Речь

  • pptx
  • 17.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лекция 2.4.3 Речь.pptx

Лекция на тему: «РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ. ВИДЫ РЕЧИ.»

Презентация по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности»

Автор: Филиппова Ирина Петровна
Преподаватель, Калининградский филиал МФЮА

Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.

Язык - это результат исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначить предметы и явления некоторыми знаками. 

Язык – это система знаков.

Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь – это способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка.

Сущность речи состоит в выражении отраженной в сознании человека реальности (объективной или субъективной).

Различают языки естественные (сюда входит разговорные и письменные языки), и искусственные (неречевые передачи информации).

Единицей языка является слово.

Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначенному им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном порядке. 

Смысл слова – это содержание слова в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта.

Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.

Коммуникация:
а) информационная – передача знаний;
б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;
в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.

Речь подразделяется на внешнюювнутреннюю и эгоцентрическую.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.

Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п.

Устная речь подразделяется на монологическую и  диалогическую.

Монологическая речь – речь одного человека.

Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами.

Подразделяется на ситуативную и  контекстуальную речь.

Ситуативная речь 
малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.

Внутренняя речь – речь про себя.

Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Физиологические основы речи

К периферическим системам обеспечения речи относятся:
• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;
• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;
• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Способность человека к анализу и синтезу речи связана:
• с левым полушарием головного мозга;
• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:
• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Синтагматические механизмы 
отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга.

Парадигматические механизмы 
отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Основные этапы развития речи:
1. Фонетический:
А) дословарный (доречевой):
- гуление, издавание нечленораздельных звуков (2 – 5 мес.);
- детский лепет (5 – 11 мес.);
Б) дограмматический (11 – 19 мес.).

2. Грамматический (19 – 3 года).

3. Семантический (смысловой) (после 3 лет).

Речевые свойства личности. 

Общительность – оптимальное проявление потребности в контакте с людьми.

Замкнутость – отсутствие потребности в общении.

Болтливость – несдержанность речевой активности.

Красноречие – способность связано, убедительно и в красивой форме излагать свои мысли.

Краснобайство –
склонность к
бессодержательным, декларативным выступлениям в привлекательной языковой форме.

Лаконичность – краткость и четкость выражения мысли.

Афористичность – склонность
к употреблению афоризмов.

Стили речи:
- обиходно-бытовой;
- художественный;
- деловой;
- научный;
- сленг (жаргон).

Спасибо за внимание!