«Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса»
Оценка 4.8

«Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
26.01.2020
«Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса»
Обобщение педагогического опыта воспитательной работы классного руководителя 10-«А» класса
опыт....docx

«Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися

как одна из задач воспитательного процесса»

 

 

Обобщение педагогического опыта

воспитательной работы

классного руководителя  10-«А» класса

 Ольги Юрьевны Смирновой

МКОУ «СОШ № 9» педагог-организатор

Улица Жуковского 12-65

Тел.:+79026166227

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы думаете — «классным» быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да, может «классным» быть легко,

Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый

 

 Я – Смирнова Ольга Юрьевна, классный руководитель 10-а класса. Немного о себе. В 1988 году окончила школу №1 в г.Миасс, в 1992 году – Миасский педагогический колледж, в 2003 Челябинский педагогический институт. С 1995 года работаю педагогом-организатором, 25-ый год – в школе № 9. Классным руководителем веду третий выпуск.

Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен. В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в стране и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентиры в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка.

Я работала над этой проблемой несколько лет. Для себя я её сформулировала так:

Формирование творческого коллектива через развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Мною была поставлена цель: через воспитательную работу развивать и воспитывать творческую личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. “Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Основные принципы, которыми я руководствуюсь, воспитывая свой классный коллектив, звучат так:

-познай себя – это интересно,

-сотвори себя – это необходимо,

-утверди себя – это возможно.

 

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

·         изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);

·         изучение и анализ направленности интересов учащихся;

·         взаимодействие с учителями-предметниками;

·         взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся;

·         выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;

·         формирование паспорта развития личности учащихся;

·         нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

В план-программу вошли следующие разделы:

Дневник классного руководителя.

Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями.

Планы воспитательной работы в классе.

Продолжением дневника классного руководителя является план воспитательной работы, в котором отражаются цели и задачи воспитательной работы с конкретным детским коллективом; план отражает реальные потребности детского коллектива; учитывает объективные и субъективные возможности воспитательного процесса.

Работа с активом класса.

Начиная с 5-го класса все дети делятся на микрогруппы (команды), в соответствии со своими интересами, способностями и дружескими привязанностями. При подготовке к любому мероприятию каждая команда вносит свой посильный вклад. Таким образом, в классе  создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом. За каждой командой закреплены определённые обязанности:

Учебная команда– помощь в проверке дневников; формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах; организация помощи отстающим в учебе; учет посещаемости.

Редколлегия – выпуск газет для информации в классе; оформление классного уголка; оформление конкурсов, викторин.

Трудовая команда– уборка кабинета, организация дежурства в классе, организация уборки территории, закрепленной за классом, организация участия в трудовых десантах школы.

Команда Спорта и здоровья – пропаганда здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях школы, района, санитарно-гигиеническое просвещение.

Команда Культуры – эстетика внешнего вида учащихся, культурное просвещение учащихся, организация тематических, нравственных классных часов, праздников, концертов, организация экскурсий в музеи (совместно с классным руководителем).

Команда Экологии – следит за чистотой и выполнением санитарных требований учащимися, отвечает за озеленение кабинета, участие в экологических акциях, подготовка и проведение мероприятий на экологическую тему. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Учащиеся нашего класса стали активными участниками всех школьных мероприятий, наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и занял свою нишу в воспитательной системе школы. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах, неделях, конкурсах.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Смысл самоуправления в  классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе, где каждый ученик может реализовать свои способности и возможности. На совете класса обсуждаются вопросы школьной жизни, разрабатывается план наших внеклассных мероприятий, анализируется проведённая работа. Актив класса принимает участие в работе органов ученического самоуправления школы. Ребята, посещая учёбу актива, обогащаются новыми интересными идеями, переносят их в классный коллектив. На этом этапе осуществляется осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Ученики участвуют в составлении плана работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле за их исполнением. В среднем звене традиционными мероприятиями являлись:

Ø Конкурс «Самый новогодний кабинет» I место

Ø Конкурс «Самый классный класс» I место

Ø Танцевальный марафон «Старт тинэйджер» I место

Ø Смотр-конкурс строевой песни «Лейся песня боевая» I место

Ø Новогодний огонёк с привлечением родителей учащихся

Ø А ну-ка мальчики!

