Лекция на тему: «РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ. ВИДЫ РЕЧИ.»
Презентация по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности»
Автор: Филиппова Ирина Петровна
Преподаватель, Калининградский филиал МФЮА
Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.
Язык - это результат исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками.
Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).
Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).
Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке.
Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.
Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.
2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.
Коммуникация:
а) информационная – передача знаний;
б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;
в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.
Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.
Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п.
Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.
Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.
К периферическим системам обеспечения речи относятся:
• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;
• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;
• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.
Способность человека к анализу и синтезу речи связана:
• с левым полушарием головного мозга;
• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:
• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.
Синтагматические механизмы
Парадигматические механизмы
отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).
Основные этапы развития речи:
1. Фонетический:
А) дословарный (доречевой):
- гуление, издавание нечленораздельных звуков (2 – 5 мес.);
- детский лепет (5 – 11 мес.);
Б) дограмматический (11 – 19 мес.).
Краснобайство –
склонность к
бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.