Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок
Оценка 5

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Оценка 5
Научные работы
docx
физическая культура +1
Взрослым
15.10.2019
Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок
Футбол - один из самых популярных видов спорта. Подготовка футболистов — многолетний целенаправленный процесс, представляющий собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Техническая подготовленность - это основа всей подготовки футболистов. В данной статье обсуждаются вопросы обучения и совершенствования технике останоки мяча, что является важной составляющей практической деятельности каждого футболиста.
Проскурина статья.docx
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования   «Детско ­ юношеская спортивная школа №3 города Орла» Тема по самообразованию: «Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок» Работу выполнила:  Проскурина М.С. 2019 год г. Орел Основой   спортивного   мастерства   футболистов   является   техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность   игры.   В   последнее   время   специалисты   футбола   отмечают отставание наших спортсменов от лучших зарубежных футболистов в технике владения мячом. Истоки   причин   такого   отставания   на   уровне   команд   мастеров   и   сборных команд видятся в недостаточной эффективности обучения технике футбола спортсменов. Многие ведущие тренеры и специалисты по футболу также отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ   и   СДЮСШОР   по   футболу,   значительно   уступающий   возросшим требованиям   современного   футбола.   Поэтому   повышение   спортивного мастерства   отечественных   футболистов   неразрывно   связано   с   улучшением качества подготовки спортивного резерва. Одним   из   перспективных   направлений   решения   этой   проблемы выступает реализация принципа обобщения в обучении (В.В. Давыдов, 1972), которая обеспечивает обнаружение обучаемыми взаимоотношения общего и единичного,   движение   от   видения   сущности   первого   порядка   к   более глубокой сути явления, от целого ­ к его составным частям, от абстрактного понятия   к   конкретным   явлениям.   Благодаря   систематизации   учебного материала   в   процессе   обобщения   у   обучаемых   формируется   системное видение изучаемых явлений в их взаимосвязи между собой. Анализ   что организационно­методические основы реализации техники остановки мяча в   научно­методической   литературы   показывает, футболе являются на сегодняшний день недостаточно исследованными, что обусловливает актуальность этой  работы. 1   Обучение   остановкам   и   совершенствование   техники   остановок мяча. Обучение   остановкам   и   совершенствование   в   них   осуществляется параллельно   с   процессом   освоения   ударов   по   мячу.   В   начале   изучают остановки мяча ногой, а затем ­ остановки грудью и головой летящих мячей. В современном   футболе   все   реже   пользуются   полной   остановкой   мяча,   а применяют   остановки   с   переводами,   позволяющими   изменять   направления движения мяча для выполнения игроками последующих действий. Методика обучения остановкам мяча следующая. Все приемы и способы разучиваются   сначала   в   облегченных   условиях   (без   противодействия соперников), затем с пассивным, а впоследствии с активным сопротивлением   Совершенствовать   изученные   приемы противоборствующих   игроков. необходимо в игровой форме. Ниже   приведен   комплекс   упражнений,   способствующих   освоению   и закреплению   техники   остановок   мяча.   Данные   упражнения   можно использовать как на занятиях в закрытых помещениях, так и на поле. 1. Остановка мяча в воздухе.  В зависимости от числа имеющихся в наличии   мячей   упражнение   выполняется   в   парах,   тройках   или   с   большим числом   игроков.   У   каждой   группы   один   мяч.   Игроки   располагаются   друг против   друга   (если   их   двое),   треугольником   (если   их   трое)   или   образуют квадрат,   прямоугольник   (если   их   больше   трех).   В   обусловленном   заранее порядке ребята руками бросают друг другу мяч. Задача партнера ­ остановить мяч,   не   дав   ему   опуститься   на   землю.   