром в руках стала приплясывать. Файзи Адгамович тут же стал выстукивать ритм ложкой по чашке. Он спросил: «А можешь поставить самовар на голову?» Женщина тут же поставила самовар на голову и стала плавно кружиться под дробь. Его восторгу не было конца. Так родился танец «Проказницы». А «Танец с ведром» – это ведь тоже сценка из народной жизни. Женщины в башкирских аулах надевали наперстки на пальцы и выстукивали дробь, кто на подносах, кто на ведрах. Так и танцевали».
Танец «Три брата» тоже имеет свою историю. Во времена гастролей Гаскарова пригласили к костру. Мужчины развлекая друг друга и шутя начали танцевать. Тогда пришла идея шуточного танца о трех братьев- трех поколений. Исполняется тремя мужчинами: танец три братамладшим братом, средним братом, старшим братом. Младший брат - веселый, жизнерадостный. Его движения энергичны и четки. Средний брат энергичный, но сдержанный. Его движения тяжеловесны и степенны. Старший брат отличается большим юмором, свойственным старикам башкирам. Он хочет показать, что не отстает от младших братьев, старается танцевать энергично, но исполняет движения по-стариковски. В танце много юмора и шутки.
Тема №3 РК: Народная песня «Тафтиляу »
«Тафтиляу» (“Тәфтиләү” — “Тевкелев”) - башкирская народная песня, узун кюй. Впервые варианты песни записаны С.Г.Рыбаковым и опубликованы в книге “Музыка и песниуральских мусульман с очерком их быта”. Последующие записи вариантов «Тафтиляу» осуществлены Г.С.Альмухаметовым, Х.Ф.Ахметовым, М.А.Бурангуловым, Р.Л.Габитовым, Л.Н.Лебединским, Ф.А.Надршиной, А.И.Оводовым, К.Ю.Рахимовым, И.В.Салтыковым и другими. Песня лирико драматического характера. Названа по имени генерала майора русской армии А.И.Тевкелева.
Возникновение связано с восстанием 1735—36 года. В песне выражены гнев и презрение народа к Тевкелеву, проявившему жестокость к мирному населению при подавлении башкирской восстаний. В одном из поэтических вариантов «Тафтиляу» упоминаются имена предводителей восстаний Акая Кусюмова и Кильмяка Нурушева. В основе мелодии «Тафтиляу» отличающейся переменностью метро-ритмической структуры, — пентатоника мажорного наклонения. Песня богато орнаментирована внутрислоговым опеванием, придающим мелодии красочность, выразительность, особую широту распева.
Среди исполнителей А.М.Аиткулов, Р.Г.Буляканов, А.Д.Искужин, Р.Р.Карабулатов. Обработки осуществлены А.М.Кубагушевым для голоса и фортепиано, Г.З.Сулеймановым для курая.
Тема №4 РК: «Родился с плачем я, но с песней рос» -
Рафик Сальманов.
Рафик Сальманов- один из известных башкирских композиторов Башкортостана.
Заслуженный деятель искусств БАССР,он является одним из представителей первого поколения башкирских композиторов,которые по праву считается основоположниками башкирской профессиональной музыки.
Композитор Рафик Вафич Сальманов родился 15 сентября 1917 года в селе Аскарово Тамъян- Китайского кантона Уфимской губернии, ныне Абзелиловского района. Первые музыкальные впечатления, полученные в семье, где пели народные песни, играли на курае и гармони, пробудили интерес Рафика к музицированию.
Тяга к музыке была такой сильной, что в восьмилетним возрасте мальчик научился подбирать мелодии на гармони и вскоре стал выступать в школьных концертах, пел в хоре, с удовольствием танцевал. О н активно участвовал в школьной художественной самодеятельности, с увлечением играл на трубе в духовном оркестре и на пианино.
Тематика песен композитора широка и многопланова. Это – героико-патриотические песни о Родине, о мире, о трудовых подвигах, такие как слава о тебе, мой Башкортостан.
