Рекомендации для педагогов по обучению детей с ЗПР в условиях образовательной инклюзии
Обучение ребенка с ЗПР — задача сложная и трудоемкая. Особенно в условиях образовательной инклюзии. Но при правильной организации педагогические приемы, которые будет использовать учитель, могут подойти не только ребенку со статусом ОВЗ, но и другим детям со сложностями обучения.
Для
правильной адаптации образовательной программы для ребенка с ЗПР нужно
определить зоны актуального и ближайшего развития
ребенка по всем областям.
Важно выявить дефициты ребенка и его сильные стороны,
на которые можно опираться при обучении. Сильной стороной может быть интерес к
рисованию, хорошая механическая память, любовь к животным.
Для детей с ЗПР нужно адаптировать учебное пространство. Речь идет о правильном выборе рабочего места: у стены или рядом с учителем, одному или рядом с подходящим одноклассником, правильной организации помещения классной комнаты: максимальное исключение отвлекающих факторов, выделение и организация зоны релаксации и физической разгрузки.
Расписание уроков ребенка с ЗПР должно включать мероприятия по преодолению и профилактике утомляемости. Для эффективного усвоения учебного материала чередуйте разные формы организации обучения: дополнительный выходной день при необходимости, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения, тьюторское сопровождение.
Чтобы правильно усвоить учебный материал и выполнить задание, ребенку с ЗПР нужно:
Каждый из этих этапов вызывает у ребенка с ЗПР сложности. Важно, чтобы вы могли ему помочь. Понять задание ребенку помогут: дополнительные разъяснения учителя, опорные карточки и визуальные алгоритмы, проговаривание хода решения негромко вслух.
Чтобы помочь ребенку преодолеть повышенную утомляемость и снижение работоспособности, давайте ему возможность переключаться с одной учебной деятельности на другую. Например, попросите нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту.
Также поможет дополнительная двигательная разрядка. Попросите ребенка вытереть доску или раздать учебный материал другим детям. Не забывайте стимулировать его похвалой и одобрением.
Для облегчения процесса решения задачи учитель может:
Для ребенка с ЗПР можно составлять памятки с добавочными шагами. Памятка может состоять из следующих шагов:
Конечно, для обучения математике недостаточно только работы учителя. Часть заданий необходимо выполнять индивидуально или в малой группе в ходе подготовительных и коррекционно-развивающих занятий со специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Чтение
Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:
Чтобы помочь ребенку с ЗПР освоить навык чтения, во время урока можно:
Продумайте способы облегчить задания: сократить объем письменной работы, отказаться от слитного письма, писать в тетрадях в крупную клетку, дополнительно выделять цветом строки в тетради по русскому языку, разрешить пользоваться карандашом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.