Харменс ван Рейн Рембрандт голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в Лейдене в 1606 г., в семье мельника, и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана. Но период обучения был недолгий. В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам, чтобы самостоятельно заняться живописью в собственной мастерской.
Биография
В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью — и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Его дом привлекает лучших представителей аристократии духа и богатых заказчиков, у него большая мастерская, где с успехом трудятся его многочисленные ученики. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу.
В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту - умирает Саския. С ее смертью происходит разрыв художника с чуждыми ему патрицианскими кругами. В это время меняется не только жизнь Рембрандта, меняется прежде всего он сам.
Последние 16 лет—наиболее трагические годы жизни Рембрандта; он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких (в 1668 г. умирают возлюбленная художника Хендрикье Стоффелс и сын Титус), любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы. В последний год художник остался один со дочерью и жил на ее средства. Рембрандт умирает в 1669 г. Смерть его прошла не замеченной. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.
Хендрикье Стоффелс
Читающий Титус
Творчество
Рембрандт начал брать уроки живописи сразу после школы. А к 1628 он был уже сложившимся художником и имел учеников Им создано множество картин: это и портреты семьи ("Автопортрет с Саскией"), и заказные работы. Рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины "Ночной дозор".
В 40-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание "Святом семействе".
Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным.
Работы 50-х годов "Вирсавия", "Аристотель", гравюры, "Жертвоприношение Авраама" демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. В этих картинах детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Эти предельно простые изображения людей, близких художнику своим внутренним строем, — всегда образное выражение многогранной человеческой личности, поражающее умением мастера передать зыбкие, неуловимые душевные движения.
Рембрандт умел создавать портрет-биографию; выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни ("Портрет старика в красном "). Но наибольшей тонкости характеристик Рембрандт достиг в автопортретах, в которых прослеживается бесконечное многообразие психологических аспектов.
Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые " Синдики ", где Рембрандт создал живые и разные человеческие типы, сумел передать ощущение взаимопонимания и взаимосвязей людей.
В годы зрелости Рембрандт создал свои лучшие офорты. Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании, иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях. Но во всех них образы имеют глубокий философский смысл; они повествуют о тайнах бытия, о трагизме человеческой жизни. И еще одна особенность офортов Рембрандта этого периода: в них выражено сочувствие страдающим, обездоленным, неистребимое чувство самого художника к справедливости и добру.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Постепенно произведения Рембрандта приобретают мрачные тона, обнажая глубинный эмоциональный смысл сюжета, а в портретах появляется все возрастающая меланхолия. Но искусство мастера достигает наибольших высот. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину "Возвращение Блудного сына", в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника.
После себя Рембрандт оставил около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 2000 рисунков. Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.