«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
Оценка 4.8

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
классное руководство
1 кл
20.01.2018
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.
«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания».docx
Восточно­Казахстанская область, Зыряновский район, город Зыряновск                           КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска»                                                             Выступление      на августовской районной секции учителей начальных классов                                                                  Тема: «Рейтинговая оценка  как фактор повышения эффективности обучения и воспитания» Подготовила: Бурнашова Ирина Ивановна,                                                         учитель первой квалификационной категории 2017год                                                                                          «Тот, кого я учу, — это, прежде всего,                                                  живой человек, ребенок, а потом ученик.                                                      Оценка, которую я ставлю ему ­ это                                                       не только измеритель его знаний, но, прежде                                                     всего, мое отношение к нему как к человеку». В.А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям»         Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных  условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, педагогические  технологии, основанные на идеях личностно­ориентированного и развивающего обучения,  требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества  знаний обучающихся.        Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для  проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного  взаимодействия.         Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может  рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче,  которая активизирует процесс обучения и воспитания, активизирует познавательный  интерес, вовлекает учащихся в процесс оценивания, воспитывает способность оценивать  самого себя, ставить  перед собой цели и достигать их.        Рейтинг в числовом исчислении ­ индивидуальный числовой показатель достижений  учащегося, возникающий как сумма баллов, полученных учащимся за выполнение  различных видов деятельности и определяющий порядковое место учащегося в списке  учащихся по итогам четверти, года. Важнейшими принципами рейтинга являются:  Объективность, которая заключается в научно обоснованном содержании вопросов  и заданий, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, адекватных  критериях оценивания.  Систематичность.  Открытость (гласность). Учащийся видит свои реальные успехи (или неудачи) в  сопоставлении с другими ребятами, это оказывает определенное мобилизующее  влияние на дальнейшую деятельность. Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно  организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый  учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые  помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают  научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к  предмету, к деятельности.    Взяв на вооружение систему рейтингового контроля, мне захотелось применить эту  систему оценивания в своем классе.   Я поставила перед собой следующие : Цели:  Формирование активной и целеустремленной личности.  Создание условий для формирования интеллектуального, духовно ­нравственного,  коммуникативного, эстетического, физического и личностного потенциала  обучающегося. Задачи: 1 Объединение воспитательных возможностей классного, педагогического и  родительского коллективов для создания воспитательного поля. 2 Способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и  анализе жизнедеятельности в классе. 3 Воспитание гражданской активности и обязательности. 4 Приобщить учащихся к общественному, системному, активному выполнению  социальных ролей в коллективе. Этапы внедрения рейтинговой системы 1. Разработка оценочной шкалы 2. Ознакомление учащихся и родителей 3. Помочь обучающимся проявить свои индивидуальные способности в учебно­  воспитательной деятельности для повышения ее результативности 4. Занесение результатов в оценочный лист класса 5. Способы стимулирования и поощрения       Я выбрала ту область учебно­воспитательного процесса, в которой у моих учеников   возникли проблемы, т.е. то, что надо в первую очередь воспитать, чему надо научить. Я остановилась на воспитании прилежания, т.е. отношении учащихся к учебе. Так родился  рейтинг прилежания.      Эта работа была начата мною в первом классе. Изучая индивидуальные особенности  детей, социум, который их окружает, я определила те направления, по которым будет  идти воспитание , выделила виды работ, разработала рейтинговую оценочную шкалу:  готовность к уроку (сюда входит наличие всего необходимого для урока: тетрадь, словарь, учебник, дневник, ручка, линейка, наличие книги на уроке внеклассного чтения),  выполнение д/з (это относится как к письменным урокам, так и к устным), ведение тетради ( аккуратность, соблюдение орфографического и каллиграфического режима) ,работа на  уроке, дисциплина (сюда входит соблюдение дисциплины на уроках и на переменах, а  также на всех мероприятиях во время пребывания в школе; еще важно не быть участником в конфликтах, драках, ссорах).  Виды работ      • Готовность к уроку ­ 10 баллов  • Работа на уроке       ­ 10 баллов  • Творческие задания ­ 20 баллов  • Качество выполнения д/з ­ 15 баллов  • Ведение тетради ­ 10 баллов  • Дисциплина на уроке ­ 10 баллов За каждую графу ­ свое количество баллов.     Кроме баллов, выставляемых ученику за те или иные виды работ, предусматривается  система премиальных (дополнительных) или бонусных баллов, которые позволяют ученику компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных. «+» Бонусы      За отсутствие пропусков    ­ 10 б.   Активность,участие            ­ 15 б.                            Выполнение поручений      ­ 10 б.                             