Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?
Оценка 4.6

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
1 кл—7 кл
24.04.2018
Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?
Данные рекомендации для учителей "Как помочь ребенку с дисграфией?" были разработаны с целью помочь учителям начальных классов и учителям среднего звена разобраться в формах дисграфии (артикуляторно-акустическая форма дисграфии, акустическая форма дисграфии, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия), оказывать своевременную помощь ученикам, учитывая при оценивании работ эти дисграфические ошибки.Данные рекомендации для учителей "Как помочь ребенку с дисграфией?" были разработаны с целью помочь учителям начальных классов и учителям среднего звена разобраться в формах дисграфии.
Рекомендации для учителей.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа  пгт.Смирных МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией? Материал подготовила учитель­логопед:  Ушакова Людмила Михайловна пгт. Смирных 2018 Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией. С   началом   обучения   в   школе   у   некоторых   детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята   оказываются   не   в   ладах   с   русским   языком,   хотя хорошо   справляются   с   математикой   и   другими предметами,   где,   казалось   бы,   требуется   больше   сообразительности.   Вот   таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия ­ это частичное специфическое нарушение письма.  Речевая симптоматика дисграфии.   выполненные   ими   упражнения, При   ДИСГРАФИИ   дети   младшего   школьного   возраста   с  трудом   овладевают письмом:   диктанты   содержат   множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный  почерк. В средних  и  старших  классах   ребята  стараются  использовать   при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или   выполнять   письменные   задания.   У   них   развивается   чувство   собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом   с   большим   трудом   сочиняют   поздравительную   открытку   или   короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.  У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ".   Пишут   такие   дети   медленно,   неровно;   если   они   не   в   настроении   то   почерк расстраивается окончательно.  Неречевая симптоматика дисграфии. У   детей­дисграфиков   отмечается   несформированность   многих   психических функций:   зрительного   анализа   и   синтеза,   пространственных   представлений,   слухо­ произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза,   лексико­грамматического   строя   речи,   расстройства   памяти,   внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально­волевой сферы.                                                              Выделяют пять форм дисграфии: 1. Артикуляторно­акустическая форма дисграфии.  Суть   ее   состоит   в   следующем:   имеющий   нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет   Ребенок, исправлено   звукопроизношение,   заниматься   коррекцией   письма   с   опорой   на проговаривание нельзя. 2. Акустическая форма дисграфии. Эта   форма   дисграфии   проявляется   в   заменах   букв,   соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие ­ глухие (Б­П; В­Ф; Д­Т; Ж­Ш и т.д.), свистящие ­ шипящие (С­Ш; З­Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч­Щ; Ч­ТЬ; Ц­Т; Ц­С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.  Это   наиболее   часто   встречающаяся   форма   дисграфии   у   детей,   страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:  пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание   лишних   букв   в   слове   (бывает,   когда   ребенок,   проговаривая   при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация ­ в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила"). 4. Аграмматическая дисграфия.  Связана   с   недоразвитием   грамматического   строя   речи.   Ребенок   пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").   Аграмматизмы   на   письме   отмечаются   на   уровне   слова,   словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая   дисграфия   обычно   проявляется   с   3­го   класса,   когда школьник,   уже   овладевший   грамотой,   "вплотную"   приступает   к   изучению грамматических   правил.   И   здесь   вдруг   обнаруживается,   что   он   никак   не   может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.  5. Оптическая дисграфия.  В   основе   оптической   дисграфии   лежит   недостаточная   сформированность зрительно­пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких   "специфичных"   элементов.   Одинаковые   элементы   по­разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:  ­   недописывание   элементов   букв   (связано   с   недоучетом   их   количества):   Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; ­ добавление лишних элементов; ­ пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; ­ зеркальное написание букв.  