Рекомендации по занятиям физкультурой с дошкольниками

  • Научные работы
  • pdf
  • 08.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья раскрывает методику организации физкультурных занятий: структура (вводная, основная, заключительная части), способы организации детей (поточный, фронтальный, групповой) и контроль нагрузки.
Иконка файла материала Общие рекомендации по занятиям физкультурой с дошкольниками.pdf

Общие рекомендации по занятиям физкультурой с дошкольниками

 

Милославская Ольга Николаевна

Методист частного детского сада Мими Дом

        

Введение

Актуальность темы. В современном мире гармоничное развитие личности ребенка невозможно без полноценного физического воспитания. На фоне глобальных вызовов, таких как повсеместная цифровизация и, как следствие, рост гиподинамии среди детей, физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) приобретает особую значимость. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются жизненно важные двигательные навыки и создается фундамент для осознанного отношения к физической культуре на всю последующую жизнь.

Проблема исследования заключается в необходимости систематизации, научного обоснования и обновления методических подходов к организации физкультурной деятельности с детьми. Несмотря на обилие практических разработок, существует потребность в создании целостной системы рекомендаций, интегрирующей классические принципы педагогики с инновационными технологиями и учитывающей современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Цель монографии — разработать и теоретически обосновать комплекс общих рекомендаций по организации занятий физкультурой с дошкольниками, отвечающих вызовам времени и требованиям современной педагогической науки.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать психофизиологические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.

2.      Рассмотреть современные требования к организации физкультурных занятий в ДОУ.

3.      Охарактеризовать ключевые формы, средства и методы физкультурнооздоровительной работы.

4.      Определить специфику организации занятий в разных возрастных группах.

5.      Сформулировать практические рекомендации по планированию, проведению и мониторингу эффективности физкультурных занятий.

Научная новизна работы состоит в комплексной систематизации современных научных данных и интеграции инновационных подходов (здоровьесберегающие технологии, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, элементы детской йоги) в единую научнообоснованную систему практических рекомендаций.

Благодарность: большое спасибо частном садику в Санкт-Петербурге Мими Дом https://sadik-spb.ru/ и статьей физкультура в детском саду https://sadik-

spb.ru/fizkultura_v_dietskom_sadu                                                  

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы физического воспитания дошкольников

1.1. Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Организация физкультурных занятий должна базироваться на глубоком понимании уникальных процессов роста и развития ребенка. В дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит интенсивное созревание всех систем организма.

       Опорно-двигательный аппарат: Идет процесс окостенения скелета, который еще отличается гибкостью и податливостью. Мышечная система развивается неравномерно, в первую очередь крепнут крупные мышцы. Это обуславливает естественную потребность ребенка в движении, но также и быструю утомляемость при статических нагрузках.

       Сердечно-сосудистая и дыхательная системы: Сердце дошкольника имеет относительно большой объем, а сосуды — широкий просвет, что обеспечивает хорошее кровоснабжение. Однако регуляторные механизмы еще несовершенны, поэтому пульс легко учащается и так же быстро восстанавливается. Дыхание частое и поверхностное. Физические упражнения способствуют увеличению жизненной емкости легких и тренировке сердечной мышцы.

       Нервная система: Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это объясняет высокую подвижность, эмоциональность и неустойчивость внимания детей. Двигательная деятельность способствует уравновешиванию этих процессов и совершенствованию высшей нервной деятельности.

Ключевым аспектом является учет сенситивных периодов — временных отрезков, наиболее благоприятных для развития определенных физических качеств. Так, дошкольный возраст является оптимальным для развития быстроты, ловкости

(координации) и гибкости. Развитие выносливости и силы требует осторожного подхода и дозирования нагрузок.

1.2. Цели, задачи и принципы физического воспитания

Физическое воспитание в ДОУ решает триединую задачу:

1.      Оздоровительные задачи: Укрепление здоровья, содействие гармоничному психофизическому развитию, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам.

2.      Образовательные задачи: Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), развитие физических качеств, привитие элементарных знаний о гигиене, здоровье и пользе физических упражнений.

3.      Воспитательные задачи: Формирование нравственно-волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость), воспитание интереса и потребности в занятиях физкультурой, развитие умения взаимодействовать в коллективе.