Многочисленны также песни для детей. В 1986 году в Москве опубликован сборник Р. Сальманова “Подарю стране цветы” из 20 песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, отличающего мелодичностью, образностью, ярким национальным колоритом. Особую популярность завоевали лирические песни Р. Сальманова, выражающие мир чувств и переживаний наших современников: “ Карасэс”, “Волны Агиделя”, “Не улетай ,лебедюшка”. З начительное место в творчестве Р.Сальманова занимает камерно-инструментальная музыка.Особенно плодотворными были 1980-е годы,когда он писал Концертную фантазию на народную тему” Сонайым”,для колоратурного сопрано и фортепиано,вокально-инструментального трио “Жаворонок “ для колоратурного сопрано ,флейты и фортепиано.
Тема № 5 РК: Песни о женской судьбе
Образцами лирических народных песен, посвященных скорбной доле
башкирской женщины в прошлом, являются: «Таштугай», «Зульхиза», «Шаура,
«Гильмияза», «Мадинакай».
В народных песнях о женской доле создан драматический образ молодой женщины,
насильно выданной замуж. Излюбленные поэтические мотивы здесь: тоска по родной
стороне, горестное воспоминание о покинутом сердечном друге, ненависть к
нелюбимому мужу и его родителям, под строгим наблюдением которых проходил ее
трудовой день. Поэтому естественно, что башкирские песни о женской доле обычно
не допускают веселого напева, исключают шуточные сравнения, прибаутки и
каламбуры, что можно наблюдать в любовной лирике «равных пар».
Широкое распространение песен данной группы вызвано самой
природой патриархально-феодального быта и усилением влияния ислама, по законам
которого женщина занимала подчиненное положение в семье и была лишена
гражданских прав. по старым родовым обычаям брак между людьми одного рода был
запрещен. Поэтому девушка, проданная за богатый калым, к тому же еще была
вынуждена покидать родные края. Резким протестом молодых снох против своей
судьбы полны эти песни.
За исключением «Таштугай», каждая из песен названа по имени
девушки, выданной замуж против ее воли. И у всех песен в предыстории лежит
своя легенда, помогающая глубже понять и прочувствовать их содержание. Вот
легенды, сопровождающие песни «Таштугай» и «Зульхиза».
Знатный батыр катайского рода Кутур отдал свою дочь Кюн-хылу в усерганский род
– за сына старшины Кубяка Альми, человека молчаливого, ни на что не
способного, который «ел то, чем его кормили, носил то, во что его одевали, и
боялся собственной тени». Кюнхылу не может привыкнуть к чужому краю, прозванному
Таштугай (Каменная степь), тоскует по родным горам и лесам, по любимому
Байгубеку. Свои переживания она изливает в песне.
Тема № 6 РК: Халик Шакирович Заимов
Имя Халика Заимова навечно вошло в историю музыкальной культуры республики. Он был основоположником классической башкирской музыки, видным музыкальным, общественным деятелем и педагогом. творчество Халика Заимова отразило общие закономерности и тенденции в развитии музыкальной культуры Башкирии в период становления композиторской школы, освоения новых жанров и традиций, поисков путей отражения фольклора в искусстве. Его музыка, оптимистичная в своей основе, ясная и народная по звучанию, остается и сегодня современной и близкой людям.
Патриотическая идея произведения — борьба главного героя Хаубана за счастье народа — оказалась чрезвычайно актуальной в годы войны. Музыкально-драматургическое решение оперы продиктовано особенностями сюжета, в котором тесно переплетаются эпос, легенда и лирика, порождая своеобразное по форме балетное театрализованное представление.
В области вокальной лирики Халика Заимова господствуют жанры песни, романса и хоровой музыки. Выразительность и демократичность музыкального языка, преобладание лирических музыкальных образов отличают камерно-вокальные сочинения композитора — кантаты и произведения для хора. Известность получили его обработки башкирских народных песен для голоса и фортепиано.
