Консультация для родителей по развитию речи

  • pdf
  • 09.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konsul_taciya_dlya_roditelei_sinkvei_n.pdf

Консультация для родителей                         

«Речевое развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна»

 

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседуя с ребенком, не могут заменить компьютерные игры или просмотр

мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный интересный метод в обучении детей рассказыванию как синквейн.

Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностноориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «словопредмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. 

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета. 

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Метод синквейна можно применять не только воспитателями группы, но и на занятиях логопеда, художественнотворческой деятельности, музыке.

 

Правила составления синквейна:

1                   строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т.д.); 

2                   строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.

3                   строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4                   строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5                   строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. 

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление, память. Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

 

Примеры синквейнов:

1.                 Кто? Собака

2.                 Какая? Мохнатая, большая 3.          Что делает? Спит, играет, лает.

4.                 Предложение. Мне нравится играть с собакой

5.                 Ассоциация. Друг

 

1.                 Лиса

2.                 Хитрая, пушистая, рыжая

3.                 Крадется, ловит, прыгает

4.                 Не люблю – хитрит и обматывает

5.                 Съела колобка

 

На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.

 

Пример составления рассказа по синквейну:

 

Заяц.

Белый, пушистый.

Боится, пугается, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

 

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить.

 

Заключение

      Синквейн помогает пополнить словарный запас;

      Синквейн учит краткому пересказу;

      Синквейн помогает развить речь и мышление;

      Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов;

      Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;

      Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

      Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

 

Осваивая новую технологию развития речи, не обойтись без помощи родителей. На заседании родительского клуба был проведен тренинг по составлению синквейна.