В основе содержания русской традиционной культуры лежит календарно-обрядовый круг, который определяет условия и способы, бытия человека в его жизнедеятельности, тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, животных, растений…
Наилучшее условие знакомства детей с традиционной культурой – «погружение» в нее.
Тема: «Реализация образовательной области
«Социализация» посредством приобщения детей к
русским народным праздником»
В настоящее время мы часто слышим о необходимости
обращения к нашим истокам, к лучшим традициям, к вечным
вопросам род, родство, Родина, о воспитании нравственности,
духовности, патриотизма.
Для нас, современных людей, полное возвращение к прошлому
невозможно и ненужно, однако уникальность нашего положения
состоит в том, что мы имеем возможность оглянуться назад и взять
оттуда все действительно ценное.
Гениальный творец и величайший педагог – народ создал такие
культурные ценности, которые ведут детей по всем ступеням их
всестороннего развития.
Воспитание детей средствами и самим содержанием народной
культуры это обращение к тому, к чему ребенок внутренне готов,
чему открыт.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом порождающим личность.
В основе содержания русской традиционной культуры лежит
календарнообрядовый круг, который определяет условия и
способы, бытия человека в его жизнедеятельности, тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, животных, растений…
Наилучшее условие знакомства детей с традиционной
культурой – «погружение» в нее.
Ребенок не только соприкасается с нравственными, духовными
ценностями, но и обретает свои собственные ценности в процессе
самостоятельного творческого поиска. Условия, связанные с
пребыванием в специально созданной среде, становятся для него
реальными и социальнозначимыми. Праздники позволяют детям
естественным образом войти в социальную среду, систему
социальных отношений. Способствуют становлению произвольной
регуляции поведения, побуждают детей к размышлениям,
личностному росту, творческому развитию. Решают сугубо
психокоррекционные задачи (работа с агрессией, страхами,
замкнутостью,
сложностями в общении;
налаживание внутригрупповых отношений и др.).
гиперактивностью,На протяжении многих лет мной ведется углубленная работа
по приобщению детей к народной культуре в сочетании с лепкой из
глины и декоративной росписью.
Особый интерес дети проявляют к народным праздникам.
Праздник – важное событие как для детей, так и для
воспитателей и родителей. Это своего рода итог совместной
деятельности.
Но чтобы праздник удался на славу требуется длительный,
кропотливый и конечно же увлекательный труд.
Зная, что через близкое и родное творчество своих земляков
детям легче понять и творчество других народов, отработала
содержание русской, традиционной культуры с учетом его
регионального характера. Подготовила практически1й материал –
разные альбомы «Наш Пермский край», «Коми край Парма»,
«Народный костюм» (русский и КомиПермяцкий), «Кунгурская
сторонушка» и др.
Яркие книжки по народному фольклору, народной песне,
народным праздником.
Подобрала книжный, иллюстративный материал, аудиозаписи
(народные мелодии), видеозаписи по теме.
Понимая важность построения приобщения детей к народной
культуре на материале имеющем подлинную художественную
ценность, обратилась за помощью к родителям, к сотрудникам
краеведческого музея, библиотек. Неоценимую помощь в работе
оказывает этнографическое объединение «Чуды» г. Березники.
Большое внимание уделяю оформлению групповых
помещений. Здесь ненавязчиво присутствуют народные мотивы.
Например: Нашу групповую комнату украшает настенное
панно слеплено из глины и ярко расписанное «Дымковские
гуляния».
Радушно встречает гостей хозяюшка с самоваром.
Центральную стену групповой комнаты украшает пейзаж с
самыми яркими природными явлениями соответствующего времени
года.
Важное место занимают детские работы: «Зимушказима»,
«Здравствуй вёснушкавесна» и др.
Все элементы оформления с успехом используются при
проведении праздников.
Слайд
Слайд
СлайдыСлайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Учебный год разделила на четыре календарных цикла. В
каждом из них выделила наиболее значимые события, ситуации,
лежащие в основе русской традиционной культуры.
К праздникам проводится большая подготовительная работа:
разучивание потешек, закличек, песенокпопевок, пословиц,
поговорок, русских народных песен, подвижных и хороводных игр,
изготовление (совместно с детьми) атрибутов, элементов
оформления праздничных гуляний и многое другое.
Лето – замечательное время года для проведения праздников
на природе.
Детям очень нравится веселый праздник «В гостях у Русской
березки». Они с удовольствием водят хороводы вокруг березки,
украшают березку разноцветными ленточками, поют песни.
(Праздник «Троица»)
А на празднике «Путешествие на лесную полянку» охотно
играют в народные игры перевоплощаясь в веселых зверюшек.
В конце лета «Яблочный спас» с летними песенками,
хороводами, да вкусным яблочным пирогом, приготовленным
своими руками.
Осень богата на праздники. «Спожинки» с чествованием
хлеборобов и хлебушка душистого. «Покров» с засолкой хрустящей
капусты. «Кузьминки – встреча зимы с проводами щедрой осени».
Белоснежная зима – это новый год с подарками, «Святки» с
рождественскими посиделками, гаданиями, да веселыми колядками.
«Колядки» одни из самых любимых детьми праздничных гуляний с
выходом в социум. (В масках и нарядах, выполненных вместе с
родителями).
Наступает весна и на пороге лихой праздник «Масленица» с
веселыми песнями, закличками, хороводами, с блинами масляными,
да с чучелом масленицы.
Масленицу изготовили сами, используя золотистую солому,
тряпочки разноцветные и ленты яркие – все как в стародавние
времена.
За «Масленицей» следом «Сороки» (День весеннего
равноденствия) с закличками, песенкамипопевками, да вкусными
печенюшками «Жаворонки», приготовленными по старинным
бабушкиным рецептам.
Все праздники стараюсь проводить с особенностями народных
традиций бытовавших в нашем родном Пермском крае.Слайд
Считая, что детей необходимо знакомить с этнокультурными
традициями народов населяющих наш край, формировать
эмоциональноположительное отношение к этническому населению
Пермского края, знакомлю детей с культурой, традициями Коми
пермяков, с национальными традициями проведения праздников, с
фольклором, легендами, приданиями, с рукотворным творчеством.
(Например: детям очень понравилось участвовать в
«Колядках», проводимых в традициях КомиПермяцкого народа,
используя элементы КомиПермяцкого костюма).
Благодаря проведенной работе дети узнали о культурных
традициях наших ближайших соседей Комипермяков. Они очень
любят инсценировать комипермяцкие потешки.
(Например: «Сороку», «Чивчив воробей», «Топытоп»; играть
в народные игры и др.).
С уважением относятся к людям других национальностей и их
культуре.
Практика показывает, что в процессе приобщения к народной
культуре наметились значительные изменения. Дети овладели
знаниями, умениями и навыками необходимыми в творческой
деятельности. Повысилась потребность общения с искусством.
Наблюдается увлеченность детей творческой деятельностью,
активностью творческой инициативы.
Дети увлеченно участвуют в народных праздниках, охотно
исполняют различные роли, народные танцы, песни, инсценируют
заклички, потешки… играют в народные игры, особенно
хороводные.
(Например: «Прялица», «Вербочка»).
В песнях, закличках, частушках прославляют свою малую и
большую Родину.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что длительный,
кропотливый, очень интересный и увлекательный труд в деле
приобщения детей к народной культуре и традициям, дал
положительные результаты.