Халик Заимов скончался 9 февраля 1977 года и похоронен в Уфе. Мемориальные доски в память о нем установлены на доме №9 по улице Октябрьской Революции в Уфе и на его родине — деревне Султаево. В 1992 году музыкальной школе №13 города Уфы присвоено имя композитора. Традиционным стало проведение в Уфе конкурса-фестиваля молодых исполнителей имени Халика Заимова.
Тема № 7 РК: Становление музыкальной культуры Башкортостана
Важнейшие события культуры на первой стадии связаны, прежде всего, с системой музыкального образования.
Другой областью творчества композиторов первой генерации стали театральные постановки в традициях фольклорных синтетических действ: народные комедии, пьесы первых национальных драматургов (С. Мифтахова, Г. Ахметшина, М. Гафури, Б. Бикбая и т.д.). Результатом интенсивного развития музыкальной культуры предвоенных лет явилась организация в 1940 году башкирского Союза композиторов, первым председателем которого стал М. Валеев.
Рубеж 40-50-х годов знаменовал собой переход ко второй стадии — профессиональному композиторскому творчеству, связанному с началом деятельности молодых музыкантов, выпускников Московской консерватории: Х. Ахметова, З. Исмагилова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Х. Заимова и некоторых других. Первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии, был Р. Муртазин. А в первых рядах выдающихся деятелей культуры республики — народный артист СССР, лауреат государственной премии Российской Федерации имени Глинки, лауреат государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, башкирский композитор, педагог, общественный деятель Загир Гарипович Исмагилов, внесший неоценимый вклад в развитие и процветание башкирской национальной культуры.
Важную роль в дальнейшем росте музыкальной культуры Башкортостана сыграло открытие Уфимского государственного института искусств. Выпускники УГИИ и других музыкальных вузов страны составили новое поколение башкирских композиторов, активно участвующих в музыкально-общественной жизни, в создании произведений различных жанров. Успешно совмещают творческую и педагогическую деятельность композиторы Лейла Исмагилова, Ильдар Хисамутдинов, Азамат Хасаншин, Валерий Скобелкин, Салават и Айсылу Сальмановы, Рашит Зиганов, Игорь Бурдуков, Азамат Азнагулов, Раит Гайсин, Ринат Хафизов.
6 класс
Тема № 1 РК. Кубаир.
Кубаир (kобайыр), древний жанр башкирской народной поэзии. Исполняется речитативом в стиле хамак под аккомпанемент думбыры. Кубаир, жанр башкирской народной поэзии. Создавались в 14-18 веке. Стих кубаира в основном семисложный с парной или смешанной рифмовкой. Короткий поэтический сказ, исполняемый напевно или речитативом. Зарождение его относится к 14 веку. Стихи Кубаир состоят из рифмованных 7-сложных строк, их число в строфе неравномерно (от 6 до 24 и более).
Тематика разнообразна: любовь к родному краю, борьба народных масс за свободу («Ай, Урал мой, Урал мой», «Смерть высокой горы»), призыв к добру и справедливости («Состязание Акмурзы-сэсэна и Кубагыш-сэсэна»), прославление героев («Салават-богатырь»). Бывают и сатирические Кубаир, в них высмеиваются алчность богачей, лень и трусость («Украшение бая», «Какой толк от труса», «Плохой не станет добрым»).
Различаются 3 вида кубаира
1. Эпические: сказания, воспевающие батыров: "Урал-Батыр", "Идукай и Мурадым" ("Изеукэй менэн Моразым"), "Карасакал" ("Караhаkал"), "Юлай и Салават" ("Юлай менэн Салауат").
2. Лирические: "Ай, Урал мой, Урал мой!" ("Ай, Уралым, Уралым"), "Смерть высокой горы" ("Бейек таузын улгэне").
3. Дидактические: создаваемые путем слияния близких по содержанию и однотипных по своей стилистической структуре пословиц. В народе они бытуют и под названием айтыш.
