РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • docx
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описана актуальность формирования социально значимой ценности, через включение регионального компонента в образовательный процесс. Предложены формы работы, используемые в детском саду по изучению регионального компонента.
Иконка файла материала Региональный компонент.docx

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация

В статье описана актуальность формирования социально значимой ценности, через включение регионального компонента в образовательный процесс. Предложены формы работы, используемые в детском саду по изучению регионального компонента.

 

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение язык, обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональнальный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Одна из важных задач является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды.

Старший и подготовительный возраст

Речевой центр

- лепбуки

- сказки и рассказы народов Поволжья

- иллюстрации к сказкам

- Алгоритмы описания жилья и одежды

Познавательно – исследовательский центр

- лепбуки

- интерактивные игры

- презентации

- макеты

Социально – коммуникативный центр

- лепбуки

- картотека национальных блюд

- куклы в национальных одеждах

- альбомы

Театральный центр

- подборка мультфильмов

- элементы национальных костюмов

- разные виды театра народов Поволжья

Двигательный центр

- Картотека игр народов Поволжья

- атрибутика к играм

- иллюстрации народных игр

Художественно – эстетический центр

- лепбук национальные костюмы Поволжья

- раскраски

- алгоритмы росписи узоров

- д/и узоры народов Поволжья

Музыкальный центр

- музыкальные народные инструменты

- аудио – видео картотека песен и танцев народов Поволжья

Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Данная работа включается в себя ознакомление детей с народными играми, знакомство с бытом народа и ремеслами, старинными праздниками.

  Знакомить детей с региональным компонентом необходимо с раннего возраста и включать во все виды деятельности и режимные моменты.

Виды деятельности, через которые реализуется региональный компонент:

Изобразительная деятельность – рисунок, лепка, аппликация с национальными мотивами и с беседами соответствующей тематики;

Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;

Игровая деятельность – тематические национальные сюжетно-ролевые игры;

Театральная деятельность – разучивание народных танцев, песен, знакомство с этноинструментами;

Двигательная деятельность – подвижные игры народов Поволжья;

Совместная деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;

Досуговые мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;

Прогулка – наблюдение за растительность на территории детского сада, наблюдение за птицами, обитающими на территории.

Заключение.

У каждого человека есть своя малая Родина, где он родился, вырос, вырастил своих детей, внуков. Наша малая Родина – это наш город. И где бы мы не находились, мы всегда помним о нашей малой Родине. Сейчас, в наше время мы должны уделять больше патриотическому воспитанию детей в семье, в дошкольных организациях. Ребенок – это чистый лист бумаги, и как мы его заполним, таким он и вырастит.

Литература:

1.     Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

2.     Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998

3.     Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


 

4.