Рекомендации по самостоятельной работе студентов

  • Домашняя работа
  • doc
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рекомендации по самостоятельной работе студентов созданы в помощь студентам и содержат виды и формы самостоятельных работ, рекомендации по организации самостоятельных работ. К примеру, рекомендации по подготовке доклада, мультимедиа-презентации, требования к подготовке и к защите реферата. Также можно ознакомиться с формами контроля и критериями оценки результатов самостоятельной работы.Рекомендации по самостоятельной работе студентов
Иконка файла материала рекомендации по самостоятельной работе студентов.doc

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

 

 

 

 

 

 

 

19.02.10

 

«Технология продукции общественного питания»

(код специальности/профессии)

 

(наименование специальности/профессии)

                                     

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2015


ОДОБРЕНА   

на заседании ПЦК

Председатель ПЦК 

__________________ (Федосова И.Т.)

«       »__________20___г.

  УТВЕРЖДАЮ:

 Заместитель  директора  по НМР

____________Н.Ю. Третьякова

 «      »________20___г.

 

 

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов   разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности/профессии

   19.02.10                    «Технология продукции общественного питания»

(код специальности/профессии)                             (наименование специальности/профессии)

 

Организация-разработчик:

 КГАОУ СПО «Хабаровский технологический колледж»

 

 

Разработчик:

Гулько Ю.Ю., преподаватель профессионального цикла «Технология продукции общественного питания», без категории

(ФИО должность, квалификационная категория)

Заключение методического совета №_____  от «____»_________20__ г.

 

 

 


  СОДЕРЖАНИЕ        

 

 

 

Стр

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                              

4

1

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ  МОДУЛЮ  ПМ.05 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ»

5

2

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

9

3

ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10

4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

11

5

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ

 

16

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании

сознательного отношения самих студентов к овладению

теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Основные навыки и умения самостоятельной работы должны

сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика, этого чаще всего  не происходит. Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием

навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь

студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

                               

 

 

 


1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ  МОДУЛЮ  ПМ.05 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.05.01

Технология приготовления сложных холодных и горячих десертов

 

108 часов, в т.ч. 60 часов- практические и лабораторные занятия;                самостоятельная работа – 54 час;

 

Тема 1.1

Введение

 

Содержание

2

2

1

Значение сладких блюд в питании. Классификация, характеристика, подача.

Тема 1.2. 

Технология приготовления плодов и ягод

 

Содержание

6

2

1

Плоды и ягоды свежие и быстрозамороженные, фруктовые и ягодные салаты. Требования к качеству. Подача.

2

Фламбирование  плодов и ягод. Требования к качеству. Подача.

3

Свежие плоды и ягоды в сиропе. Компоты. Технология приготовления . Требования к качеству. Подача.

Практические занятия

2

1

Расчет массы закладки сырья для приготовления  компотов.

 

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, подготовка мультимедиа-презентации по теме «Фламбирование фруктов».

                        

 

Тема 1.3

Технология приготовления желированных  сладких блюд и десертов.

Содержание

  8

 

1

Технология  приготовления киселей. Требования к качеству. Подача

         2

2

Технология  приготовления желе. Требования к качеству. Подача.

3

Технология  приготовления муссов. Требования к качеству. Подача.

4

Технология приготовления самбуков Требования к качеству. Подача

Практические занятия

                       2

 

1

Расчет массы закладки сырья для приготовления желированных сладких блюд и десертов.

 

        2

Лабораторная  работа №1

6

 

Кисели и компоты. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

 

Лабораторная  работа №2

6

Желирующие блюда. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

 

Лабораторная  работа №3

6

 Муссы и  самбуки. Технология приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, подготовка доклада по теме: «Муссы и самбуки. Технология приготовления. Ассортимент», подготовка реферата по теме: «Желирующие вещества, происхождение и применение».

                         

 

Тема 1.4 

Технология приготовления  сложных  холодных десертов.

Содержание

    18

 

1

Кремы сливочные. Ассортимент. Характеристика. Технология приготовления Требования к качеству. Подача.