Ø А ну-ка девочки!

Начиная  с 5-го класса, я старалась привлекать ребят к проведению общешкольных мероприятий, например:

Ø Проект по безопасности жизнедеятельности

Ø Экологическая акция по сбору пластиковых крышек и батареек.

Ø Проект, посвящённый Великой Отечественной войне.

Участвуя в этих мероприятиях  ученики приобретали организаторские навыки и умения, развивалась их самостоятельность, появлялась ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формировалась их активная деятельность и жизненная позиция, чувство ответственности. Благодаря комлексу мероприятий, которые были проведены на средней ступени обучения в коллективе были созданы условия для развития лидерских качеств у учащихся, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития, для организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению,  положительному взаимопониманию и уважению и принятию позиций других обучающихся, так как ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе.

С целью формирования у учащихся позитивного социального опыта во всех сферах общественной жизни воспитательная система в классе строилась по следующим направлениям:

Ø «Я – гражданин России»

Ø «Здоровье»

Ø «Одарённые дети»

Ø Развитие и общение

Ø Профориентация

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию:

Ø призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Ø обеспечивает оптимальные условия для развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;

Ø способствует развитию общественного самосознания и социальной активности учащихся;

Ø знакомит с нормами общественной жизни и деятельности, законов, ее регулирующих;

Ø  привлекает учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Мои ученики принимают активное участие:

 • в проведении классных часов, в оформлении выставок рисунков, этических бесед, проведении уроков Мужества;

 • в праздновании "Дня Защитника Отечества",  в конкурсе "Смотр Строя и песни", «Письмо солдату», в конкурсе патриотической и военной песни;

 • в изучении государственной символики;

 • в беседах об истории Страны, в показе презентаций;

 • в изучении биографии великих людей.

С целью воспитания гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества проведены такие мероприятия как:

Ø школьный конкурс патриотической песни «Чувства опалённые войной» (все),

Ø  конкурс плакатов «Любимый город»

Ø Конкурс «Стартинейджер» (Гречко Е., Пятаева Д., Тимохина П., Варганова Е., Шляхтина А.),

Ø Участие в городском творческом конкурсе видеороликов «Перспективное поколение» (Пятаева Д., Гречко Е., Шатрова Д., Земляков Н., Вернель П., Матюхин Ф., Просвирин Б.,Михалёва Я.),

Ø  кл.час «Вера и космос»,

Ø акция милосердия «Протяни руку помощи» (ко Дню пожилого человека),

Ø кл.час «Мы - граждане России»,

Ø в школьной акции  «Чествование ветеранов в День Защитника Отечества»,

Ø классный час «Мой город мне дорог»,

Ø Круглый стол «Отечество, тебя все защищают», Дискуссионный клуб старшеклассников «Жить – Родине служить!»

Ø Классный час «Здесь Родины моей начало»

Ø Смотр-конкурс строевой песни «Аты-баты, шли солдаты» 1 место

Как видно, что ученики ежегодно принимают активное участие  в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию. Кроме того, ежегодно в классе проводятся мероприятия, посвященные государственной символике Российского государства, празднованию годовщины победы в ВОВ, выводу войск из Афганистана с приглашением ветеранов. Стараюсь вовлекать учащихся в социальное проектирование. Так на одном из классных часов ребята должны были создать проект «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

Главным здесь является и патриотическое воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желание быть полезными Родине.

Ежегодно учащиеся класса принимают участие в выборах школьного парламента, которые формируют у школьников представление о реальных выборах и позволяют участвовать в школьном самоуправлении.

С 5 класса по итогам школьного конкурса «Лучший ученический класс» мы являемся победителями. Была проделана большая работа, в которую были вовлечены все учащиеся класса, для достижения желаемого результата. Тогда в классе получает развитие волонтёрского движения как социально направленная деятельность.. Ученики класса зарегистрировались на сайте волонтёрского движения «Добровольцы РФ» и задействованы в благотворительных акциях. Учащиеся оказывают посильную помощь пенсионерам, проводят добровольную помощь в областном доме малютки (шьют пелёнки, убирают территорию осенью и зимой), детскому отделению ГБ № 4 (организуют выставки рисунков, игровую деятельность с детьми отделения, проводят мастер-классы), в Детском доме проводили спортивные игры, мастер-классы, беседы с показом презентаций. Участвовали, совместно с волонтёрами Победы, в городской акции, посвящённой Дню героев Отечества.

