Психология для родителей.
(по А.С. Спиваковской)
· Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: "хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом". Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребёнка, принятие его как самостоятельной личности, тёплое эмоциональное отношение.
· Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: "смотрите, какой прекрасный ребёнок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним". Родители высоко оценивают ребёнка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.
· Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: "хотя мой ребёнок недостаточно умён и развит, но всё равно я его люблю". Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребёнка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребёнку.
· Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: "нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и развит". Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребёнка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребёнком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.
· Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: "ребёнок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела". Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребёнок нуждается в помощи и поддержке.
· Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: "я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребёнок так неразвит, неумён, неприятен другим". Родитель обычно не замечает в ребёнке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким "неудачником". Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам - для "исправления".
· Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: "мой ребёнок негодяй, и я докажу ему это". Родители пытаются строгостью и жёстким контролем "переломить" ребёнка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убеждённостью, что их ребёнок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
· Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: "я не хочу иметь дело с этим негодяем". В воспитании преобладает отстранение от проблем ребёнка, родители как бы "издали следят" за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: "оградите нас от этого чудовища".
Дошкольное воспитание, 2001, №12, С.З.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.