МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КГАОУ СПО «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
19.02.10 |
|
«Технология продукции общественного питания» |
(код специальности/профессии) |
|
(наименование специальности/профессии) |
Хабаровск
2015
ОДОБРЕНА на заседании ПЦК Председатель ПЦК __________________ (Федосова И.Т.) « »__________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по НМР ____________Н.Ю. Третьякова « »________20___г.
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности/профессии
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
(код специальности/профессии) (наименование специальности/профессии)
Организация-разработчик:
КГАОУ СПО «Хабаровский технологический колледж»
Разработчик:
Гулько Ю.Ю., преподаватель профессионального цикла «Технология продукции общественного питания», без категории
(ФИО должность, квалификационная категория)
Заключение методического совета №_____ от «____»_________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Стр |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.05 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ» |
5 |
2 |
ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
9 |
3 |
ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
10 |
4 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ |
11 |
5 |
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
|
16 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании
сознательного отношения самих студентов к овладению
теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Основные навыки и умения самостоятельной работы должны
сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.
Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием
навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.
Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь
студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.
1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.05 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
МДК.05.01 Технология приготовления сложных холодных и горячих десертов |
|
108 часов, в т.ч. 60 часов- практические и лабораторные занятия;
самостоятельная работа – 54 час; |
|
|
Тема 1.1 Введение
|
Содержание |
2 |
2 |
|
1 |
Значение сладких блюд в питании. Классификация, характеристика, подача. |
|||
Тема 1.2. Технология приготовления плодов и ягод
|
Содержание |
6 |
2 |
|
1 |
Плоды и ягоды свежие и быстрозамороженные, фруктовые и ягодные салаты. Требования к качеству. Подача. |
|||
2 |
Фламбирование плодов и ягод. Требования к качеству. Подача. |
|||
3 |
Свежие плоды и ягоды в сиропе. Компоты. Технология приготовления . Требования к качеству. Подача. |
|||
Практические занятия |
2 |
|||
1 |
Расчет массы закладки сырья для приготовления компотов. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, подготовка мультимедиа-презентации по теме «Фламбирование фруктов». |
|
|
|
Тема 1.3 Технология приготовления желированных сладких блюд и десертов. |
Содержание |
8 |
|
|
1 |
Технология приготовления киселей. Требования к качеству. Подача |
2 |
||
2 |
Технология приготовления желе. Требования к качеству. Подача. |
|||
3 |
Технология приготовления муссов. Требования к качеству. Подача. |
|||
4 |
Технология приготовления самбуков Требования к качеству. Подача |
|||
Практические занятия |
2 |
|
||
1 |
Расчет массы закладки сырья для приготовления желированных сладких блюд и десертов. |
|
2 |
|
Лабораторная работа №1 |
6 |
|
||
Кисели и компоты. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
|
|||
Лабораторная работа №2 |
6 |
|||
Желирующие блюда. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
|
|||
Лабораторная работа №3 |
6 |
|||
Муссы и самбуки. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, подготовка доклада по теме: «Муссы и самбуки. Технология приготовления. Ассортимент», подготовка реферата по теме: «Желирующие вещества, происхождение и применение». |
|
|
|
Тема 1.4 Технология приготовления сложных холодных десертов. |
Содержание |
18 |
|
|
1 |
Кремы сливочные. Ассортимент. Характеристика. Технология приготовления Требования к качеству. Подача. |
2 |
||
2 |
Кремы белковые, зефир. Ассортимент. Характеристика. Технология приготовления Требования к качеству. Подача. |
|||
3 |
Кремы заварные. Ассортимент. Характеристика. Технология приготовления Требования к качеству. Подач |
|||
4
|
Взбитые сливки. Ассортимент. Характеристика. Технология приготовления Требования к качеству. Подача. |
|||
5 |
Технология приготовления суфле, парфе. Требования к качеству. Подача. |
|||
6 |
Технология приготовления террина, пая. Требования к качеству. Подача. |
|
||
7 |
Технология приготовления тирамису, чизкейка. Требования к качеству. Подача. |
|||
8 |
Технология приготовления бланманже. Требования к качеству. Подача. |
|||
9 |
Технология приготовления щербета, штучных конфет. Требования к качеству. Подача. |
|||
Практические занятия |
4 |
|||
1 |
Расчет массы закладки сырья для приготовления сложных холодных десертов. |
|
||
Лабораторная работа №4 |
6 |
|||
Крема. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
|
|||
Лабораторная работа №5 |
6 |
|||
Парфе, чизкейк, тирамису, бланманже. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, оформление реферата по теме: «Парфе, бланманже, щербет. Сходство и отличия?», подготовка мультимедиа-презентации на тему: «Приготовление холодных десертов», подготовка доклада по теме: «Пай. Происхождение, приготовление, классификация». |
|
|
|
Тема 1.5 Технология приготовления сложных горячих десертов |
Содержание |
12 |
|
|
1 |
Технология приготовления суфле. Требования к качеству. Подача. |
2 |
||
2 |
Технология приготовления пудингов. Требования к качеству. Подача. |
|||
3 |
Технология приготовления гурьевской каши. Требования к качеству. Подача. |
|||
4 |
Технология приготовления овощных кексов. Требования к качеству. Подача. |
|
||
5 |
Технология приготовления шарлоток и корзиночек. Требования к качеству. Подача. |
|||
6 |
Технология приготовления десертов фондю, фламбе. Требования к качеству. Подача. |
|||
Практические занятия |
4 |
|
||
1 |
Расчет массы закладки сырья для приготовления сложных горячих десертов. |
|
||
Лабораторная работа №6 |
6 |
|||
Суфле, пудинг, шарлотка. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
||||
Лабораторная работа №7 |
6 |
|||
Сливы в тесте, яблоки в тесте, гренки с плодами и ягодами. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