  Считаю, что проделанная работа повлияла на  качественный рост воспитанности детей, способствовала формированию у ребят гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии,  активной жизненной и  гражданско-патриотической позиции, повлияла на  повышение уровня толерантности учащихся,   знание правовой базы государства,  способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

 

 « Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его.»

«Здоровье – это такое состояние духа человека,

которое создает наиболее благоприятные условия

для расцвета его личности, его талантов и способностей».

 Г.Шаталова

  Одно из направлений воспитательной деятельности – это создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов ребенка в обществе. Работу в данном направлении я строю по воспитательной программе, которая дает возможность вести работу системно и комплексно: Дни Здоровья, спортивные мероприятия, классные часы и беседы по ЗОЖ, что позволяет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей. Создаю благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка; формирую у учащихся  здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности.

С целью создания условий для  воспитания культа знаний, труда, здоровья проведены такие мероприятия как:

Ø Дни здоровья «Спорт за здоровый образ жизни», «Здоровье –это спорт и физкультура»

Ø  акция «Самый здоровый класс» II место,

Ø конкурс плакатов «Здоровый образ жизни» I место,

Ø  акция «Откажись от сигареты»,

Ø  акция «Откажись от мобильного телефона»,

Ø кл. часы на тему «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья»  Артур Шопенгауэр,  «Здоровый образ жизни»,

Ø  коллектив 10-А награжден грамотой за активное участие в акции «Самый здоровый класс» и за 1 место в конкурсе плакатов «Мы за здоровый образ жизни»,

Ø участие в  экологических акциях  «Мы за чистый город», «Чистота моего города»,

Ø участие в общешкольных акциях «Приведи в порядок школу»,

Ø участие  в игре «Зарница»,

Ø участие в акции борьбы со СПИДом (конкурс рисунков, плакатов),

Ø участие в летней занятости подростков: побелка деревьев на проспект В.П.Макеева, уборка территории в парках и скверах машгородка.

Провожу тематические классные часы о  здоровом   образе  жизни: классный час «Похититель рассудка - алкоголь», «Здоровый образ жизни» с использованием материалов интернет - урока по антинаркотической тематике;  классный час по теме: «О правилах дорожного движения»,  «Азбука безопасности в зимний период», беседы «Здоровое питание», «Профилактика гриппа».

С целью повышения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожного травматизма  регулярно провожу классные часы, викторины, инструктажи по правилам безопасного поведения на улице и правилам дорожного движения, в период замерзания и вскрытия рек и озер, способствующие    сохранению  и восстановлению психического и физического здоровья учащихся, профилактике вредных привычек, правонарушений и асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.

Особое внимание я уделяю накоплению портфолио учащихся, что обязательно пригодится детям для поступления в высшие учебные заведения. Ребята являются победителями и призёрами всевозможных муниципальных, областных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов.

Творческие продукты, созданные в результате совместной коллективной деятельности,  радуют всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, школы, отношений между педагогом, учащимися и их родителями.

Работая в этом направлении я, делаю акцент на то, что творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать. Творческие задатки присущи человеку с рождения. Кому-то может показаться странным, но эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, кроме того, даёт возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, а это помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни. Именно чуткое восприятие и умение замечать прекрасное позволяют людям творить вокруг себя СВОЙ мир. Совсем необязательно писать стихи или картины и вообще как-то относиться к творческим специальностям профессионально: творческий подход помогает любому человеку в повседневной жизни. Эстетическое воспитание – это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире.  Важно понимать, что  мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить для нашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенные потребности. Но к великому сожалению, разрушение «традиционной» и классической культуры приобретает всё большие масштабы: новое правило равенства всего – безобразного и красивого – становится довлеющим в нашей жизни. Противостоять этому безобразному новшеству считаю своей задачей. Поэтому стараюсь  развивать эстетический вкус в поэзии, музыке, искусстве на классических образцах, применяя их в своих внеклассных мероприятиях. Стараюсь создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, чтобы они любили и  помнили те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью. Чем больше  красивых уголков природы в них жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несёт в себе Красоту,  тем полноценнее протекает их развитие и образование. И тем гармоничнее они будут ощущать в современном обществе.  С этой целью были организованы:

