Реализация системно - деятельностного подхода в познавательном развитии дошкольников

  • Интерактивная доска
  • pptx
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью системно - деятельностного подхода в обучении является - научить не знаниям, а работе. Деятельностный подход предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). В этой презентации рассматривается системно-деятельностный подход через окружающий мир.Как реализуется системно-деятельностный подход в познавательном развитии в дошкольном учреждении
Иконка файла материала презентация.pptx
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО­ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДА В  ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ  РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ         Воспитатель МБДОУ ДС №16 «Ивушка»  Старооскольского городского округа:                           Шапорова О. М.
Важным  этапом образовательной  деятельности на основе системно –  деятельностного подхода является создание  проблемной ситуации, постановка цели,  мотивирование к деятельности. В организации познавательной деятельности ребенок не может  выступать лишь объектом. Развитие дошкольника всецело  зависит от его деятельности, активной позиции, а совместная  деятельность в целом, постоянно дает более плодотворные  результаты. Поэтому необходимо помнить, что при организации  познавательной деятельности отношения «ребенок­взрослый»  должны строиться на соучастии в деятельности.
Главная задача  по использованию проблемных ситуаций в  образовательном процессе – научить детей находить своё решение,  проявить творческую фантазию, придумать что – то новое.
Проблемные ситуации в соответствии  с программой и временем года Как полить цветы без  лейки? Как козляткам не пустить  волка в дом?
Предварительная работа ( беседы, рисование, лепка, конструирование,  экспериментирование, подвижные игры и т.д.)
Проблемная ситуация может быть использована  в начале занятия в виде постановки вопроса или  в середине его, стремясь поддержать у детей интерес  к новой теме.  В конце занятия обязательно подводим  итоги для  того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было  самым интересным? Что осталось непонятным?)  Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей  выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем  не  бояться допускать ошибки.
СРЕДНЯЯ   ГРУППА ­ дети рассматривали овощи и  фрукты, находили их на  картинках,  разгадывали  загадки и  показывали  соответствующую картинку  - показывали кукле Кате,  как лепить яблочко для  ёжика
СТАРШАЯ   ГРУППА Изучая тему «Вода» педагог  сообщает достоверные  научные знания о том, что все  живые организмы, в том  числе растения, животные и  человек, на две трети состоят  из воды. к  что  мысли,              Чтобы это выяснить мы   предложили  провести    опыт,  и  постепенно  подвести  растения,  детей  употребляемые в пищу: морковь, свекла,  картофель,  яблоки    ­  содержат  много  жидкости.  Чтобы  убедиться  в  этом,  надо  их  отжать  через  марлю  или  соковыжималку, что можно выполнить в  домашних условиях.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА и усвоить его ребенку  трудно: ведь  Это знание высокого уровня обобщения,  Проблемную ситуацию педагог  может вызвать, побуждая детей  выдвигать гипотезы. Покажем  это на примере темы «Воздух»: Чтобы создать проблемную  ситуацию, надо прежде всего  четко определить ту главную  цель, которую дети должны  усвоить.  Она сводится к следующему:  воздух находится везде.  воздух  невозможно увидеть,  рассмотреть, потрогать. Но для  развития мышления очень важно  подвести детей к самостоятельному  выводу, а не сообщать это знание в  готовом виде. Чтобы ребенок захотел  изучать тему «Воздух», необходимо  столкнуть его жизненные представления  с научными фактами.
ИЗ УЧЕНИЕ  ТЕМЫ МЫ  НАЧИНАЕМ С ОПЫТОВ: Сначала показываем стакан, переворачиваем: вверх дном, наклоняем  горизонтально, чтобы все убедились: в стакане нет ни жидкого, ни твердого  вещества. Затем задаем вопрос: «что находится в стакане?». Ответ: «пустой!» ­  соответствует уровню знаний и жизненных представлений детей о воздухе.
Достав полиэтиленовый мешочек, педагог  спрашивает: «Что вы здесь видите? Что здесь есть?».  ­ «Ничего!  Тогда педагог, ловя мешочком воздух,  быстро перехватывает руками края наполненного  пакета и опять спрашивает: «что теперь в  мешочке?». И дети хором отвечают: «воздух!»
Используем методы разрешения проблемы, которые диктует  ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) ­  «моделирование маленькими человечками» (ММЧ).  Когда маленькие человечки  дружны и крепко­крепко  держатся за руки друг с  другом, крепко стоят на  ногах и сквозь них пройти  невозможно, они образуют  твердые тела
 Еще есть другие дружные  человечки, они тоже  крепко стоят на ногах, но  руки держат на поясе и  локотками друг друга  касаются. Через них легче  пройти. Как вы думаете,  где живут эти человечки?  Живут эти человечки в  жидких веществах
 А еще есть третьи  человечки. Они настоящие  озорники, болтают руками,  ногами, прямо как вы.  Постоянно передвигаются,  бегают, прыгают, прямо,  как вы. И живут эти  человечки  в  газообразных  веществах
Остается вопрос со стаканом, в котором как считали вначале,  ничего нет. Поэтому вновь спрашиваем: «А в стакане есть  воздух?» Одни отвечают утвердительно, другие выражают  сомнения.  Из этого следует: не все приняли новое знание.  Чтобы помочь решить эту проблему, проводим следующий  опыт: уравновесив на весах 2 стакана, в один помещаем  горящую лучину. Дети наблюдают за стрелкой  весов – в какую  сторону она отклонится. Обсудив причины отклонения стрелки,  помогаем сомневающимся прийти к выводу: воздух есть везде.
СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ!!!