2

2

 Кремы белковые, зефир. Ассортимент. Характеристика. Технология  приготовления Требования к качеству. Подача.

3

Кремы заварные. Ассортимент. Характеристика. Технология  приготовления Требования к качеству. Подач

4

 

Взбитые сливки. Ассортимент. Характеристика. Технология  приготовления Требования к качеству. Подача.

 

5

Технология приготовления суфле, парфе. Требования к качеству. Подача.

6

Технология приготовления  террина, пая. Требования к качеству. Подача.

 

7

Технология приготовления  тирамису, чизкейка. Требования к качеству. Подача.

8

Технология приготовления бланманже. Требования к качеству. Подача.

9

Технология приготовления щербета, штучных конфет. Требования к качеству. Подача.

Практические занятия

4

1

Расчет массы закладки сырья для приготовления сложных холодных десертов.

 

Лабораторная  работа №4

6

 Крема. Технология  приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

 

Лабораторная  работа №5

                        6

Парфе, чизкейк, тирамису, бланманже. Технология  приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, оформление реферата по теме: «Парфе, бланманже, щербет. Сходство и отличия?», подготовка мультимедиа-презентации на тему: «Приготовление холодных десертов», подготовка доклада по теме: «Пай. Происхождение, приготовление, классификация».

                       

 

Тема 1.5

Технология приготовления  сложных горячих  десертов

Содержание

12

 

1

Технология  приготовления суфле. Требования к качеству. Подача.

2

2

Технология  приготовления пудингов. Требования к качеству. Подача.

3

Технология  приготовления  гурьевской каши. Требования к качеству. Подача.

4

Технология  приготовления овощных кексов. Требования к качеству. Подача.

 

5

Технология  приготовления шарлоток и корзиночек. Требования к качеству. Подача.

6

Технология  приготовления десертов фондю, фламбе. Требования к качеству. Подача.

Практические занятия

4

 

1

Расчет массы закладки сырья для приготовления сложных горячих десертов.

 

Лабораторная  работа №6

6

 Суфле, пудинг, шарлотка. Технология  приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

Лабораторная  работа №7

6

Сливы в тесте, яблоки в тесте, гренки с плодами и ягодами. Технология  приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

 

Лабораторная  работа №8

                       6

 

Штрудель, яблоки в слойке, шарлотка. Технология  приготовления и органолептическая оценка качества готовых блюд.

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетов по лабораторной работе, проработка конспектов, подготовка мультимедиа-презентации на тему: «Приготовление горячих десертов».

                      

 

Тема 1.6

 Технология приготовления мороженного

Содержание

2

2

1

Ассортимент мороженного с плодами и ягодами свежими, консервированными, с сиропами и сладкими соусами. Способы подачи. Требования к качеству

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспектов лекций, подготовка к зачету.

                         

 

Всего

108

 

 


2 ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студентов способствует:

 - систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

- углублению и расширению теоретических знаний;

- формированию умений использовать справочную документацию и

специальную литературу;

- развитию познавательных способностей и активности студентов:

творческой инициативы, ответственности и организованности;

- формированию самостоятельности мышления, способностей к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитию исследовательских умений.

 

               


3 ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Студентами практикуется два вида самостоятельной работы: аудиторная;  внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на

учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической

литературы); составления плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, Интернета и др.;

- для закрепления систематизации знаний: составление конспекта лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); подготовка мультимедиа презентаций, докладов, рефератов ; ответы на контрольные вопросы; тестирование;

- для формирования умений: решение задач и осуществление расчетов по образцу; вычерчивание и описание схем; решение ситуационных

производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.

      

 


4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   СТУДЕНТОВ

 

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед  выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа  преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится  преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная  работа  может  осуществляться  индивидуально  или

группами  студентов  в  зависимости  от  цели,  объема,  конкретной  тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

 Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной  работы  студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Основными видами внеаудиторной работы студентов являются  подготовка докладов, рефератов, мультимедиа-презентаций, вычерчивание и описание схем, решение задач и осуществление расчетов и иные виды  самостоятельной работы.