Профилактика дисграфии. К   мерам   ранней   профилактики   дисграфии   относится целенаправленное   развитие   у   ребенка   тех   психических функций,   которые   необходимы   для   нормального   овладения процессами письма и чтения.  Таким   ребятам   вполне   по   силам   овладеть   чтением   и письмом,   если   они   будут   настойчиво   заниматься.   Кому­то понадобятся годы занятий, кому­то ­ месяцы. Суть уроков ­ тренировка речевого слуха и буквенного зрения.  Почерк   дисграфика   ­   выражение   всех   его   трудностей.   Как   правило,   у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый";   другой   ­   огромный,   корявый,   неуклюжий,   "уродливый".   Так   вот,   за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок.  В   течение   некоторого   времени   (обычно   двух­трех   недель   на   это   хватает)   в тетради   В   КЛЕТОЧКУ   переписывается   КАЖДЫЙ   ДЕНЬ   абзац   текста   из   любого художественного   произведения   или   упражнения   из   учебника   НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА.   Текст,   что   ОЧЕНЬ   ВАЖНО,   переписывается   ПО   КЛЕТОЧКАМ,   ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ! Немаловажна   здесь   и   психологическая   подготовка   ребенка   к   занятиям.   При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из­под палки", результатов может  не  быть.  Объем   текста,  подчеркиваю   еще   раз,  должен   быть   небольшим,  для ребенка   до   десяти   лет   это   может   быть   всего   одна   строка   в  день,  но   как   следует, отчетливо   переписанная.   Общая   цель   ­   не   допустить   ни   малейшего   отвращения, усталости, даже недовольства собой!  Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую   ВСЕ   логопеды.   Поэтому   хорошо   если   место   "хватки"   пишущего   предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее   стабилизируется.   А   для   этого   корпус   должен   быть   трехгранным   (фирма Staedtler,).  К   сожалению,   пока   не   приходилось   встречать,   чтобы   были   совмещены   оба "удобства":   и   треугольник,   и   пупырышки.   Так   что   купите   "пупырчатую"   ручку   и треугольный карандаш. Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими­ то   особенностями,   будет   предметом   небольшой   гордости   ребенка   перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи. Несколько упражнений  для преодоления дисграфии 1) Упражнение "Корректурная правка". Для   этого   упражнения   нужна   книжка,   скучная   и   с   достаточно   крупным   (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5­6 дней таких занятий переходим на две   буквы,   одна   зачеркивается,   другая   подчеркивается   или   обводится   в   кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.  2) Упражнение "Пишем вслух".  Чрезвычайно   важный   и   ничем   не   заменимый   прием:   всё,   что   пишется, проговаривается   пишущим   вслух   в   момент   написания   и   так,   как   оно   пишется,   с подчеркиванием, выделением слабых долей. Под   "слабыми   долями"   здесь   подразумеваются   звуки,   которым   при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова,   типа   "зу*п",   или   перед   глухим   согласным,   типа   "ло*шка".   Важно   отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно,  и  часто   по   этой   причине   вырабатывается   привычка   "ставить   палочки",   т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек­загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы.  3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только). Материал для работы ­ сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.  4) "Пропущенные буквы". Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом­подсказкой, где все   пропущенные   буквы   на   своих   местах.   Упражнение   развивает   внимание   и уверенность навыка письма. Например: К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.  5) Лабиринты. Лабиринты   хорошо   развивают   крупную   моторику   (движения   руки   и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Чего нельзя делать? Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать  им упражнения, где требуется   исправить   ошибки,   изначально   допущенные.   Выполнение   подобных упражнений может пагубно сказаться (из­за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.  НЕ   ПРЕДЛАГАЙТЕ   ДЕТЯМ   ИСПРАВЛЯТЬ   ОШИБКИ,   НАУЧИТЕ   ИХ   НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз   показывает   ребенку,   что   ошибки   возможны,   даже,   пожалуй,   полезны   в   чем­то. Давайте забудем об этом...  Материал подготовила Ушакова Л.М.  учитель­логопед МБОУ СОШ пгт.Смирных

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей. Как помочь ребенку с дисграфией?

Рекомендации для учителей.  Как помочь ребенку с дисграфией?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018