Материал рекомендован родителям и логопеда. В данной статье дано понятие заиканию, раскрыты предрасполагающие и провоцирующие причины, рассказывается о методах коррекции заикания. Также рекомендованы упражнения при заикании у детей, которые включают в себя дыхательную, ритмическую, голосовую гимнастики. Дана памятка для родителей.
Рекомендации учителя-логопеда
при заикании у детей.
Заикание (логоклония, логоневроз) – нарушение темпа и плавности речи,
обусловленные спазмом артикуляционных мышц, что проявляется повторяющимися
звуками слова или разрыванием фразы с короткими паузами.
Единой установленной причины заикания у детей нет. Существуют
предрасполагающие факторы, при которых у ребенка повышается риск возникновения
заболевания.
наследственную отягощенность;
заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
внутриутробные, родовые травмы;
переутомление
истощение
нервной
и
системы
(как
следствие инфекционных заболеваний).
К причинам,
провоцирующим возникновение заикания,
относятся:
одномоментная психическая травма (страх, испуг); неблагоприятной обстановке в
семье, двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).
Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда,
детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от
заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы,
которые могут нарушать речь. Для логоневроза применяются следующие методы
коррекции:
Традиционные.
которые
устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются
варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
Используются комплексы упражнений,
Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом
воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах,
патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного
тормозящего медиатора нервной системы – гаммааминомасляной кислоты (ГАМК).
Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически
замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.
Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом,
преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками.
Упражнения при заикании у детей
Дыхательная гимнастика
Сдувать ватный шарик со стола.
Дышать с игрушкой (или любым предметом) на животе так, чтобы было
заметно опускание и поднимание мышц пресса.
Надувание воздушных шариков или мыльных пузырей.
Сдувание граненого карандаша.
Выдувание через соломинку в воду и др.
Комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. СтрельниковойУпражнение
«Ладошки»
«Погончики»
Как выполняется
В положении стоя. Руки согнуты в локтевых суставах, ладонями вперед.
Во время глубокого и быстрого вдоха носом ладони сжимаются,
разжимаются на пассивном выдохе. Воздух должен выходить из легких
свободно, без напряжения мышц
Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевом суставе до 6070°,
кисти сжаты в кулак. На вдохе руки выпрямляются в локтях с имитацией
отжимания. После чего возвращаются в исходное положение на
пассивном выдохе
«Накачивание шины»
(«насос»)
Исходное положение: стоя, наклонившись вперед, согнув круглую спину.
Руки свободно опущены вниз. Во время глубокого вдоха носом ребенок
наклоняется ниже (носом к полу), на выдохе – в исходное положение
«Кошка» (приседания с
поворотом)
«Обними плечи»
Ребенок находится в положении стоя, руки опущены. На вдохе
выполняются непринужденные танцевальные движения: сгибание ног в
коленях, неглубокое приседание, сгибание рук в локтевых суставах и
повороты туловища влево и вправо.
Пассивный выдох сопровождается возвращением в исходное положение.
На вдохе чередуются повороты в разные стороны
Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевых суставах, разведены
в стороны на уровне плеч, кисти сжаты в кулаки.
На вдохе руки сводятся в попытке «обнять свои плечи», располагая одно
предплечье над другим. С пассивным выдохом руки разводятся.
После осваивания стандартной методики, можно осложнить закидывания
головы назад на вдохе
Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц артикуляционного
аппарата.
Ритмическая гимнастика
1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
2. Хлопанье в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а
пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.
Голосовая гимнастика
звуки).
Произнесение гласных нараспев (вдох через нос, на выдохе произносятся
* «Баюкаем куклу» — тянем А – ааааа. Произносится тихо и громко.
* «Болят зубы» — тянем О – ооооо. Звук произносится тихо, громко.* После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у, э, ы, и» —
аааааааооооооуууууээээээыыыыииии.
* После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных – ааааааоооооо,
аааааааууууууу, и т.д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.
*На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза – аааоооаааооо,
уууааауууааа и т.д.
*Произнесение звука А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся данные
звуки).
*На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя
любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.
*«Корова мычит» — подражание мычанию коровы – МММУУУУ с различной
силой голоса.
* На одном выдохе – МА, МО, МУ;
* На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.
* Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот
копыт и пр.).
Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: машина.
Работа со словом.
* Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с началом выдоха. Ударный
звук произносится громче: Азбука. Ослик. Окна. Облако и т.д.
