DOI 10.31483/r-107447
Емельянова Ирина Евгеньевна
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, тьюторское сопровождение, тьютор, тьюторство, педагогические конфликты.
IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF TUTOR SUPPORT
IN THE PROCESS OF FORMATION OF CONFLICT COMPETENCE OF TEACHERS AT PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSES
Abstract: the chapter is devoted to the problem of the organization of tutor support of teachers in the system of additional professional education, ensuring the effective formation of their conflictological competence. The author presents the stages and conditions for the implementation of an individual educational program for the formation of conflictological competence of teachers in the process of tutor support at advanced training courses. The chapter concludes that the developed methodological equipment of the course and the accompanying activities of the tutor provide opportunities for teachers to better navigate the advanced training courses. It also allows students – teachers to independently choose the practical material they are interested in for the assimilation and subsequent creative application of the acquired knowledge and skills. The created favorable conditions will contribute to the subsequent systematic reflection of professional activity on the basis of innovative approaches in the education system.
Keywords: conflictological competence, tutor support, tutoring, tutor, pedagogical conflicts.
Анализ современных исследовательских подходов к содержанию понятия «конфликтологическая компетентность» показал, что данная проблема активно изучается учеными, вкладывающими в ее трактовку различный смысл и определяющими ее различное положение в системе профессиональной компетентности специалиста.
Так Л.А. Петровская включает конфликтологическую компетентность в состав социально-психологической компетентности [12, с.38].
С.А. Багашев указывает на то, что конфликтологическая компетентность может рассматриваться и как составляющая коммуникативной компетентности, и как особая управленческая компетентность, являющаяся производной от коммуникативной [3].
В исследовании Д.В. Ивченко конфликтологическая компетентность относится к социальной[12, с.37]
Несмотря на дифференциацию представленных позиций, конфликтологическая компетентность является компонентом профессиональной и видом специальной компетентности.
В структуре конфликтологической компетентности ученые (Баныкина С.В [6–10], Базелюк, В.В [4] и др.) выделяют различные компоненты:
1) гностический, регулятивный, проектировочный, рефлексивно-статусный, нормативный;
2) интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный, саморегуляции, предметно-практический;
3) информационный, операциональный, аксиологический.
Учёные выделяют в ней следующие ведущие компоненты:
1) информационный (освоение системы знаний по структуре конфликтологической компетентности и возможностей их формирования);
2) технологический (овладение технологией реализации конфликтологической компетентности в образовательной практике);
3) личностно-регулятивный (овладение навыками регуляции собственных состояний в процессе реализации конфликтологической компетентности в условиях профессиональной деятельности).
В образовании чаще всего учёные выделяют конфликты, связанные со следующими обстоятельствами:
− нарушениями дидактической функции (например: ошибки в методике оценивания знаний, умений и навыков учеников, манипуляции оценками, неожиданные контрольные работы, «сухой» и «наукообразный» язык, бессистемное и непонятное объяснение и изложение учебного материала и т. д.);
− нарушениями организационной функции (например: плохая организация класса, отсутствие гибкости в постановке и реализации цели урока и т. д.);
− нарушениями функции общения (например: приказной тон учителя, крик, подмена деловых отношений межличностными, нарушение педагогической этики и т. д.).
В административно-управленческой сфере выделяются:
− конфликты, связанные с нарушением организационной функции (например: неудобное расписание занятий, неравномерное распределение педагогической нагрузки, незапланированные формы контроля за деятельностью учителей и т. д.); − функции общения (например: неадекватный стиль руководства, оценочноимперативный характер требований руководителя к подчиненному и т. д.);
− инновационные конфликты (непродуманное введение инноваций) [28; 30; 31; 32 и др.].
Сфера социально-профессионального взаимодействия включает в себя конфликты, связанные с нарушением функции общения и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в школьном социуме.
Данные компоненты косвенно отражают социальную природу конфликтов, которые постоянны в обществе, в отличие от третьего компонента в структуре конфликтологической компетентности педагога, представляющего индивидуальное своеобразие личности в процессе конфликтного взаимодействия.