Ø Туристическая поездка в г.Волгоград (2013г),

Ø Туристическая поездка в г.Санкт-Петербург (2017, 2019гг)

Ø Туристическая поездка в г. Москва (2016, 2018гг)

Ø Экскурсии в город Челябинск. Посещение театра, выставок, музеев, интеллектуально-развлекательных центров (1-2 раза в год)

Ø Лидерские сборы на б/о «Ильмены» (2014-2019гг)

Особое внимание уделяю профориентационной работе с учащимися. Ведь

выбор профессии — сложный и длительный процесс.               
Моя цель: помочь ребятам сделать осознанный выбор профессии;  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры.

Ставлю перед собой следующие задачи:

·         осознание своих желаний и возможностей;

·         исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

·         ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

·         знакомство с особенностями современного рынка труда;

·         помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

·         помощь в  осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

·         составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;

·         создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

·         формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

Опираюсь на принципы:

·         принцип сознательности в выборе профессии;

·         принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;

·         принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;

·         принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Использую различные методы:

·         лекционный метод передачи знаний;

·         психодиагностические методы исследования личности;

·         методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Процесс профессиональной ориентации подростов осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Этапы профессиональной ориентации школьников

Этапы

Цель

Педагогические задачи

Этап формирования профессиональной направленности.

(5—7 классы).

Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

Этап формирования

профессионального самосоз­нания

 (8—9 классы).

Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

образования.

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального статуса

(10—11 клас­сы).

Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

Таким образом, решение этих задач я направляю на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

Работа с родителями.

Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отводила семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываётся на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Я проводила индивидуальные беседы с родителями, лектории, консультативные часы, приглашала посещать уроки и внеклассные мероприятия для того, чтобы привлечь их к коллективному сотрудничеству. Совместно с родителя мы проводили различные мероприятия, игры, конкурсы, родительские собрания.

Аналитические материалы.

Сюда вошли: памятка для самоанализа воспитательного мероприятия; памятка для составления психолого-педагогической характеристики детского коллектива; примерная памятка для составления характеристики воспитанника; памятка для составления анализа воспитательной работы.

Информационные стенды для школьников в классе.

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя – создание информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список общественных поручений, план мероприятий в классе на текущий месяц, распорядок дня младшего школьника, НОТ младшего школьника “Учись учиться”; стенд по развитию творческих способностей “Твори, выдумывай, развивайся”; стенд, где размещаются лучшие творческие работы детей класса “Мир, в котором я живу”.

Нормативно-правовое обеспечение.

Сюда вошли: положение о классном руководителе; положение об организации дежурства по школе; положение о дежурном классе, положение о школьной форме, Устав школы.

Классный руководитель ближе всех в школе стоит к ребёнку, а значит, имеет больше возможности влиять на развитие его как личности. На этот счёт существует несколько методик, которыми должен владеть педагог, а потом научить своих воспитанников. Ребёнку необходимо научиться ставить перед собой цели и уметь создавать для себя воспитывающие ситуации. Чем старше школьник, тем чётче в его сознании формируется образ собственного «я», на который и ориентирует свои поступки, действия. Молодой человек осознаёт своё отношение к себе, к миру, к людям, к природе. На помощь полезно призвать опыт самовоспитания известных людей, сумевших многого добиться в жизни.

Примером могут служить Демосфен, А.В. Суворов, М.В. Ломоносов и др. Во все времена главным методом воспитания было слово, особенно слово – назидание. Это был монолог мудрого человека, знавшего ответы на все вопросы. Сегодня монологи не производят впечатления на детей. Зато безотказно действует диалог, в его процессе идёт совместный поиск истины. В этом диалоге педагог рассчитывает на совокупный ум класса. Это детям импонирует и активно развивает их мыслительную деятельность, умение высказывать свои мысли и защищать свои убеждения. Благодаря этому классные мероприятия я выбираю вместе с детьми и если это интересно детям, значит, такие дела желанны и эффективны.