Постепенно можно переходить к многосложным словам с ударением в середине
и в конце слова. Например: Лягушка. Ананас. Корзина. Батон. Произнесение каждого
гласного звука сопровождается «дирижированием».
*Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого
счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую
высоту.
* Проговаривание слова с разной интонацией.
Работа над фразой.
Каждое короткое предложение произносится на одном плавном выдохе, как
многосложное слово. Произнесение каждого слога сопровождаете «дирижированием»
— горизонтальным движением кисти ведущей руки.
*Предложения из двух слов: Отпуск окончился. Осы улетели. Окна окрашены.
Эхо отзвучало. Ужин окончен, и т.д.
*Предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков: Аисты улетают
осенью.
Автобус остановился у остановки. Это артист эстрады. Окна окрашены охрой.
Узкая улица извилиста. Избы обнесены изгородью.
*Предложения из четырех слов: В лесу много грибов и ягод. У Володи
волнистые волосы. В вазу высыпали спелую вишню. Ольга накинула на голову платок.
Над водой пролетела стая чаек. Сегодня хороший теплый вечер. Летний день
клонился к закату. По лугу расстилался вечерний туман.
Работа над паузой.
Сложные развернутые предложения, состоят из двух, трех и более частей. После
каждой части или смыслового отрезка необходимо останавливаться, делать новый
вдох для продолжения фразы. Фразу тоже надо делить на смысловые отрезки так,чтобы смысл фразы стал понятен для слушателя и чтобы каждая часть фразы
получила нужное ей звучание.
Паузы в середине предложения короче, чем паузы в конце предложения.
Работу над сложными предложениями можно начинать с фраз, в которых
встречается одна пауза. Например:
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — / ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.//
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ — / ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ //.
НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, — / А КРАСНА ПИРОГАМИ//. и т.д. .
Постепенно можете переходить к чтению текстов, сначала в стихах, затем в
прозе, лучше описательного содержания.
Предварительно в тексте рекомендуется обозначить карандашом паузы (пауза в
составе предложения — одна вертикальная линия, в конце — две линии).Например:
ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ,/ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ/ МИМО ОСТРОВА БУЯНА,/ В
ЦАРСТВО СЛАВНОГО САЛТАНА,/ ПУШКИ С ПРИСТАНИ ПАЛЯТ/ КОРАБЛЮ ПРИСТАТЬ
ВЕЛЯТ...//
(А.С. Пушкин)
КОГДА В СОЛНЕЧНОЕ УТРО,/ ЛЕТОМ, ПОЙДЕШЬ В ЛЕС,/ ТО НА ПОЛЯХ, В ТРАВЕ,/
ВИДНЫ АЛМАЗЫ.// ВСЕ АЛМАЗЫ ЭТИ / БЛЕСТЯТ И ПЕРЕЛИВАЮТСЯ НА СОЛНЦЕ
/РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ — / И ЖЕЛТЫМ,/ И КРАСНЫМ,/ И СИНИМ.//
Изложение прочитанного текста своими словами и практика разговорной
речи.
При пересказе главное внимание нужно уделять правильному и грамотному
оформлению мыслей. Поскольку речевые навыки уже достаточно усвоены и
автоматизированы, то переключение основного внимания с техники речи на ее
смысловую сторону на данном этапе будет своевременным.
Пение в любых видах.
Отработка навыка спонтанной речи осуществляется на материале
сюжетных картин, серий картин, прочитанных художественных текстов, речевых
импровизаций на заданную тему.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Если ваш ребенок начал заикаться, прежде всего, установите правильный
режим дня.
2. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без
лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.
3. Необходимо сразу же ограничить речь ребенка. Постарайтесь удержать
ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым
способом его успокоить, отвлечь чемнибудь интересным, приласкать.
4. Не завышайте требования к ребенку, не оказывайте на него давления во
избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.
5. Досуг заикающегося ребенка надо организовать так, чтобы он как можно
меньше занимался шумными и подвижными играми.
6. В речевых играх, при заучивании стихотворений старайтесь добиться, чтобы
речь ребенка была спокойной, плавной, неторопливой, достаточно выразительной.7. Если ребенок говорит с задержками, то мягко, спокойно остановите его и
попросите повторить то же самое не спеша, спокойно.
8. Если ребенку трудно начать говорить, помогите ему, произнося одновременно
с ним начало фразы.
9. В обращении с ребенком будьте выдержаны, не потакайте капризам ребенка, а
требовательность не доводите до резкости.
10. В случае заметного ухудшения речи обращайтесь за консультацией к врачу и
логопеду