 

Рекомендации по подготовке  доклада

Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над  докладом включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут. Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении. Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.

 

Рекомендации по подготовке мультимедиа-презентации

Презентация  –  это  устный  доклад  студента  на  определенную  тематику, сопровождаемый  мультимедийной  компьютерной  презентацией.  Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной  иллюстрации  описываемых  фактов  и  явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление.

Студенту, опираясь на план выступления необходимо определить около 10 главных  идей,  выводов  по  выбранной  теме,  которые  следует  донести  до слушателей, и  на  основании  них  составить  компьютерную  презентацию.

Дополнительная  информация,  если  таковая  имеет  место  быть,  должна  быть размещена  в  раздаточном  материале  или  просто  озвучена,  но  не  включена  в компьютерную презентацию. После  подборки  информации  студенту  следует  систематизировать материал.

Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:

1. Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, видеоролики.

2. Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые

эффекты.

3. Анимационный ряд.

4. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.

5. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их

затейливостью и разнообразием. Выбранные шрифты должны легко

восприниматься на первый взгляд.

6. Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.

Правила организации материала в презентации:

1. Главную информацию — в начало.

2. Тезис слайда — в заголовок.

3. Анимация — не развлечение, а метод передачи информации, с

помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.

Компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов. Время на выступление составляет 15 минут.

 

Требование к студентам по подготовке и защите реферата

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Его  задача  – обобщить  достигнутое  другими,  самостоятельно  изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы.

Процесс работы над рефератом включает в себя следующие этапы:

1.Выбор  тематики  реферата. Тема  реферата  не  должна  быть  слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть  ее.  При  выборе  темы  необходимо  проанализировать,  насколько  она освещена в имеющейся научной литературе.

Выбор темы должен быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам  будущего  автора.  Очень  важны  в  этом  смысле  консультации  и обсуждение темы с преподавателем , который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы.

2.Изучение литературы.

3.Составление  плана  работы.  Правильно  построенный  план  реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. План учащийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.

4.Процесс  написания  реферата.  Выбрав  тему,  сделав  выписки  из

литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата.

Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного  переписывания  литературных  источников.  Работа  должна  быть написана грамотным литературным языком.

Сокращение  слов  в  тексте  не  допускается.  Исключения  составляют

общеизвестные сокращения и аббревиатуры.

Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный  или  в  компьютерном  исполнении)  –  разборчивым,  без стилистических и грамматических ошибок.

5.Оформление и защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми  в  учебном  заведении  правилами  и  сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия

 Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном  занятии в рамках часов      учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

 

Защита реферата студентом предусматривает

• доклад по реферату не более 5-7 минут

• ответы на вопросы оппонента.

На защите запрещено чтение текста реферата.

 

 


5 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

 

Формами контроля самостоятельной работы являются:

1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.

2. Организация  самопроверки,  взаимопроверки  выполненного  задания  в группе.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4. Проведение письменного опроса.

5. Проведение устного опроса.

6. Организация и проведение индивидуального собеседования.

7. Организация и проведение собеседования с группой.

8. Проведение семинаров

9. Защита отчетов о проделанной работе.

10. Организация конференций.

 

Критериями  оценки  результатов  внеаудиторной 

самостоятельной  работы  являются:

• уровень освоения  учебного материала;

• уровень  умения   использовать  теоретические  знания  при 

выполнении практических задач;

• уровень сформированности общеучебных умений;

• уровень  умения  активно  использовать  электронные 

образовательные ресурсы,  находить  требующуюся  информацию,

 изучать  ее  и  применять  на практике;

• обоснованность и четкость изложения материала;

• уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять

главное;

• уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее

решение, критически оценить решение и его последствия;

• уровень  умения  определить,  проанализировать  альтернативные

возможности, варианты действий;

• уровень  умения  сформулировать  собственную  позицию,  оценку  и

аргументировать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Л.П., Норенкова Н.А .Обеспечение самостоятельной работы студентов.// Ж. «Специалист» № 6, 2007 г.

2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2008 г.

3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007 г.

4. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2010 г.