Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога - мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая форма аттестации.
Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Инновационная деятельность педагога зависит:
от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;
помощь в получении информации об инновационных технологиях;
содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами
правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.
Инновационная деятельность педагога
в
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она
строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если
в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения
более высоких результатов образования, если она не способствует развитию
личности самого педагога. Без творчества нет педагога мастера. На
сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти
в
профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая
форма аттестации.
Особую
профессионального
самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.
Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная
на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при
помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного
процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового
знания, качественно иной педагогической практики.
В связи с этим
становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его
профессионального развития.
процессе
значение
Инновационная деятельность педагога зависит:
от уровня
личностной готовности педагога к этой деятельности,
совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на
совершенствование собственной педагогической деятельности:
личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий
•
эмоциональный статус);
•
специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами
обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить
актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их
решения).
существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
• финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
• благоприятный моральнопсихологический микроклимат и творческая
атмосфера;
• помощь в получении информации об инновационных технологиях;
• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога
с обучающимися и коллегами
• правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со
спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.Негативно влияют на инновационную деятельность педагога следующие
факторы:
низкий уровень заработной платы;
формальные требования и часто необъективная оценка со стороны
администрации;
недостаточная учебноматериальная база;
недостаточная информации об интересующих педагога инновационных
технологиях;
неярко выраженное у обучающихся желание учиться.
Такие факторы сдерживают стремления к участию в инновационной
деятельности, к профессиональнотворческой свободе.
По сути своей
новизна всегда относительна. Новшество не
обязательно является чемто новым, но обязательно чем–то лучшим и может
быть продемонстрировано само по себе.
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся
практику).
Источником инновационных идей педагога может служить:
неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к
развитию деятельности);
различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их
запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых
идей);
изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых
форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Содержание инновационной деятельности педагога
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в
образовательном процессе.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов,
методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне
5. Участие в проектноисследовательской или опытноэкспериментальной
деятельности.Как же может педагог позиционировать себя, заявить на
реализацию инновационной деятельности.
Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога
предполагает:
(реализация
осуществление
инновационной деятельности
заполнение информационной карты инновационной деятельности
выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей
обучающихся (она же может стать и темой самообразования педагога);
(приложение);
стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом
разработка проекта (программы, плана)
инновационной деятельности:
цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость,
актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы
работы, длительность, предполагаемый результат.
инновационного проекта (программы);
отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы
ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:
"Творческие отчеты" позволяют
общую результативность
инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою
инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.
"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с
творческой деятельностью педагога.
"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками
педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать
педагоги, осваивающие какуюлибо инновацию.
"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам
образовательных учреждений получать дополнительную информацию
по
различным инновациям.
"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в
процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой
теоретической подготовке.
"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;
внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем
опыта, новой практики).
оценить
Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе:
заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.Приложение
Информационная карта инновационной
деятельности педагога
Разработчик
ФИО, возраст, образование, специальность, стаж,
квалификационная категория, контактный телефон, адрес электронной
почты
1. Количество участников инновационной деятельности (педагогов,
обучающихся)
2. Сроки инновационной деятельности
3. Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между
собой; модульные (блочные), связанные между собой.
4. Область применения инновации (дидактика, психология, частные
методики, технологии, апробация новых учебнометодических комплектов,
другое …) ________________________________________________________
5. Проблема (тема)_______________________________________________
6. Цель_________________________________________________________
7. Задачи_______________________________________________________
8. Сущность инновации__________________________________________
9.
Прогнозируемый результат_____________________________________
10. Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):
разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей
реализации);
осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на
стадии апробации);
практики)
распространение созданного инновационным путем опыта (новой
11.
Представление результатов (подчеркнуть)
мастер класс,
выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол,
творческие отчеты,
методические
рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта
работы.
публикации,
открытые занятия,
12.
Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе
осуществления инновационной деятельности___________________
13.
14.
15.
Публикации в рамках инновационной деятельности___________
Партнерство в рамках инновационной деятельности___________
Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного
учреждения________________________________________