Критериями сформированности компонентов конфликтологической компетентности являются следующие параметры (по Г.С. Бережной), которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии сформированности компонентов конфликтологической компетентности педагога
Компоненты и сферы |
Параметры |
Информационный блок: 1)административноуправленческая сфера; 2)сфера образовательной деятельности; 3)сфера социальнопрофессионального взаимодействия |
Знания о структуре и динамике конфликта, о его функциях, о типологии и видах конфликтных ситуаций, конфликтах в образовательном учреждении, их особенностях, объективных и субъективных причинах конфликтов, их формах, стратегиях, тактиках и стилях конфликтного поведения и их применимости в различных ситуациях, методах, способах и приемах разрешения конфликтных ситуаций, понятии стресса, защитных механизмах и способах психологической защиты, психотехнических приемах регуляции психофизического состояния, коммуникациях, барьерах общения, технологиях предупреждения, регулирования, разрешения конфликта, теоретических и эмпирических диагностиках конфликта и его составляющих. 1)организационные конфликты и управление ими, инновационные конфликты и управление ими, нормативные основы регулирования конфликтов в школе, организация конфликтологического мониторинга, использование административного ресурса в управлении конфликтами 2)педагогические возможности конфликтных ситуаций и конфликтов, организационные конфликты в процессе обучения школьников и управление ими, технологии |
|
посредничества учителя в конфликте «ученик-ученик», профилактика конфликтов в коллективе учащихся 3) основы консультирования в конфликтных ситуациях, основы посредничества в конфликте «родитель-ребенок», «учитель-учитель», технологии конфликтологического обучения взрослых (родителей и коллег) |
Технологический блок: 1)административноуправленческая сфера; 2)сфера образовательной деятельности; 3)сфера социальнопрофессионального взаимодействия |
Система умений и навыков для решения конфликтологических задач по мониторингу конфликта, по профилактике, предупреждению, разрешению конфликта, по оказанию психологической помощи в конфликте, по организации конфликтологического просвещения 1)обеспечение мер по профилактике организационных и инновационных конфликтов на уровне образовательного учреждения, разработка эффективных процедур регулирования и разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций между всеми участниками педагогического процесса и их нормативной базы, организация конфликтологического мониторинга ситуации в школе 2)управление организационными конфликтами на уровне урока, класса, мониторинг и управление конфликтами в коллективе класса, реализация педагогических возможностей конфликтных ситуаций и конфликтов в процессе обучения и воспитания, оказание помощи ученикам в решении конкретных ситуаций 3)оказание помощи себе и другим учителям, родителям в решении конкретных ситуаций, выступать в роли посредника при разрешении конфликтных ситуаций и конфликтов между родителями и учениками, учителями, способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию конфликтологической культуры педагогических работников и родителей |
Личностно-регулятивный блок: 1)интеллектуальная сфера; 2)эмоциональная сфера; 3)волевая сфера |
1)-гибкость ума; -критичность мышления; -ригидность мышления 2)уровень тревожности; -уверенность в себе; -адекватность самооценки; 3)-настойчивость; -решительность; -умение преодолевать трудности |
Каждый компонент имеет определенное функциональное значение в управлении конфликтами в образовательной организации.
Как показал наш опыт [22], а также опыт отечественных учёных [2; 14; 21; 25; 36; 37 и др.], конфликтлогическая компетентность в условиях повышения квалификации формируется у преподавателей гораздо эффективнее, если этот процесс имеет тьюторское сопровождение.
Тьюторское сопровождение – это форма организации самостоятельной деятельности слушателей, успешного освоения содержания курса и их личностнопрофессионального развития и саморазвития.
Цель тьюторского сопровождения – создание благоприятных условий для развития у преподавателей, учителей способности управлять конфликтами в профессиональной среде.
Ведущими функциями тьютора, по мнению ряда авторов [1; 5; 14; 23 и др.] в процессе формирования конфликтологической компетентности педагогов в условиях прохождения ими курсов повышения квалификации являются:
− диагностико-координационная (определение исходного уровня конфликтологической компетентности, последующая координация деятельности педагогов по самообразованию);
− организационно-деятельностная (формирование конфликтологической компетентности посредством реализации направлений индивидуально-дифференцированного образовательного маршрута);
− контрольно-аналитическая (сбор данных об уровне сформированности конфликтологической компетентности у слушателей).
Данные функции реализуются на определенных этапах тьюторского сопровождения, содержание которого включает в себя организованное взаимодействие тьютора и тьюторантов, направленное на оказание помощи и поддержки в реализации индивидуальной образовательной программы в соответствии с уровнем сформированности конфликтологической компетентности.
На основе материалов исследований авторов Балагинаой Е.В [5], Т.М. Ковалевой, Л.В. Бендовой [27 и др.] мы обозначили технологию тьюторского сопровождения слушателей курсов повышения квалификации как взаимосвязанную последовательность трех этапов:
− подготовительного;
− основного;
− заключительного.
Содержание вышеперечисленых этапов представлено нами в табл 2. (Таблица 2).