Останавливать   мяч   можно   грудью, головой, ногами. Остановке мяча предшествует уступающее движение. 2. Остановка с переводом мяча для ведения или удара. Упражнение выполняется в парах. Партнеры становятся на расстоянии нескольких шагов. Поочередно   они   руками   бросают   друг   другу   мяч.   Принимающий   должен остановить мяч у земли внешней стороной подъема и перевести его в сторону так, чтобы мяч откатился на небольшое расстояние (чтобы, повернувшись к мячу, можно было сразу выполнить ведение). Упражнение можно проводить в 20­25 шагах против ворот. Партнеры стоят   боком   к   воротам   и   лицом   друг   к   другу.   После   остановки   мяча   с одновременным переводом его в сторону ворот тут же выполняется удар по воротам.   Можно   обусловить   также,   что   удар   производится   после продвижения с мячом. Ворота защищает голкипер. Игрок, обращенный левым боком к воротам, останавливает мяч, выполняет ведение и производит удар левой ногой; а тот, кто обращен к воротам правым боком, выполняет то же самое, но соответственно правой ногой. Оба варианта упражнения можно выполнять, передавая мяч друг другу ногой так, чтобы он катился по земле. 3. Остановка, ведение и удар по воротам. Упражнение выполняется в парах. Игроки стоят лицом к друг другу и боком к воротам, в 35­40 шагах против   ворот.   Поочередно   они   бросают   руками   мяч   друг   другу.   Партнер должен   остановить   мяч   внутренней   стороной   подъема   и   перевести   его   в сторону ворот, выполняя прием так называемым «загребающим» движением ноги. Игрок, обращенный к воротам левым боком, должен бросить мяч так, чтобы   он   летел   немного   в   стороне   от   внешней   части   правой   ноги. Принимающий   мяч,   отводя   вправо   и   немного   назад   приподнятую   ногу, «загребает»   мяч   внутренней   стороной   подъема   и,   опуская   его   на   землю, одновременно   проталкивает   себе   на   ход   в   сторону   ворот;   после   чего продвигается немного с мячом и производит удар по воротам. «Загребая» мяч,  необходимо   одновременно   резким   движением   развернуться   в   сторону ворот. Игроку, обращенному к воротам правым боком, мяч подается таким же образом к левой ноге, и все действия выполняются этой ногой. 4. Откатка мяча под удар.  Мяч в руках у игрока. Он бросает мяч вперед   с   таким   расчетом,   чтобы   догнать   его   можно   было,   только   сделав рывок.   Остановка   выполняется   подошвой   в   тот   момент,   когда   вытянутая вперед   нога   обращена   пальцами   вверх.   В   момент,   предшествующий соприкосновению с мячом, нога немного сгибается в колене, вслед за этим следует быстрое движение ноги к мячу и мяч как бы выталкивается вперед, после   чего   сразу   производится   удар.   Можно   завершать   это   упражнение ударом по воротам или проводить его в парах и завершать передачей мяча. 5. Остановка с поворотом.  Игрок бросает мяч через голову ­ назад, поворачивается   лицом   к   мячу,   бежит   ему   вдогонку,   чтобы   произвести остановку любой частью ноги, приземлив мяч или не дав ему опуститься на землю. Бросать мяч нужно так, чтобы он летел «плавно», как бы «повисая» немного в воздухе (чтобы игрок успел повернуться и догнать мяч). В то же время,   это   позволяет   точнее   рассчитать   все   движения,   связанные   с выполнением   того   или   иного   приема   остановки.   Осуществив   остановку, целесообразно выполнить ведение мяча, удар или передачу. По мере усвоения упражнения мяч бросают все выше и дальше, усложняя условия выполнения упражнения. 6.   Остановка   мяча   грудью   с   одновременным   переводом   его   в сторону под удар. Упражнение выполняется в парах. Партнеры стоят в 30­40 шагах против ворот, боком к воротам и лицом друг к другу. Они поочередно руками бросают друг другу мяч так, чтобы он летел на высоте груди или немного выше, но не очень быстро. Задача принимающего ­ преградить путь мячу грудью, одновременно развернув туловище в сторону ворот и направив тем самым туда мяч. Удар по воротам производится сразу или после ведения мяча.   По   мере   усвоения   упражнения   возрастает   скорость   движения направляемого партнеру мяча и уменьшается расстояние между игроками. 