Тема № 2 РК. Баиты и мунажаты.
Баиты- с арабского- повествование. Относится к лироэпическим жанрам фольклора. Они создавались в период или после каких- либо исключительных событий. Связаны с трагическими событиями. Начиная со 2 половины 15 века до 1 половины 20 века был распространенным жанром.
Большую роль в распространении этого жанра сыграла открытие в Башкортостане в 1718г. Медресе и творческая деятельность шакирдов.
Баиты исполнялись речетативом нараспев. По тематическим признакам делятся на 5 групп:
1) Мифологические («Сак-сук»);
2) Социально- исторические («Баит о Салавате», «Баит о распродаже земель»);
3) Социально- бытовые («7 девушек», «Назидание старших молодым»);
4) Об исторических личностях («Баит Тукая», «Баит Акмуллы»);
5) Религиозного содержания («Восхваление пророка Мохаммеда»).
Мунажаты- с арабского- беседы в одиночестве с собой, религиозно- нравственного содержания (мольба к Аллаху о прощении).
Лирический жанр восточной, в том числе и башкирской литературы и фольклора.
Стихотворение, напеваемое в мелодию, имеющую религиозное содержание.
Для мелодии мунажата характерна напевность, плавность переходов. Они исполнялись женщинами старшего возраста в сдержанной повествовательной манере.
Сходными чертами между баитом и мунажатом является трагизм.
Выделяется 3 тематических групп мунажатов:
1) О разлуке с Родиной, родной землей;
2) О взаимоотношениях родителей и детей;
3) О жизни и смерти.
Тема № 3 РК. Первая башкирская опера.
3 февраля 1940 года в Уфе состоялась премьера
первой башкирской оперы «Хакмар» (композитор Масалим Валеев, либретто
Сагита Мифтахова). В опере впервые были представлены традиционные оперные
формы: арии, ансамбли, хоры и оркестровые эпизоды.
Становление башкирской оперы происходило под
влиянием башкирской народной музыки, русского классического искусства и мировых
оперных традиций. В конце XIX века в Уфе были построены здания театров,
позволявшие ставить спектакли, включая оперные. В 1890—1891 годах в Уфе давала
спектакли оперная труппа антрепренера Семенова-Самарского, в составе которой
работал Ф.И.
Шаляпин. Здесь он впервые вышел на сцену как солист. Давала
спектакли в Уфе и оперная труппа Н.Н. Алмазова.
Прообразами первых башкирских опер были
музыкальные спектакли, включавшие в себя башкирские обряды, легенды поэтическую
основу народных песен. Башкирская драматургия также способствовала формированию
башкирского оперного репертуара. Часть оперных произведений, поставленных на
сцене Башкирского театра оперы и балета, была создана на основе драматических
спектаклей.
Предпосылками для создания башкирской оперы была
и башкирская профессиональная музыка, создававшаяся для спектаклей башкирского
драматического театра: «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова,
«Башкирская свадьба» М. Бурангулова.
В годы Великой Отечественной войны в создании
башкирской оперы участвовали эвакуированные в Уфу музыканты и композиторы
Москвы, Ленинграда, Киева.
Именно в 40-е годы XX века башкирская опера с
формировалась как самостоятельный жанр. В настоящее время в репертуаре Башкирского
театра оперы и балета башкирские оперы «Акмулла», «Кахым-Туря», «Послы Урала»,
«Салават Юлаев» З. Исмагилова, «В ночь лунного затмения», «Как я люблю тебя!?»,
«Mементо» С. Низаметдинова.
Тема № 4 РК. Опера З.Исмагилова «Кахым – тура».