Таблица 2
Технология тьюторского сопровождения слушателей курсов повышения квалификации в процессе формирования
конфликтологической компетентности
Этапы сопровождения |
Содержание тьюторского сопровождения |
||
Действия тьютора |
Взаимодействия |
Действия тьюторанта (слушателя курсов ПК) |
|
Подготовительный (диагностико- проектировочный) |
Диагностика исходного уровня сформированности конфликтологической компетентности педагога, моделирование индивидуальной программы обучения, определение форм и методов обучения |
Разработка индивидуальной образовательной программы, индивидуальнодифференцированного образовательного маршрута |
Самодиагностика, оформление ресурсной карты
|
Основной (реализационный) |
Управление деятельностью слушателей в процессе обучения, организация самостоятельной работы, консультирование, методическое обеспечение процесса обучения, корректировка индивидуальнодифференцированного образовательного маршрута
|
Реализация индивидуальной образовательной программы, индивидуальнодифференцированного образовательного маршрута по направлениям и модулям образовательной программы в соответствии с уровнем сформированности конфликтологической компетентности |
Движение по намеченному маршруту, освоение образовательной программы повышения квалификации, самоанализ трудностей и проблем в процессе восприятия учебного материала и самостоятельной работы |
Заключительный (аналитический) |
Диагностика сформированного уровня конфликтологической компетентности педагога, определение видов и форм итогового контроля |
Анализ результатов обучения, определение уровня конфликтологической компетентности педагога |
Самоанализ образовательной и профессиональной деятельности, самодиагностика сформированного уровня |
|
|
|
конфликтологической компетентности |
Условиями реализации тьюторского сопровождения является комплекс методов, средств и форм образования (в том числе и дистанционного) педагогов.
Таблица 3
Условия реализации тьюторского сопровождения слушателей курсов повышения квалификации в процессе формирования конфликтологической компетентности
Этапы сопровождения |
Организационно-педагогические условия |
||
Методы |
Средства |
Формы |
|
Подготовительный (диагностико- проектировочный) |
Анкетирование, тестирование, диалог, интервью, наблюдение |
Диагностические материалы (тесты, анкеты, бланки, карты), методический портфолио тьюторанта |
Установочная конференцияпрезентация, тьюторская консультация |
Основной (реализационный) |
Анализ педагогических ситуаций, аналитика реальных конфликтов, диалог, деловые игры, тренинги, кейс-метод |
Учебнометодические пособия, программы, автоматизированные информационные средства, электронные ресурсы |
Лекционные занятия, практические занятия, тьюториал, консультации, вебконференции, промежуточные контрольные процедуры, самостоятельная работа с учебным материалом и над практическими заданиями |
Заключительный (аналитический) |
Проекты, анкетирование, тестирование |
Методический портфолио тьюторанта, диагностические материалы (тесты, анкеты, бланки, карты), электронный дневник слушателя КПК |
Итоговая конференцияпрезентация, итоговые контрольные процедуры |
Разработанное методическое оснащение курса и сопровождающая деятельность тьютора предоставляют возможности педагогам лучше ориентироваться на курсах повышения квалификации.
Это так же позволяет слушателям – педагогам самостоятельно выбирать интересующий их практический материал для усвоения и последующего творческого применения приобретенных знаний и умений.
Как предполагают авторы [21; 22] созданные благоприятные условия будут способствовать последующей систематической рефлексии профессиональной деятельности на основе инновационных подходов в системе образования.
В процессе проведения заключительного этапа тьюторского сопровождения слушателей курсов осуществлялся анализ результатов их обучения, определялся уровень сформированности конфликтологической компетентности педагогов.
На основе полученных результатов давались рекомендации по улучшению данных показателей, выстраивались дальнейшие стратегии самостоятельной работы слушателей в заданном направлении.
1. Агаркова Е. Тьюторское сопровождение повышения квалификации учителей начальных классов / Е. Агаркова, С. Загребальная // Народное образование. – 2008. – №6. – С.105–112. – EDN JTNXTV
2. Азарова Е.А. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики / Е.А. Азарова,
И.В. Коваленко, Н.Н. Мозговая // Психология обучения. – 2012. – №9. – С.74– 81. – EDN PBTRWF
3. Багашев С.А. Конфликтологическая компетентность руководителя образовательного учреждения / С.А. Багашев / Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2011. – №2 (22). – С.97–102.
4. Базелюк В.В. Формирование конфликтологической компетентности будущего учителя / В.В. Базелюк. – Челябинск: Изд-во «РЕКПОЛ», 2007. – 122 c.
EDN QVPZTX
5. Балагина Е.В. Тьюторское сопровождение непрерывного повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений Архангельской области / Е.В. Балагина, С.А. Горячкова, Н.В. Кряжев [и др.] / Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: Материалы Третьей международной научнопрактической конференции. – М.: МПГУ, 2011. – 255с .