||||
|
Лабораторная работа №8 |
6 |
|
|
Штрудель, яблоки в слойке, шарлотка. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, подготовка мультимедиа-презентации на тему: «Приготовление горячих десертов». |
|
|
||
Тема 1.6 Технология приготовления мороженного |
Содержание |
2 |
2 |
|
1 |
Ассортимент мороженного с плодами и ягодами свежими, консервированными, с сиропами и сладкими соусами. Способы подачи. Требования к качеству |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов лекций, подготовка к зачету. |
|
|
||
Всего |
108 |
|
2 ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов способствует:
- систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и
практических умений студентов;
- углублению и расширению теоретических знаний;
- формированию умений использовать справочную документацию и
специальную литературу;
- развитию познавательных способностей и активности студентов:
творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формированию самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитию исследовательских умений.
3 ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Студентами практикуется два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на
учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической
литературы); составления плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, Интернета и др.;
- для закрепления систематизации знаний: составление конспекта лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); подготовка мультимедиа презентаций, докладов, рефератов ; ответы на контрольные вопросы; тестирование;
- для формирования умений: решение задач и осуществление расчетов по образцу; вычерчивание и описание схем; решение ситуационных
производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Основными видами внеаудиторной работы студентов являются подготовка докладов, рефератов, мультимедиа-презентаций, вычерчивание и описание схем, решение задач и осуществление расчетов и иные виды самостоятельной работы.
Рекомендации по подготовке доклада
Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут. Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении. Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Рекомендации по подготовке мультимедиа-презентации
Презентация – это устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление.
Студенту, опираясь на план выступления необходимо определить около 10 главных идей, выводов по выбранной теме, которые следует донести до слушателей, и на основании них составить компьютерную презентацию.
Дополнительная информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию. После подборки информации студенту следует систематизировать материал.
Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:
1. Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, видеоролики.
2. Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые
эффекты.
3. Анимационный ряд.
4. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.
5. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их
затейливостью и разнообразием. Выбранные шрифты должны легко
восприниматься на первый взгляд.
6. Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.
Правила организации материала в презентации:
1. Главную информацию — в начало.
2. Тезис слайда — в заголовок.
3. Анимация — не развлечение, а метод передачи информации, с
помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.
Компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов. Время на выступление составляет 15 минут.
Требование к студентам по подготовке и защите реферата
Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.
Его задача – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы.
Процесс работы над рефератом включает в себя следующие этапы:
1.Выбор тематики реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо проанализировать, насколько она освещена в имеющейся научной литературе.
Выбор темы должен быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем , который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы.
2.Изучение литературы.
3.Составление плана работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. План учащийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.
4.Процесс написания реферата. Выбрав тему, сделав выписки из
литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата.
Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком.
Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют
общеизвестные сокращения и аббревиатуры.
Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном исполнении) – разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок.
5.Оформление и защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми в учебном заведении правилами и сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
Защита реферата студентом предусматривает
• доклад по реферату не более 5-7 минут
• ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Формами контроля самостоятельной работы являются:
1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Проведение письменного опроса.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Проведение семинаров
9. Защита отчетов о проделанной работе.
10. Организация конференций.
Критериями оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы являются:
• уровень освоения учебного материала;
• уровень умения использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
• уровень сформированности общеучебных умений;
• уровень умения активно использовать электронные
образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию,
изучать ее и применять на практике;
• обоснованность и четкость изложения материала;
• уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять
главное;
• уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее
решение, критически оценить решение и его последствия;
• уровень умения определить, проанализировать альтернативные
возможности, варианты действий;
• уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и
аргументировать ее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.П., Норенкова Н.А .Обеспечение самостоятельной работы студентов.// Ж. «Специалист» № 6, 2007 г.
2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2008 г.
3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007 г.
4. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.