С вхождением Башкирии в Русское государство, начиная с середины XVI века, жители региона были обязаны нести ряд повинностей, в число которых входила военная служба. Самый большой след башкирские конники оставили в Отечественной войне 1812 года. Сформированные на Урале полки приняли активное участие в сражениях как в период вторжения Наполеона в Россию, так и во время заграничных походов русских войск. Одной из выдающихся личностей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813–1814 годов, был Кахым-туря – знаменитый командир башкирского полка, прославившийся своей храбростью и героизмом.
В память о предводителе башкирских войск в Отечественной войне 1812 года Кахыме Мырдашеве, в 1999 году выдающийся башкирский композитор Загир Исмагилов написал оперу «Кахым-туря» на либретто Ишмуллы Дильмухаметова. В центре сюжета оперы – события одного из сражений Отечественной войны 1812 года и гибель Кахыма.
Помимо конфликта двух лагерей – российского и французского, – в опере показан и внутренний конфликт, возникший среди башкир: это противостояние соратников Кахыма и его недоброжелателей. Наиболее остро оно проявляется в третьей картине оперы. Здесь тайный враг кантона Хангильде ищет способ, как избавиться от военачальника. Отражая происходящие в опере события, мелодия приобретает различный характер: от мечтательного до героико-драматического, соответственно видоизменяясь в музыкальном отношении. Так, в прологе она задушевно звучит a cappella из уст самого Кахыма, а в симфоническом эпизоде из третьей картины – сцене штурма Лейпцига – напев, как указывает Г. Галина, «переинтонируется в героически-призывный марш». В сцене смерти героя (четвёртая картина) тема получает драматический оттенок. В финале мелодию в ритмическом увеличении исполняет хор – это башкирский народ оплакивает своего героя.
При этом характеристика Кахыма отмечена внутренним единством, которое достигается композитором благодаря опоре на интонации народного напева «Кахым-туря».
Тема № 5 РК. Опера З.Исмагилова «Шаура».
Опера «Шаура» - лирико-драматическое сочинение Загира Исмагилова. Он написал это произведение после веселого, комического жанра, музыкальной комедии «Кодаса». Сюжет оперы повествует о башкирской женщины, её ослушании родовых обычаев в борьбе за свою любовь.
В народе живет подлинная песня о Шауре. Эту фольклорную мелодию композитор вложил в уста героев своей оперы. Этот музыкальный образ постоянно сопровождает их, появляясь то в вокальной партии, то в оркестре. Самое сильное впечатление в опере Загара Исмагилова «Шаура» производит финальная сцена - глубоко проникновенная ария-плач Шауры над телом Акмурзы. Впервые в башкирской оперной музыке 3. Исмагилов нашел суровый колорит, ассоциирующийся с образом рока. Опера «Шаура» многим обязана сокровищам башкирской народной музыки. Но и сама она стала важным событием в развитии профессиональной музыки Башкирии. А на творческом пути Загира Исмагилова она знаменует большой этап. Опера свидетельствует о непреклонной решимости.
Тема № 6 РК. Нинель Даутовна Юлтыева.
Имя писателя Даута Юлтыя, много сделавшего для становления национальной литературы, чрезвычайно значимо для самосознания башкирского народа. Не меньшего уважения достойна и его дочь Нинель. Прима- балерина и художественный руководитель балетной труппы театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, солистка театра оперы и балета Башкортостана, зав.кафедрой хореографии Казанского института культуры, профессор Казанского института культуры, главный балетмейстер и художественный руководитель Каирской балетной труппы, балетмейстер и педагог Каракасского театра им.Т.Кареньо в Венесуэле, художественный руководитель Каирского Высшего балетного института (Египет), художественный руководитель Казанского хореографического училища.
Нинель Даутовна никогда не забывала о страшном 1937 годе. В то время она училась в Ленинграде. После ареста Даута Юлтыя и его жены, когда Нинель как дочь «врагов народа» осталась одна, отвергнутая многими, именно Ширяев, невзирая на риск самому впасть в немилость, взял ее под свою опеку. Он стал для девочки самым близким, родным человеком, кормил, одевал, учил ее. После ухода Нинель Даутовны из жизни в 2014 году осталось много писем, ценных исторических свидетельств, которые она бережно хранила, мечтая создать в Башкортостане музей своего отца. Собиралась побывать на его родине в Оренбургской области. Но не случилось.
