Буклет
Тема «Рекомендации по использованию наглядно дидактических пособий в развитии дошкольников»
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, а отсюда вытекает необходимость для детей наглядного обучения»…
(К.Д. Ушинский)
Использование наглядного материала помогает быстро и просто объяснить детям, что такое один, а что такое много, познакомить с объектами окружающего мира, цветами, формами, природными явлениями.
По мере взросления детей информация, содержащаяся в пособиях, усложняется, видоизменяется ее подача: на смену рисункам приходят графические изображения – схемы, диаграммы, графики. Они используются для ознакомления с новым материалом, закрепления знаний и навыков, проверки усвоения материала.
Яркие наглядные пособия привлекают внимание детей, делают процесс обучения более живым и интересным
Роль наглядных пособий
Наглядных материалов существует великое множество: от реальных объектов и их муляжей до раздаточных карточек с картинками и информационных стендов.
С помощью ярких иллюстраций дети знакомятся с животными, растениями, предметами обихода: мебелью, посудой, одеждой и т. д. Учатся строить предложения, считать, анализировать. Знакомятся с такими понятиями, как длина, вес, размер, форма, цвет, положение в пространстве.
Наглядные пособия незаменимы в развитии речи и обучении счету: дети учатся рассказывать, что видят, и считать изображенные предметы.
Необходимость наглядных пособий при изучении различных явлений и процессов объясняется тем, что они упрощают восприятие информации и развивают разные виды мышления.
У младших дошкольников преобладает наглядно-действенное мышление. Оно опирается на непосредственное восприятие предметов, а действие служит ключиком к решению задачи. Мозг формулирует задачу и продумывает, что нужно сделать, чтобы ее решить: сломалась игрушка – починить, упала башенка – построить, нет части картинки – дополнить. Задачи решаются с помощью рук: взять, перенести, построить, поломать, высыпать, собрать.
В этот период улучшается координация движений, мелкая моторика пальцев, формируется сознание. Идеальные наглядные пособия в обучении малышей – крупные яркие картинки, игры-рамки, кубики, сортеры, бизиборды.
У старших дошкольников формируется наглядно-образное мышление. Они начинают продумывать решение задачи в уме, прорабатывают разные варианты, используя внутреннюю, непроизносимую речь. Формируют в сознании предварительную картину предполагаемого действия и предугадывают результат.
На этом этапе нужно предлагать детям задания по развитию речи, чтобы они учились формулировать свои мысли, логические задачки по типу «что лишнее», «больше-меньше», «выше-ниже» и другие, а также простые математические примеры.
В дальнейшем у детей развивается словесно-логическое, высшее мышление. Они учатся рассуждать и анализировать, применяют логические конструкции.
Основные типы наглядных пособий:
Дидактический материал – раздаточные карточки с изображениями животных, птиц, предметов обихода, транспорта, геометрических фигур, букв и цифр.
Статические модели – это реальные предметы и муляжи, а также фотографии, макеты объектов, геометрические тела.
Плакаты и стенды с изображениями различных предметов и явлений окружающего мира, таблицами по решению математических задач и развитию речи.
Обучающие плакаты – удобный наглядный материал для проведения занятий в ДОУ
Графические изображения: планы и карты, схемы, диаграммы, графики. Подходят для занятий со старшими дошкольниками, позволяют познакомить их с понятиями «план местности», «график температуры» и т. п.
Объемные пособия – к этой группе относятся кубики, конструкторы, магнитные фигурки, шнуровки, головоломки, сортеры и другие развивающие игрушки.
Динамические модели – видеоролики, мультфильмы и кинофильмы с познавательной информацией для детей.
Интерактивные пособия – наглядный материал в электронном виде для использования с интерактивными досками и столами.
Все наглядные пособия условно можно разделить на три большие группы: печатные, объемные и проекционные.
Требования к наглядности:
1. Должна реально отражать окружающую действительность,
2. Соответствовать уровню развития детей,
3. Быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.
В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании :
1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.
2.Применять только в соответствующий момент занятия.
3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.
4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.
5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.
6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.
7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации учебно-воспитательного процесса, при закреплении полученных знаний , при углублении и расширении кругозора дошкольников, в самостоятельной деятельности детей, в творческой и исследовательской деятельности ребят. В этом случае воспитатель определяет задание, направляет деятельность дошкольников. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, так как это мешает детям сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.