«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
классное руководство
1 кл
20.01.2018
Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания».docx
ВосточноКазахстанская область, Зыряновский район, город Зыряновск
КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска»
Выступление
на августовской районной секции учителей начальных классов
Тема:
«Рейтинговая оценка
как фактор повышения эффективности
обучения и воспитания»
Подготовила: Бурнашова Ирина Ивановна,
учитель первой квалификационной категории 2017год
«Тот, кого я учу, — это, прежде всего,
живой человек, ребенок, а потом ученик.
Оценка, которую я ставлю ему это
не только измеритель его знаний, но, прежде
всего, мое отношение к нему как к человеку».
В.А. Сухомлинский.
«Сердце отдаю детям»
Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности
оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных
условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, педагогические
технологии, основанные на идеях личностноориентированного и развивающего обучения,
требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества
знаний обучающихся.
Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для
проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного
взаимодействия.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может
рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче,
которая активизирует процесс обучения и воспитания, активизирует познавательный
интерес, вовлекает учащихся в процесс оценивания, воспитывает способность оценивать
самого себя, ставить перед собой цели и достигать их.
Рейтинг в числовом исчислении индивидуальный числовой показатель достижений
учащегося, возникающий как сумма баллов, полученных учащимся за выполнение
различных видов деятельности и определяющий порядковое место учащегося в списке
учащихся по итогам четверти, года.
Важнейшими принципами рейтинга являются:
Объективность, которая заключается в научно обоснованном содержании вопросов
и заданий, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, адекватных
критериях оценивания.
Систематичность.
Открытость (гласность). Учащийся видит свои реальные успехи (или неудачи) в
сопоставлении с другими ребятами, это оказывает определенное мобилизующее
влияние на дальнейшую деятельность. Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно
организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый
учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые
помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают
научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к
предмету, к деятельности.
Взяв на вооружение систему рейтингового контроля, мне захотелось применить эту
систему оценивания в своем классе.
Я поставила перед собой следующие :
Цели:
Формирование активной и целеустремленной личности.
Создание условий для формирования интеллектуального, духовно нравственного,
коммуникативного, эстетического, физического и личностного потенциала
обучающегося.
Задачи:
1 Объединение воспитательных возможностей классного, педагогического и
родительского коллективов для создания воспитательного поля.
2 Способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и
анализе жизнедеятельности в классе.
3 Воспитание гражданской активности и обязательности.
4 Приобщить учащихся к общественному, системному, активному выполнению
социальных ролей в коллективе.
Этапы внедрения рейтинговой системы
1. Разработка оценочной шкалы
2. Ознакомление учащихся и родителей
3. Помочь обучающимся проявить свои индивидуальные способности в учебно
воспитательной деятельности для повышения ее результативности
4. Занесение результатов в оценочный лист класса
5. Способы стимулирования и поощрения
Я выбрала ту область учебновоспитательного процесса, в которой у моих учеников
возникли проблемы, т.е. то, что надо в первую очередь воспитать, чему надо научить. Я остановилась на воспитании прилежания, т.е. отношении учащихся к учебе. Так родился
рейтинг прилежания.
Эта работа была начата мною в первом классе. Изучая индивидуальные особенности
детей, социум, который их окружает, я определила те направления, по которым будет
идти воспитание , выделила виды работ, разработала рейтинговую оценочную шкалу:
готовность к уроку (сюда входит наличие всего необходимого для урока: тетрадь, словарь,
учебник, дневник, ручка, линейка, наличие книги на уроке внеклассного чтения),
выполнение д/з (это относится как к письменным урокам, так и к устным), ведение тетради
( аккуратность, соблюдение орфографического и каллиграфического режима) ,работа на
уроке, дисциплина (сюда входит соблюдение дисциплины на уроках и на переменах, а
также на всех мероприятиях во время пребывания в школе; еще важно не быть участником
в конфликтах, драках, ссорах).
Виды работ
• Готовность к уроку 10 баллов
• Работа на уроке 10 баллов
• Творческие задания 20 баллов
• Качество выполнения д/з 15 баллов
• Ведение тетради 10 баллов
• Дисциплина на уроке 10 баллов
За каждую графу свое количество баллов.
Кроме баллов, выставляемых ученику за те или иные виды работ, предусматривается
система премиальных (дополнительных) или бонусных баллов, которые позволяют ученику
компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных.
«+» Бонусы За отсутствие пропусков 10 б.
Активность,участие 15 б.
Выполнение поручений 10 б.
Дежурство 10 б.
Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде
наказания за различные провинности .
«» Штрафы Пропуск уроков по
неуважительной причине 20 б.
Опоздание на урок – 10 б.
Невыполнение д/з – 20 б.
Нарушение дисциплины 20 б.
