Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для Вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.
Рекомендации родителям тревожного ребенка
1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут
выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какойлибо учебный предмет, лучше лишний раз
помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте
похвалить.
4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по какимлибо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите
для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал
себя ущемлённым.
Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он
не в силах. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок
физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и
часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и
незаметно выскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все,
чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой
либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня
записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего,
для Вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо
не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.
Правила общения тревожными детьми:
1.
2.
3.
4.
Избегайте состязаний и какихлибо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так,
чтобы он знал, за что.
5.
6.
ребёнку.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером
Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
Используйте наказания лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности
соревновательного характера.
13.
Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического
типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе
(такого ребёнка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую
очередь и т. д.).
14.
15.
Хвалите ребёнка даже за не очень значительные достижения.
Не заставляйте ребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он
сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).Самое главное, нужно понимать , что это переходящие трудности в жизни
семьи и вы, уважаемые родители, с ними обязательно справитесь!
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому,
чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых
способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать
которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить
родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но,
потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнитьвсе, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже,
никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок
физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает
мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает
привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь
не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей,
мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного
ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от
успехов), в его компетентности в какойлибо области (не бывает совсем
неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи,
сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время
общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают
достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень
раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или
иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет).
Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него
не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям
попробовать в течение одного только дня записать все замечания,
высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего,
для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не
делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему
ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то
рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете.
Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной
ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои
мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку
обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха
насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть
единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная,
например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще
больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное
напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для
них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют
открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить
внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом
предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать
родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезновыполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы
выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".
Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое
время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния.
Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и
педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую
передается детям, а тревожность педагога ученикам и воспитанникам. Вот
потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен
позаботиться о себе.
Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли
не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе.
Вести ее надо в трех направлениях:
1. Повышение самооценки ребенка
Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам
видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только
любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). См. →
2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением
Обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее
беспокойство у ребенка. См. →
3. Обучение ребенка расслаблению
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят это
просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается
зажимом различных групп мышц. См. →
Для реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться
играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые
позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят это
просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается
зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, какой она
кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать,
пробежаться, но что значит расслабиться им не совсем понятно. Поэтому в
основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ
обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после
сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Кроме этого принципа в этих играх используется и способность детей к
фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда ребенок
представляет себе чтонибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже
расслабляется. Однако этот метод хорошо работает только с детьми,
достигшими старшего дошкольного возраста, а первый можно применять в
любые возрастные периоды.Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо
использовать тактильный контакт с ребенком, также полезен массаж и просто
растирание тела.
Драка
Рот на замок
Воздушный шарик
Волшебное путешествие
Водопад света
Моя жемчужина
Достань звезду
Упражнения на расслабление и дыхание для групповых занятий с
Игры и упражнения
детьми
Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам
Упражнения на расслабление мышц
Релаксационные игры для детей
видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только
любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому
вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже
имеются, а какие ему необходимо приобрести.
Игры и упражнения
Это направление в работе с тревожными детьми предполагает переход
Копилка достижений
Звезда квартиры № 10
Солнышко
Закончи предложение
от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой
самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к
их внешнему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению
своих знаний и умений на практике, чтобы изменилось не только его
восприятие, но и поведение.
Когда родители тревожных детей обращаются к психологу, они обычно
хотят сразу же перейти к этому пункту, минуя работу на невидимых
невооруженным глазом ступенях самооценки и расслабления. Но чтобы
коррекция поведения ребенка оказалась эффективной, нужна грамотная и
систематическая работа на предыдущих этапах. Так что не торопитесь
переходить к этому разделу. Занятия с использованием описанных здесь игр,
конечно, можно начинать и параллельно с ранее предложенными играми, но не
с самого начала, а когда часть программы помощи уже будет выполнена.
Игры и упражнения
Портрет смелого человека
Если бы я был... Буратино
Покажи того, кого боишься
Конкурс уверенности
Спокойствие, только спокойствие!