Жизни и творчеству выдающегося мастера балета посвящен роман башкирского писателя Тайфура Сагитова «Нинель». Статьи о ней имеются во 2-м томе Башкирской энциклопедии, Краткой энциклопедии «Башкортостан», Татарской энциклопедии, Википедии, многих справочных изданиях по искусству.
7 класс
Тема № 1 РК. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора.
Дружба, воспетая в песнях.
После
важного исторического события — вхождения Башкортостана в состав России в 1557
году начался новый этап в жизни башкирского народа, связанный с тесным общением
с русским и другими народами, населявшими Поволжье и Приуралье. Вместе с ними
башкиры выступали в одном строю в дни тяжелых испытаний. Через века жизни,
полной борьбы, угнетения, страданий и тревог народ пронес свое искусство,
передавая его из поколения в поколение. Фольклор стал тем фундаментом, на
котором строилась и росла впоследствии молодая национальная культура
Башкортостана.
Прогрессивные
русские писатели, ученые, этнографы издавна изучали самобытное искусство
башкирского народа. Труды Руфа Гавриловича Игнатьева, Ивана Ивановича Лепехина
и Сергея Гавриловича Рыбакова представляют большой интерес и в наши дни.
Тема № 2 РК. Основные песенные стили башкир
Протяжные, быстрые песни.
Башкирский
музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями.
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца,
свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, баиты, мунажаты, книжные напевы
("Мухамадия", "Юсуф и Зулейха" и другие),
звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и
лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики.
Среди них выделяются протяжные песни озон кой, короткие быстрые песни кыска
кой, плясовые песни такмак и другие. Кроме того, в соответствии с возрастными
группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни-потешки) и
молодежные (хороводно-игровые).
народной музыки и исполнительских традиций являются сэсэны, йырау (певцы) и
кураисты.
http://lik-kuzbassa.narod.ru/bashkirskiy-fol.htmм
1. Народная музыка вокальная и инструментальная.
2. Башкирские народные музыкальные инструменты.
3. Башкирский государственный театр оперы и балета.
4. Башкирская государственная филармония.
http://bashhistory.on.ufanet.ru/Vse/kyltyra/kyltyra.html
http://u7a.ru/articles/culture/2290
http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_012.jpg
http://kulturarb.ru/news/?ELEMENT_ID=12996
http://mozaika.ufa-lib.ru/index.php?id=161
http://www.bashinform.ru/news/301459/
Тема № 4 РК. Профессиональная и народная хореография башкир.
Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Файзи Адгамовича Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 году. В 1956 году Файзи Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца имени Файзи Гаскарова.
http://lightsoundnews.ru/news/installyatsii/bashkirskaya-filarmoniya-poluchila-novy/
Тема № 5 РК. Классификация музыкальных инструментов башкир.
Башкирская инструментальная культура – наследие,
уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно
недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный
поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в
20-30 годы 20 века). Но первые материалы показали, что
речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с
множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не
раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала. Устные предания донесли до наших дней
названия 48 музыкальных инструментов, описанию которых автор посвятил 2
монографии. Они вышли в 2006 и 2008 годах в издательстве Башкирского
государственного педагогического университета
имени Мифтахетдина Акмуллы.
Здесь же описываются только те музыкальные инструменты, которые имеют широкий
ареал распространения.
Все инструменты рассматриваются в рамках классификации, предложенной в 1914 году Эрих фон Хорнбостелем-Куртом Заксом : Аэрофоны, Идиофоны, Хордофоны и Мебранофоны.
http://folk48.narod.ru/bashckir_muzic.htm
Тема № 6 РК. Композиторы Башкортостана.