ЗОЖ – 10 б. По каждому пункту итоги подводятся еженедельно и переносятся в сводную таблицу
(опыт показал, что целесообразнее вывешивать результаты раз в дветри недели ,так как
это трудоемкий процесс). Общий (рейтинговый) балл состоит из совокупности баллов за
все виды работ. Приложение 1.
Место учащегося в классе определяет так называемый хитпарад: список учащихся в
порядке убывания их рейтинга. Приложение 2. По этическим соображениям
приведенные в таблицах данные изменены и отличаются от реальных.
Система поощрений.
Результаты определяются открытым подсчетом баллов на классных часах,
посвященных подведению итогов рейтинга. Определяются победители за неделю
(четверть, год) 1,2,3 места и еще поощрительные места ( 12 чел. после победителей).
Ведущую роль при этом играет классный руководитель, осуществляющий строго
индивидуальный подход к оценке каждого ученика, он акцентирует внимание учащихся на
том, что при подведении итогов важен, прежде всего, не общий балл, набранный учеником,
а его рост и увеличение активной жизненной позиции. Гораздо полезнее, когда педагог
говорит: «Посмотри, ты на 20м месте в хитпараде, но твой темп роста выше, чем у
лидера. Старайся, и ты достигнешь вершины».
Или: «Ребята, я очень рада за Арсена. Он заметно продвигается вверх по рейтингу. Если он
не потеряет темпа, то скоро будет в десятке лучших».
Итоги эти вывешиваются в печатном виде в классном уголке.
Также я составляю список рекомендаций абсолютно для всех учащихся, что
необходимо им сделать, чтобы повысить свой рейтинг прилежания. . Как правило,
рекомендации, советы, данные детям, обновляются каждую четверть, т.е. это говорит о
том, что ученики анализируют свои достижения и стремятся быть прилежными в учебе, им
не все равно, каков их рейтинг.
Дети и их родители в любое время могут с ними ознакомиться и тем самым помочь
своему ребенку в учебном процессе
Награждения.
Дети должны гордиться своими достижениями.
В конце каждой четверти победители награждаются призами. В конце учебного года
на классном празднике « Прощание с учебным годом» вручаются награды,
благодарственные письма отличившимся учащимся и активным родителям, медальки
получают все дети ( каждый в чем –то отличился)
Плюсы этой системы:
Первое, что стало происходить при внедрении этой системы – это то, что те ученики,
которые были незаметны в классе, стали заметными, уважаемыми, т.к. обычно тихие трудолюбивые дети не видны на общем фоне. Те ученики, которые нарушали дисциплину,
стали задумываться над своими поступками и уже не всегда позволяли себе те или иные
действия.
У учащихся появился интерес к самоорганизации: уходя домой проверяли свои рабочие
места, приводили их в порядок; стали более внимательно готовиться к урокам, многие
повысили свой читательский интерес и уже приносили прочитанную книгу на урок
внеклассного чтения; в тетрадях работы стали более аккуратными; стало меньше
конфликтных ситуаций, т.е. дети стали пытаться договариваться между собой.
Повысилась активность родителей в совместной деятельности класса.
Преимущества рейтинговой системы:
Рейтинговая система позволяет значительно повысить эффективность учебной
деятельности учащихся за счет целого ряда факторов:
Вопервых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся .
Вовторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом
контролируется учителем и одноклассниками.
Втретьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой
природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не
вызывает стрессовой ситуации.
Вчетвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются
дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
Впятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более
продуктивной и активной познавательной деятельности.
Вшестых, активизирует родителей в учебновоспитательной работе.
Что дает рейтинговая система классному руководителю?
Позволяет вести систематический учет учебных и внеучебных достижений
учащихся, что помогает раскрыть потенциал каждого ребенка, а также облегчает
формирование портфолио учащегося.
Позволяет дифференцированно оценивать выполнение разных видов деятельности.
Позволяет определить лидеров класса по направлениям деятельности, степень
сплоченности творческих групп, степень противоречивости отношений в группе и
др.
Что дает данная система оценивания учащемуся?
Дает возможность самореализации, возможность почувствовать себя частью целого. Помогает сплочению коллектива, укреплению отношений между детьми.
Приучает ребят к ответственности и активной жизненной позиции.
Дает возможность самому выбирать направление деятельности.
Дает возможность отслеживать свой личностный рост.
Предоставляет возможность сравнить свой результат с результатами учащихся
класса.
Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей
творческой выдумки в работе. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в
школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно чтото придумывать.
. Анализируя результаты своей работы, хочу сказать, что в общем, система
Заключение
интересна, продуктивна, актуальна, меняет специфику работы учителя, способствует
совместной деятельности учителя, учеников и родителей, поощряет детей к достижениям
и позволяет видеть каждодневный прогресс. Данная система оценивания позволяет создать
максимально комфортную среду .Следовательно, растёт заинтересованность и успешность
ученика, что делает процесс обучения и воспитания более эффективным.
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.