Консультация для родителей по развитию речи
Оценка 4.9

Консультация для родителей по развитию речи

Оценка 4.9
pdf
09.02.2024
Консультация для родителей по развитию речи
konsul_taciya_dlya_roditelei_sinkvei_n.pdf

Консультация для родителей                         

«Речевое развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна»

 

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседуя с ребенком, не могут заменить компьютерные игры или просмотр

мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный интересный метод в обучении детей рассказыванию как синквейн.

Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностноориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «словопредмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. 

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета. 

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Метод синквейна можно применять не только воспитателями группы, но и на занятиях логопеда, художественнотворческой деятельности, музыке.

 

Правила составления синквейна:

1                   строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т.д.); 

2                   строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.

3                   строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4                   строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5                   строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. 

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление, память. Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

 

Примеры синквейнов:

1.                 Кто? Собака

2.                 Какая? Мохнатая, большая 3.          Что делает? Спит, играет, лает.

4.                 Предложение. Мне нравится играть с собакой

5.                 Ассоциация. Друг

 

1.                 Лиса

2.                 Хитрая, пушистая, рыжая

3.                 Крадется, ловит, прыгает

4.                 Не люблю – хитрит и обматывает

5.                 Съела колобка

 

На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.

 

Пример составления рассказа по синквейну:

 

Заяц.

Белый, пушистый.

Боится, пугается, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

 

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить.

 

Заключение

      Синквейн помогает пополнить словарный запас;

      Синквейн учит краткому пересказу;

      Синквейн помогает развить речь и мышление;

      Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов;

      Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;

      Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

      Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

 

Осваивая новую технологию развития речи, не обойтись без помощи родителей. На заседании родительского клуба был проведен тренинг по составлению синквейна. 

 

 

               

Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна»

Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста методом дидактического синквейна»

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностноориентированной

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностноориентированной

Фраза, которая показывает отношение автора к теме

Фраза, которая показывает отношение автора к теме

Пример составления рассказа по синквейну:

Пример составления рассказа по синквейну:

Осваивая новую технологию развития речи, не обойтись без помощи родителей

Осваивая новую технологию развития речи, не обойтись без помощи родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024