Эта работа строится на общепедагогических (научность, систематичность, наглядность) и специфических принципах:

       Принцип оздоровительной направленности: Все средства и методы должны способствовать укреплению здоровья.

       Принцип комплексности: Обеспечение взаимосвязи физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

       Принцип индивидуализации: Учет индивидуальных особенностей (возраста, пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья) каждого ребенка.

       Принцип цикличности и систематичности: Регулярность занятий и постепенное увеличение нагрузки.

1.3. Анализ современных педагогических подходов

Современная педагогика рассматривает физическое развитие как неотъемлемую часть целостного образовательного процесса. ФГОС ДО определяет образовательную область «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение основными движениями; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

На смену традиционным подходам приходят инновационные здоровьесберегающие технологии:

       Фитбол-гимнастика: Упражнения на больших мячах для развития координации, равновесия и укрепления мышечного корсета.

       Игровой стретчинг: Упражнения на растяжку, проводимые в игровой форме для развития гибкости и профилактики нарушений осанки.

       Дыхательная гимнастика: Специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры и повышения функциональных возможностей организма.

       Психогимнастика: Игры и этюды, направленные на снятие эмоционального напряжения и развитие выразительности движений.

             

Глава 2. Организационно-педагогические условия реализации физкультурно-оздоровительной работы

2.1. Основные формы организации двигательной деятельности

Эффективная система физического воспитания предполагает использование разнообразных форм работы в течение всего дня.

       Физкультурные занятия: Являются основной формой обучения. Их структура классически включает три части:

o    Вводная часть (5-7 мин): Организация детей, активизация внимания, подготовка организма к основной нагрузке (различные виды ходьбы, бега, строевые упражнения).

o    Основная часть (15-20 мин): Разучивание новых и закрепление ранее освоенных движений, развитие физических качеств, проведение подвижной игры высокой интенсивности.

o    Заключительная часть (3-5 мин): Снижение физической нагрузки, восстановление дыхания (спокойная ходьба, малоподвижные игры, дыхательные упражнения).

       Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

o    Утренняя гимнастика: Способствует бодрому переходу от сна к бодрствованию.

o    Физкультминутки: Кратковременные упражнения (1-2 мин) во время занятий, требующих умственного напряжения.

o    Подвижные игры и упражнения на прогулке: Удовлетворяют естественную потребность детей в движении.

o    Закаливающие процедуры: Обтирание, хождение босиком, воздушные ванны.

       Активный отдых: Физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья.

       Самостоятельная двигательная деятельность: Создание условий для свободной двигательной активности детей в группе и на участке.

2.2. Средства и методы физического воспитания

Ключевыми средствами являются: физические упражнения (гимнастика, игры), естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы (режим дня, питание, сон).

Выбор методов зависит от возраста детей и поставленных задач:

       Наглядные методы (показ упражнения, использование зрительных ориентиров, имитация) доминируют в младшем возрасте.

       Словесные методы (объяснение, команды, вопросы, рассказ) становятся более значимыми в среднем и старшем возрасте.

       Практические методы (повторение, игровой, соревновательный) лежат в основе формирования двигательных навыков. Наибольший эффект дает их комплексное и вариативное применение.

2.3. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Среда должна быть безопасной, содержательно-насыщенной, трансформируемой и вариативной. Физкультурный зал и спортивная площадка должны быть оснащены современным оборудованием, соответствующим возрастным особенностям детей. Инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли) должен быть в достаточном количестве, эстетически привлекательным и доступным для детей, в том числе для организации их самостоятельной деятельности.

          

Глава 3. Практические рекомендации по проведению физкультурных занятий

3.1. Возрастная специфика содержания и методики

       Младший дошкольный возраст (3-4 года): Занятия носят преимущественно игровой, сюжетный характер («В гостях у зайчика», «Путешествие в лес»). Основа — подражательные движения. Педагог активно участвует в процессе, используя образные сравнения. Главная задача — обогащение двигательного опыта, развитие основных видов движений.