6. Баныкина С.В. Конфликт в контексте педагогической деятельности / С.В. Баныкина. – М.: Маска, 2011. – 142 с.
7. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога / С.В. Баныкина. – Астрахань: Новь, 1997. – 122с.
8. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития / С.В. Баныкина // Современная конфликтология в контексте культуры мира: Материалы I Международного конгресса конфликтологов. – М., 2011. – 592c.
9. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И. Степанов. – М.,2012. – 179 с.
10. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность руководителя / С.В. Баныкина. – М.: Сентябрь, 2012. – 192с.
11. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис......канд. пед. наук: защищена 24.10.06. – М., 2006. – 23 с. – EDN NKDGVV
12. Бережная Г.С. Формирование профессионально-конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения / Г.С. Бережная. –
Калиниград: Из-во РГУ им. И.Канта, 2007. – 228с. – EDN QWPBNR
13. Большакова Л. Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением / Л. Большакова. – М.: АСТ, 2013. – 158 с.
14. Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова / Завуч. Управление современной школой. – 2007. – №4. – С. 33–56.
15. Гатауллина Н.Р. Педагогическая конфликтология / Н.Р. Гатауллина. – Йошкар-Ола, 2007. – 72 с.
16. Гелясина Е.В. Концептуальные основы дистанционного повышения квалификации специалистов сферы образования / Е.В. Гелясина // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №1. – С.105–120. – EDN OOPEVB
17. Горовая В.И. Педагогическая конфликтология / В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова. – Ставрополь: Сервисшкола СГУ, 2011. – 132 с. – EDN QYLSDR
18. Грацианова Л.И. Конфликтология / Л.И. Грацианова. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. – 135 с.
19. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 171 с.
20. Гуртовенко Г.А. Руководство по организации сопровождения профессионального развития педагогов / Г.А. Гуртовенко, Г.А. Железцова, С.А Зенкина [и др.]. – Красноярск: КК ИПК РО, 2006. – 56 с.
21. Дудучик С.В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт / С.В. Дудчик// Школьные технологии. – 2007. – №1. – С. 83–88.
22. Емельянова И.Е. Электронный конфликтологический портфель как инструментарий тьюторского сопровождения обучающихся в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/427/69762.php (дата обращения: 06.07.2023).
23. Загребальная С.В. Моделирование технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителя (на примере учителей начальных классов): автореф. дис....канд. пед. наук: защищена 29.03.07. – Тамбов, 2007. – 24с.
24. Ковалева Т.М. К обсуждению принципиальной модели тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева// Управление воспитательным процессом в школе. – 2008. – №5. – С.19–24.
25. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т.М. Ковалева. – Вопросы образования. – 2011. – №2. – С. 163–180.
26. Ковалева Т.М. Принцип индивидуализации в современном образовании как важный аспект социокультурной модернизации российского общества / Т.М. Ковалева / Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества. – Ч.1. – М., 2011. – 178 с.
27. Ковалева Т.М. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща,
С.Ю. Попова (Смолик) [и др.]. – Тверь: «СФК-офис», 2012. – 246 с. – EDN
YRAWSU
28. Корчагина Л.Г. Основы педагогической конфликтологии / Л.Г. Корчагина, С.В. Сидоров. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати»,
2008. – 51 с.
29. Лецких Л.А. Как организовать тьюторское сопровождение учителя /
Л.А. Лецких // Завуч начальной школы. – 2012. – №6. – С.16–38.
30. Рахматуллина Л.В. Управление педагогическими конфликтами /
Л.В. Рахматуллина. – Набережные Челны, 2010. – 67 с.
31. Рудакова И.А. Конфликтология для педагогов / И.А. Рудакова,
С.В. Жильцоа, Е.А. Филипенко. – Ростов н/Д., 2005. – 155 с. EDN QUGNSB
32. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М., 1995. – 127 с.
33. Сахарова В.И. Тюторская деятельность в учреждении дополнительного профессионального образования / В.И. Сахарова / Тьюторские практики: от философии до технологии. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010. – 173 с.
34. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности. – М.: МПГУ, 2011. – 255 с.
35. Улановская К.А. Тьюторская модель повышения квалификации работников образования / К.А. Улановская / Тьюторские практики: от философии до технологии. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010. – 173 с.
36. Харханова Г.С. Педагогическая конфликтология / Г.С. Харханова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 101 с.
37. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А.С. Чернышев. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 189 с.
38. Шишов С.Е. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №2. – С. 58–62. EDN RZVGZF
Емельянова Ирина Евгеньевна – канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики образовательной деятельности, НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, Москва.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.