7.   Остановка   и   удар   с   лета.  Упражнение   выполняется   в   парах. Футболисты стоят лицом друг к другу и боком к воротам, в нескольких (10­ 15)   шагах   от   ворот.   Игрок   бросает   мяч   партнеру   так,   чтобы   он   до   него немного   не   долетел.   Принимающий   должен,   двигаясь   в   направлении   мяча, остановить его любой частью подъема, не дав опуститься на землю; после чего любой   ногой   произвести   удар   в   сторону   ворот   по   мячу,   «повисшему»   в воздухе. 8.   Перевод   мяча,   пропущенного   между   ногами.  Упражнение выполняется   в   парах,   тройках   или   четверках.   Футболисты   поочередно передают друг другу мяч так, чтобы он катился по земле. В тот момент, когда мяч приближается к ногам принимающего передачу, он пропускает его между ног и одновременно отводит назад правую или левую ногу. После того, как мяч минует опорную ногу примерно на длину ступни, отведенная назад нога внутренней   стороной   стопы   переводит   его   мимо   пятки   опорной   (стоящей впереди) ноги. После этого следует повернуться в сторону движения мяча и остановить его или продвинуться с ним в другую сторону. По мере усвоения упражнения следует увеличивать скорость движения мяча при передачах и уменьшать   расстояние   между   партнерами   в   моменты,   предшествующие передаче. 9. Скати мяч под удар. Упражнение выполняется в парах. Партнеры стоят   в   30  шагах   от   ворот   лицом   друг   к   другу   и   боком   к   воротам.  Мяч бросают   руками   так,   чтобы   он   летел   на   уровне   груди   или   живота. Принимающий   останавливает   мяч  передней  частью  бедра. При  этом  бедро должно быть в таком положении, чтобы мяч, как с горки, скатился на землю. Для этого нога сгибается в колене, ступня отводится немного назад, пальцы обращены   к   земле.   После   того,   как   мяч   приземлится,   наносится   удар   по воротам (сразу или после ведения). 10. С головы на подъем. Упражнение выполняется в парах. Игроки бросают друг другу мяч так, чтобы он летел не быстро, а с низкой скоростью. Задача   принимающего   ­   остановить   мяч   головой   и   сбросить   вниз   с   таким расчетом, чтобы успеть принять его на подъем. А затем, сбросив с подъема, выполнить удар или ведение. При остановке мяча головой и подъемом нужно сделать   «уступающее»   движение:   при   приближении   мяча   устремиться   ему навстречу, становясь на носки и вытягивая к мячу туловище и голову. Однако, в последний момент перед остановкой мяча согнуть колени, как бы приседая, и втянуть голову в плечи. Ноги ставятся одна впереди другой. При таком выполнении приема мяч не отскакивает от головы.  Методические   рекомендации   по   использованию   данного   комплекса упражнений следующие: Смысл выполнения передач мяча руками заключается в том, что они дают возможность точнее направить мяч игроку, осуществляющему тот или иной   прием   остановки;   а   также   лучше   регулировать   высоту,   скорость   и траекторию полета мяча. На начальном этапе обучения это очень важно для эффективного освоения приемов. Упражнения   у   ворот   в   парах   выполняются   поточным   методом,   при котором   одна   пара,   выполнив   прием,   уступает   место   другой.   Можно организовать   занятие   и   по­другому:   одна   пара   повторяет   упражнение несколько раз подряд, а в это время остальные игроки выполняют  другие задания: передают мяч друг другу, обводят друг друга, играют в квадратах и т.д. После того, как одна пара выполнит упражнение заданное число раз, ее сменяет другая, а она занимает место сменивших. Если есть возможность дать мяч   каждому   игроку,   то   это   значительно   повышает   плотность   и эмоциональность занятий и способствует более быстрому усвоению приемов. С   целью   более   эффективного   овладения   такими   приемами,   как остановки   мяча   используют   вспомогательное   оборудование   (специальные тренажеры, скамейки, батуты и т.п.). 