РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье описана актуальность формирования социально значимой ценности, через включение регионального компонента в образовательный процесс. Предложены формы работы, используемые в детском саду по изучению регионального компонента.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.
Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение язык, обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональнальный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Одна из важных задач является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды.
Старший и подготовительный возраст |
|
Речевой центр |
- лепбуки - сказки и рассказы народов Поволжья - иллюстрации к сказкам - Алгоритмы описания жилья и одежды |
Познавательно – исследовательский центр |
- лепбуки - интерактивные игры - презентации - макеты |
Социально – коммуникативный центр |
- лепбуки - картотека национальных блюд - куклы в национальных одеждах - альбомы |
Театральный центр |
- подборка мультфильмов - элементы национальных костюмов - разные виды театра народов Поволжья |
Двигательный центр |
- Картотека игр народов Поволжья - атрибутика к играм - иллюстрации народных игр |
Художественно – эстетический центр |
- лепбук национальные костюмы Поволжья - раскраски - алгоритмы росписи узоров - д/и узоры народов Поволжья |
Музыкальный центр |
- музыкальные народные инструменты - аудио – видео картотека песен и танцев народов Поволжья |
Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Данная работа включается в себя ознакомление детей с народными играми, знакомство с бытом народа и ремеслами, старинными праздниками.
Знакомить детей с региональным компонентом необходимо с раннего возраста и включать во все виды деятельности и режимные моменты.
Виды деятельности, через которые реализуется региональный компонент:
Изобразительная деятельность – рисунок, лепка, аппликация с национальными мотивами и с беседами соответствующей тематики;
Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;
Игровая деятельность – тематические национальные сюжетно-ролевые игры;
Театральная деятельность – разучивание народных танцев, песен, знакомство с этноинструментами;
Двигательная деятельность – подвижные игры народов Поволжья;
Совместная деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
Досуговые мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;
Прогулка – наблюдение за растительность на территории детского сада, наблюдение за птицами, обитающими на территории.
Заключение.
У каждого человека есть своя малая Родина, где он родился, вырос, вырастил своих детей, внуков. Наша малая Родина – это наш город. И где бы мы не находились, мы всегда помним о нашей малой Родине. Сейчас, в наше время мы должны уделять больше патриотическому воспитанию детей в семье, в дошкольных организациях. Ребенок – это чистый лист бумаги, и как мы его заполним, таким он и вырастит.
Литература:
1. Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998
3. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.