Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» Городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Рекомендации по изучению лексической темы недели
«Наша Армия».
Подготовила:
учитель –логопед
Крафт Маргарита Александровна
п.Ванино 2022 г.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Наша Армия».
v Игры и упражнения, проводимые на протяжении всей недели, представлены в картотеке учителя – логопеда для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР:
Подвижные игры «Пограничник», «Капитан».
v Проведение ежедневной работы по развитию словаря по теме недели
( в планировании по развитию словаря).
v Иллюстративный материал и художественная литература.
Предметные картинки по теме, альбом «Кем быть?»
А. Митяев «Почему Армия родная?»
Задачи: Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессии военных. Расширение и активизация словаря по теме недели. Развитие связной речи, синтаксической стороны речи, совершенствование лексико – грамматического строя речи. Развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, памяти.
Понедельник:
Рассматривание предметных картин (плаката) по теме недели и беседа по ним.
Педагог. Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать праздник День защитника Отчества. А кто такие защитники Отечества? Предположения детей.
Мы сегодня с вами будем говорить о защитниках нашей Родины, о военных.
Кого называют защитниками отечества? (воинов Российской армии, солдат)
Чей праздник «день защитника отечества», мужской или женский? (мужской)
Ребята, я вам сейчас покажу картинку, а вы мне скажете, что изображено на ней. (Военный самолет)
Кто управляет военным самолётом? (военный лётчик)
Кто охраняет границы нашей Родины? (пограничники)
Кто охраняет морские границы? (моряки, подводники)
Кто управляет танком? (танкист)
Давайте подумаем и скажем, а какие должны быть защитники отечества?
Какой у них характер? (смелые, храбрые, отважные, мужественные, героические...)
Что делают военные? Чем занимаются? (служат, охраняют границы, защищают Родину)
Игра «Раздели на слоги» (совершенствование навыка слогового анализа слов)
Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ним контейнер с фишками ( камешки, пуговицы, детали мозаики или конструктора).
Педагог. Ребята, сейчас я буду произносить слова, а вы будете делить их на слоги и выкладывать слоговые схемы из фишек.
Предъявляемые слова: наряд, граница, собака, столб, бинокль, рация, ограда, поводок, вышка, тишина.
Вторник:
Игра «Кто что делает?» (расширение и уточнение глагольного словаря по теме. Свершенствование грамматического строя речи).
Летчик-управляет самолетом, держит штурвал, смотрит в бинокль, проводит испытания.
Пограничник – охраняет границу, разговаривает по рации, смотрит в бинокль.
Капитан военного корабля – стоит на капитанском мостике, смотрит в бинокль, отдает команды.
Танкист – управляет танком, переключает рычаги, смотрит в прицел.
Рекомендуется использовать наглядную опору.
Рассказывание стихотворений детьми о военных, выученные дома.
После сна Составление рассказа по картине В.М. Каратая «На границе» (развитие связной речи, памяти мышления) ( Конспекты подгрупповых занятий Н.В. Нищевой стр354-355- материал в приложении к данным рекомендация. Раннее по картине проводилась беседа)
Среда:
Выходной день ( праздник 23 февраля)
Четверг:
Д/и «Что не так?».( Формирование умения работать с деформированной фразой)
Педагог. Сейчас я вам скажу фразу, а вы меня поправьте, слушайте внимательно, что не так?
Ø Солдаты не должны защищать Родину. Правильно? А как нужно сказать?
Ø Танкист управляет самолётом. Как правильно?Летчик управляет самолетом
Ø Подводная лодка взлетела в небеса. Кто поправит? Военный самолет взлетел в небеса
Слушают, составляют грамматически правильное предложение, отвечают полным предложением
Д/и «Измени по образцу». Образование множественного числа имен существительных.
Педагог. Поиграем так: я вам буду говорить слово в единственном числе, а вы мне во
множественном, например летает –летают.
Служит -... (служат). Защищает -... (защищают). Стреляет -... (стреляют). Побеждает -...(побеждают). И т.д. по аналогии.
Пятница:
Д/и «Сосчитай» - согласование числительных с существительными:
один танк – пять танков, один корабль – пять кораблей, один самолёт – пять самолётов.
Д/и «Кто лишний?»
Педагог. Слушайте внимательно и скажите кто лишний и почему:
Ø десантник, танкист, летчик, тракторист. (тракторист) Почему лишний? (не
Ø военная профессия)
Ø танк, самолёт, трамвай, вертолёт. (трамвай)
Ø храбрый, мужественный, смелый, съедобный. (съедобный)
Дополнительный материал.
Загадки:
1.
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.(Пограничник)
2.
Под водой железный кит,
Днем и ночью
он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой.(Подводная лодка)
3.
Я на войне –боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.(Танк)
Пальчиковая игра «Наша армия»
Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.