2   Педагогические   условия   по   совершенствованию   техники   и методики остановки мяча в футболе. Концептуальные   положения   теории   содержательного   обобщения   в обучении  послужили основой  для  структурно­логического  анализа техники футбола, в результате которого техника футбола представлена как целостная система движений, связанных между собой структурно­логическими связями, отражающими,   с   одной   стороны,   степень   общности   технических   приемов между   собой   ­   с   другой,   специфичность   отдельных   технических   приемов, способов и разновидностей их выполнения. В   содержании   техники   футбола   выделены   базовые,   общие   для   всех технических приемов элементы (игровая стойка, беговой и стопорящий шаг), общие   для   технических   приемов,   выполняемых   с   мячом   (выход   на   мяч), общие для всех способов ведения и обводки (проталкивание мяча), ударов (замах, хлест, жесткость звена тела, воздействующего на мяч), остановок мяча (вынос   звена   тела   навстречу   мячу,  уступающее   движение,  расслабленность мышц),   частные   элементы,   связанные   с   особенностями:   1)   выполнения технических   приемов   с   мячом   различными   звеньями   тела;   2)   скорости, траектории   и   направления   движения   мяча;   3)   скорости   и   направления движения партнеров и соперников. Первым  педагогическим   условием   совершенствования   обучения технике футбола является организация обучения в направлении от усвоения общих   базовых   элементов   техники   футбола   к   элементам   более   частного характера. Это создает благоприятные условия для сознательного применения имеющихся знаний и умений при усвоении новых двигательных действий; для формирования у занимающихся целостного представления о технике футбола как системе взаимосвязанных двигательных действий. Структурно­логические   связи   между   базовыми   элементами   и техническими   приемами   футбола   учтены   в   следующей   последовательности обучения:. Базовые элементы техники футбола (игровая стойка, беговой шаг, стопорящий шаг).. Техника способов передвижения (прыжок толчком одной ноги, остановка шагом, прыжок толчком двумя ногами, остановка прыжком, бег   приставным   шагом,   бег   спиной   вперед,   бег   скрестным   шагом,   бег   с изменением   скорости   и   направления   передвижения,   сочетание   приемов техники   передвижения..   Базовые   элементы   техники   владения   мячом (положение   стопы   при   выполнении   приемов   с   мячом,   выход   на   мяч, положение опорной ноги (упругая и устойчивая опора), действия с мячом: проталкивание   мяча,   удар   по   мячу,   прием   мяча..   Техника   ведения   мяча (ведение   мяча   серединой,   внешней   и   внутренней   частью   подъема,   ведение мяча   с   изменением   скорости   и   направления   передвижения,   финты «остановкой»,   «уходом»)..   Базовые   элементы   техники   ударов   по   мячу подъемом (жесткость стопы в момент удара, последний шаг разбега, замах, хлест).. Техника ударов по мячу ногой (удар серединой подъема, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, финты «ударом», удары по катящемуся, летящему и опускающемуся мячу, сочетание ударов по мячу с ведением и финтами).. Базовые элементы остановок мяча (вынос   звена   тела   навстречу   мячу,  уступающее   движение,  расслабленность звена   тела,   принимающего   мяч)..   Техника   остановок   мяча   (остановка катящегося   мяча   внутренней   стороной   стопы,   отбор   мяча   выбиванием внутренней   стороной   стопы,   остановка   катящегося   и   опускающегося   мяча подошвой,   остановка   опускающегося   мяча   внутренней   стороной   стопы, остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы, остановка мяча  бедром, остановка мяча грудью, разновидности  выполнения  способов остановки   с   учетом   траектории,   направления   и   скорости   полета   мяча, сочетание   остановок   мяча   с   ведением   и   ударами   по   мячу,   выполнение остановок мяча с последующим ведением и ударами при взаимодействии с партнерами по команде, выполнение остановок мяча с последующим ведением и   ударами   при   взаимодействии   с   партнерами   по   команде   в   игровых   и соревновательных   условиях).   