Дежурство                             ­ 10 б.       Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде  наказания за различные провинности . «­» Штрафы     Пропуск уроков по                            неуважительной причине   ­20 б.                             Опоздание на урок            – 10 б.                            Невыполнение д/з              – 20 б.                            Нарушение дисциплины   ­ 20 б.                             ЗОЖ                                    – 10 б. По каждому пункту итоги подводятся еженедельно и переносятся в сводную таблицу  (опыт показал, что целесообразнее вывешивать результаты раз в две­три недели ,так как  это трудоемкий процесс). Общий (рейтинговый) балл состоит из совокупности баллов за  все виды работ. Приложение 1.    Место учащегося в классе определяет так называемый хит­парад: список учащихся в  порядке убывания их рейтинга.  Приложение 2. По этическим соображениям  приведенные в таблицах данные изменены и отличаются от реальных. Система поощрений.         Результаты определяются открытым подсчетом баллов на классных часах,  посвященных подведению итогов рейтинга. Определяются  победители за неделю  (четверть, год) ­1,2,3 места и еще поощрительные места ( 1­2 чел. после победителей).       Ведущую роль при этом играет классный руководитель, осуществляющий строго  индивидуальный подход к оценке каждого ученика, он акцентирует внимание учащихся на  том, что при подведении итогов важен, прежде всего, не общий балл, набранный учеником, а его рост и увеличение активной жизненной позиции. Гораздо полезнее, когда педагог  говорит: «Посмотри, ты на 20­м месте в хит­параде, но твой темп роста выше, чем у  лидера. Старайся, и ты достигнешь вершины».  Или: «Ребята, я очень рада за Арсена. Он заметно продвигается вверх по рейтингу. Если он не потеряет темпа, то скоро будет в десятке лучших».  Итоги эти вывешиваются в печатном виде в классном уголке.      Также я составляю список рекомендаций абсолютно для всех учащихся, что  необходимо им сделать, чтобы повысить свой рейтинг прилежания. . Как правило,  рекомендации, советы, данные детям, обновляются каждую четверть, т.е. это говорит о  том, что ученики анализируют свои достижения и стремятся быть прилежными в учебе, им не все равно, каков их рейтинг.     Дети и их родители в любое время могут с ними ознакомиться и тем самым помочь  своему ребенку в учебном процессе Награждения.    Дети должны гордиться своими достижениями.        В конце каждой четверти победители награждаются призами.  В конце учебного года  на классном празднике « Прощание с учебным годом» вручаются награды,  благодарственные письма отличившимся учащимся и активным родителям, медальки  получают все дети ( каждый в чем –то отличился)     Плюсы этой системы:      Первое, что стало происходить при внедрении этой системы – это то, что те ученики,  которые были незаметны в классе, стали заметными, уважаемыми, т.к. обычно тихие трудолюбивые дети не видны на общем фоне. Те ученики, которые нарушали дисциплину,  стали задумываться над своими поступками и уже не всегда позволяли себе те или иные  действия.     У учащихся появился интерес к самоорганизации: уходя домой проверяли свои рабочие  места, приводили их в порядок; стали более внимательно готовиться к урокам, многие  повысили свой читательский интерес и уже приносили прочитанную книгу на урок  внеклассного чтения; в тетрадях работы стали более аккуратными; стало меньше  конфликтных ситуаций, т.е. дети стали пытаться договариваться между собой.      Повысилась активность родителей в совместной деятельности класса. Преимущества рейтинговой системы:     Рейтинговая система позволяет значительно повысить эффективность учебной  деятельности учащихся за счет целого ряда факторов: Во­первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся . Во­вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками. В­третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой  природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не  вызывает стрессовой ситуации. В­четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются  дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся. В­пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более  продуктивной и активной познавательной деятельности. В­шестых, активизирует родителей в учебно­воспитательной работе. Что дает рейтинговая система классному руководителю?  Позволяет вести систематический учет учебных и внеучебных достижений  учащихся, что помогает раскрыть потенциал каждого ребенка, а также облегчает  формирование портфолио учащегося.  Позволяет дифференцированно оценивать выполнение разных видов деятельности.  Позволяет определить лидеров класса по направлениям деятельности, степень  сплоченности творческих групп, степень противоречивости отношений в группе и  др. Что дает данная система оценивания учащемуся?  Дает возможность самореализации, возможность почувствовать себя частью целого.  Помогает сплочению коллектива, укреплению отношений между детьми.  Приучает ребят к ответственности и активной жизненной позиции.  Дает возможность самому выбирать направление деятельности.  Дает возможность отслеживать свой личностный рост.  Предоставляет возможность сравнить свой результат с результатами учащихся  класса. Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей  творческой выдумки в работе. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в  школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно что­то придумывать.  . Анализируя результаты своей работы, хочу сказать, что в общем, система  Заключение   интересна, продуктивна, актуальна, меняет специфику работы учителя, способствует  совместной деятельности учителя, учеников и родителей, поощряет детей к достижениям  и позволяет видеть каждодневный прогресс. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду .Следовательно, растёт заинтересованность и успешность  ученика, что делает процесс обучения и воспитания более эффективным.

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»

«Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018