Изучение музыкальной культуры Республики Башкортостан невозможно без знакомства с основоположниками классической национальной музыки, композиторами: З. Исмагиловым, Х. Ахметовым, Р. Муртазиным, Р. Сальмановым и многими другими. Литературы о творчестве вышеперечисленных композиторах много, знакомить детей с их искусством, опираясь на литературу, не составляет особой сложности.
З.Исмагилов. Симфоническая увертюра на две башкир. народные темы”. Опера “Шаура”. “Салават Юлаев”(фрагменты). З.Исмагилов, сл. К.Даян “Шаймуратов – генерал.
http://www.russer.ru/a/a/ismagilov_zagir_garipovich
http://bash.bashvest.ru/eng/showinf.php?id=5770
http://ufa-gid.com/encyclopedia/ibragim_habib.html
http://www.t-s.by/blog/2011/06/muzykalnaya-ssylka-ili-istorijka-o-tom-kak-dovoennaya-pesnya-stala-pamyatnikom-v-pionerskom-parke/
http://encikl.bashedu.ru/s/salmanov.htm
http://ufa-gid.com/encyclopedia/salmanov.html
Тема № 7 РК. Башкирская опера.
Опера
(по-итальянски — действие, произведение) — вид музыкально-сценического искусства,
в котором сочетаются драма, музыка, хореография, живопись, говоря иначе, опера
— это музыкальный спектакль. В отличие от драматической пьесы, в опере не
разговаривают, а поют.
В 1890—1891 годах Уфу посетила оперная труппа антрепренера Семенова-Самарского,
в составе которой приехал семнадцатилетний Федор Шаляпин, и именно в Уфе
он впервые вышел на сцену как солист.
Предпосылками создания башкирской оперы. Была башкирская профессиональная
музыка, которая зарождалась в стенах башкирского драматического театра.
«Галиябану» Мирхайдара Мустафовича Файзи, «Башмачки»
Хабибуллы Калимулловича Ибрагимова, «Башкирская свадьба» Мухаметши
Абдрахмановича Бурангулова.
Также создание в 1932 году Башкирской студии при Московской государственной
консерватории, главным инициатором был Газиз Альмухаметов. Выпускники
которой в конце 40-х - начале 50-х годов сформировали первое поколение
башкирских профессиональных композиторов.
http://encycl.bash-portal.ru/almuch1.htm
http://bashkironline.org/forum/viewtopic.php?f=52&t=5750
http://bashkortostan450.ru/culture/music/
Тема № 8 РК. Башкирский балет
Балет, вид
сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах.
Башкирский балет, артистический состав и художественно-сценическая деятельность
балетной труппы, Государственный театра оперы и балета Республики
Башкортостан (ГТО и Б) опирается на академическую школу русского классического
балета, и широко использует традиционные формы башкирской хореографии.
Первый состав балетной труппы ГТО и Б под художественным руководством
балетмейстеров Карла Варфоломеевича Матсона,
Николая Георгиевича Зайцева, Файзи Адгамовича Гаскарова сложился
в 1941 из выпускников хореографического отделения Башкирского техникума
искусств (1938) и башкирской студии Ленинградского хореографического училища (ЛХУ;
1941, 1943). Башкирский Балет выдвинул плеяду классических танцовщиков, заложивших
традиции национального искусства.
Башкирский композитор Лейла Исмагилова. Ее балеты «Ходжа Насретдин» и «Аркаим» с успехом идут на сцене Театра оперы и балета.
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00162136_0.html
http://ufa-gid.com/encyclopedia/hudaib1.html
http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1224/
http://www.proza.ru/2010/02/06/1070
http://rampa-rb.ru/tanets/leningrad-ulitsa-zodchego-rossi-2-3/
http://vatandash.ru/index.php?article=1246
http://www.hmustaev.ru/?part_id=140,384&photo_id=297
http://www.kulturarb.ru/people/?auth_service_id=VKontakte&auth_service_error=1&PAGEN_1=6
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.