Базовые   элементы   техники   удара   головой   и вбрасывания   мяча   (положение   ног,   туловища   и   головы   при   замахе, хлестообразное разгибание ног и туловища).. Техника ударов по мячу головой и   вбрасывания   мяча   (удар   серединой   лба   по   летящему   навстречу   мячу, вбрасывание   мяча,   удар   серединой   лба   в   прыжке   толчком   одной   и   двумя ногами, удар боковой частью лба, остановка мяча серединой лба).  Вторым  педагогическим   условием   совершенствования   обучения технике   футбола   является   формирование   обобщенной   ориентировочной основы   техники   футбола   через   организацию   проблемно­поисковой   учебно­   Ориентировочная   основа познавательной   деятельности   обучаемых. технических приемов футбола разрабатывается и усваивается обучаемыми с учетом   существующих   между   ними   структурно­логических   связей.   Она включает   в   свое   содержание:   а)   двигательную   задачу;   б)   фазовый   состав (операции) двигательного действия с выделением частных задач, решаемых каждой операцией; в) комплекс условий, выполнение которых необходимо и достаточно  для  решения частных  задач  и двигательной   задачи  в  целом;  г) субъективные ощущения, отражающие правильность выполнения каждого из условий. Содержание   обучения   (техника   футбола)   дидактически трансформируется   в   систему   проблемных   заданий   (теоретических   и двигательных).   Выполнение   этих   заданий   в   рамках   проблемных   методов обучения   позволяет   обучаемым   открыть   и   усвоить   биомеханические закономерности решения двигательных задач, общие и частные требования к правильному выполнению технических приемов футбола и их элементов. Это способствует повышению уровня обобщенности их ориентировочной основы, развитию способности к самостоятельному выделению, осознанию и усвоению закономерностей   решения   задач   определенного   класса   и   формированию умений   творчески   применять   изученные   приемы   в   вариативных   условиях соревновательно­игровой деятельности. Обучение технике футбола с учетом выделенных нами педагогических условий приводит к повышению качества: ) усвоения «знаний­знакомств» техники футбола (от 10,09 до 11,82) и усвоения знаний техники ударов по мячу серединой подъема (от 4,09 до 7,82 балла), внутренней стороной стопы (от 5,14 до 8,27 балла), серединой лба (от 6,82   до   9,00   балла),   остановки   мяча   подошвой   (от   6,75   до   8,59   балла), остановки мяча внутренней стороной стопы (от 7,95 до 9,15 балла) и ведения мяча внешней частью подъема (от 8,55 до 9,68 баллов); ­ практического владения техникой удара по мячу серединой подъема на   1,91   балла,   удара   внутренней   частью   стопы   ­   на   1,63   балла,   удара серединой лба ­ на 1,68 балла, остановки мяча подошвой ­ на 1,30 балла, остановки   мяча   внутренней   частью   стопы   ­   на   1,05   балла,   ведения   мяча внешней частью подъема ­ на 1,32 балла; ­   умений   самостоятельно   разрабатывать   ориентировочную   основу относительно   новых   технических   приемов   футбола   ­   удара   серединой подъема с подсечкой» (от 5,21 до 7,83 балла) и остановки опускающегося мяча внутренней стороной стопы с переводом (от 4,41 до 6,98 баллов); ­   умений   самостоятельно   овладевать   относительно   новыми техническими приемами: выполнять удар серединой подъема с «подсечкой» (от 6,38 до 8,12 балла) и остановку опускающегося мяча внутренней стороной стопы с переводом (от 5,73 до 7,25 балла); Высокий   уровень   качества   усвоения   технических   приемов обусловливает преимущество в точности (на 3,73 балла) и силе (на 6,18 м) ударов,   в   точности   передач   (2,13   м),   в   быстроте   выполнения   технических приемов, связанных с ударами и остановками мяча (на 4,05 с), с ведением мяча с изменением направления передвижения (на 2,12 с).  Таким   образом,   тренировки   техники   и   методики   остановки   мяча являются   частью   общеучебных   тренировок.   Нельзя   повысить   специальную технику не владея общетехническим навыками работы с мячом.

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники остановок

Рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию  техники остановок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019