       Средний дошкольный возраст (4-5 лет): Двигательные задачи усложняются, вводятся более сложные координационные упражнения (например, метание в цель). Появляются элементы командных игр и соревнований. Педагог поощряет самостоятельность и творческую инициативу.

       Старший дошкольный возраст (5-7 лет): Повышается объем и интенсивность нагрузки. Большое внимание уделяется развитию физических качеств и обучению элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон). Дети учатся анализировать свои движения, контролировать их качество. Формируется осознанное отношение к здоровью.

3.2. Планирование и мониторинг

Планирование осуществляется на основе образовательной программы ДОУ и результатов диагностики.

       Перспективное планирование (на год): Определяет последовательность решения задач, распределение учебного материала.

       Календарное планирование (на 1-2 недели): Конкретизирует содержание работы, прописывает конспекты занятий.

Мониторинг (диагностика) физического развития проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года). Он включает оценку уровня развития основных движений и физических качеств (например, бег на 30 м, прыжок в длину с места, метание мешочка вдаль). Результаты диагностики являются основанием для корректировки педагогического процесса и индивидуальной работы с детьми.

3.3. Взаимодействие с семьей

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы многократно возрастает при условии тесного сотрудничества с семьей.

       Формы работы с родителями:

o    Информационно-просветительские: Консультации, родительские собрания, папки-передвижки, мастер-классы.

o    Совместные мероприятия: Спортивные праздники («Папа, мама, я — спортивная семья»), походы, Дни здоровья.

       Цель взаимодействия: Повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них понимания важности физического воспитания и создание единого здоровьесберегающего пространства «ДОУ – Семья».

 

Заключение

Физическое воспитание дошкольников — это многогранный, системный и целенаправленный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом современного качественного дошкольного образования. Представленные в монографии рекомендации, основанные на синтезе классических подходов и современных научных данных, призваны стать методической опорой для педагогов-практиков.

Ключевыми условиями эффективности физкультурно-оздоровительной работы являются:

       Учет психофизиологических и возрастных особенностей детей.

       Комплексное использование разнообразных форм, средств и методов.

       Интеграция инновационных здоровьесберегающих технологий.

       Создание безопасной и мотивирующей развивающей среды.

       Тесное взаимодействие с семьей.

Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке и апробации моделей инклюзивного физического воспитания, изучении влияния цифровых образовательных ресурсов на двигательную активность дошкольников, а также в поиске новых эффективных средств и методов, способствующих гармоничному развитию здорового и активного подрастающего поколения.

Список литературы

1.      Адольф, В.А., & Степанова, И.Ю. (2018). Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Сибирское медицинское обозрение, (3), 101-107.

2.      Борисова, М.М. (2019). Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Мозаика-Синтез.

3.      Волошина, Л.Н., & Гавришова, Е.В. (2017). Игровые технологии как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика физической культуры, (5), 58-60.

4.      Григорьева, Г.Г. (2015). Игровые приемы в обучении дошкольников основным движениям. Сфера.

5.      Ефименко, Н.Н. (2014). Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детство-Пресс.

6.      Карташова, Ю.А. (2016). Современные подходы к организации физкультурнооздоровительной работы в дошкольной образовательной организации. Научный альманах, (11-2), 241-244.

7.      Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., & Самодурова, М.М. (2013). Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Академия.

8.      Новикова, И.М. (2018). Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Мозаика-Синтез.

9.      Пензулаева, Л.И. (2022). Физическая культура в детском саду: Все возрастные группы. Мозаика-Синтез.

10.  Подольская, О.Н. (2017). Инновационные подходы к организации физкультурнооздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 22(6), 115-121.

11.  Рунова, М.А. (2016). Двигательная активность ребенка в детском саду. МозаикаСинтез.

12.  Сайкина, Е.Г. (2015). Фитнес в системе дошкольного образования. Детство-Пресс.

13.  Степаненкова, Э.Я. (2021). Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Академия.

14.  Утробина, К.К. (2019). Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-7 лет. ГНОМ.

15.  Шебеко, В.Н. (2012). Физическое воспитание дошкольников. Академия.

16.  https://sadik-spb.ru/fizkultura_v_dietskom_sadu статья о физкультуре в детском саду.

 

Посмотрите также