Нам доверяют детей. Но не только их жизнь, здоровье, благополучие. В нашей власти оказывается самое дорогое и хрупкое – детская душа. Нам важно соблюдать главное условие – каждый ребёнок, переступив порог школы, должен чувствовать, что здесь его ждут и любят. Я убеждена, что школа начинается с любви. Уметь любить детей, завоёвывать их симпатии - главное в нашем труде. Это умение, по моему глубокому убеждению, является тестом на профессиональную пригодность. Если нет такого умения, то работа превращается в каторгу и кроме разочарования ничего не несёт. Мало уметь любить самому. Задача – научить детей любить родных, одноклассников, школу, своё село, родину. Фундаментом своей воспитательной системы считаю слова Ю. Азарова: «Если мы научим ребёнка любить, мы научим его всему».

В июне 2019 года я выпустила 9 класс. Ушли в большую, взрослую жизнь мои повзрослевшие мальчики и девочки. Какими они были? Разными. И по характеру, и по способностям, и по отношению к себе и окружающим, по увлечениям и пристрастиям…Они были удивительными детьми. С ними было так легко и так сложно одновременно. Мы прожили вместе пять неповторимых школьных лет и стали, теперь я в этом не сомневаюсь, единой дружной семьей, в которой все друг друга любят, понимают, поддерживают до сих пор. Многие пришли в 10 класс.

Двенадцать юношей и тринадцать девушек, среди которых 16 человек закончили на «хорошо» и одна на «отлично».  «Самый спортивный класс» в школе. Победители и призеры школьных и городских олимпиад по разным предметам. Победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в школьных мероприятиях никогда никому не проигрывающие. Гордость и опора школы, родителей. Моя гордость. Они были очень дружны между собой, и эта дружба была проверена и трудностями, и проблемами, и славой, и успехами. Не было «черной» зависти, злобы, равнодушия.

Нам есть о чём вспомнить:

Лидерские сборы….

Спортивные соревнования и игры…

Походы…

Поездки по разным городам нашей страны….

Совместные мероприятия с родителями…

Творческие конкурсы…

Ролевые игры, тренинги…

Интеллектуальные игры и конкурсы….

У нас есть не только огромный фотоальбом, где запечатлены эти и другие моменты нашей жизни. У нас есть видеотека, которую мы любим просматривать.

 В работе со старшеклассниками всё более широкое распространение в моей работе получают ролевые и деловые игры.

В них создаётся виртуальная реальность, в которой можно моделировать любую воображаемую жизнь: выборы президента, заседание суда, заочное путешествие. Много примеров дают телепрограммы: шоу – состязания, «Своя игра»., КВН, «Счастливый случай», фестивали, ярмарки.

 В своей воспитательной работе придерживаюсь следующих норм отношений:

  • Ведущий принцип воспитания – природосообразность и культуросообразность;
  • Доминирующая ориентация на:                                                                                                                                   - свободное взаимодействие детей и взрослых;                                                                                                         - соответствие школьного уклада индивидуальным интересам и ожиданиям детей;                                                                                                                - личностные продуктивно-практические достижения детей;                                                                 - индивидуальный рост;                                                                                                                                             - гармоническое развитие головы, сердца, рук.
  • Требования к ребенку: мягкие, базирующиеся на целях совместной деятельности и нормах самодисциплины, договорных отношений, самоконтроля.
  • Инициаторы: ребенок и детско-взрослое сообщество.
  • Основная форма деятельности: продуктивный труд, общение ( классные часы, экскурсии, ролевые игры, театрализованные представления, походы, поисковая работа)
  • Стиль деятельности: деловой, товарищеский, ситуативный.
  • Общая атмосфера отношений: отношение сотрудничества, сотворчество, равноправие.
  • Мотивация ребенка: интерес, стремление к успеху, самореализация, самовыражение.
  • Стиль общения: сотворчество, деловое отношение к ошибке ( право ребенка на ошибку).
  • Самоощущение ребенка в школе: чувство принадлежности к единому детско-взрослому сообществу; чувство совместной ответственности за дело.

Программу воспитательной деятельности реализую в следующих направлениях:

- аналитико-диагностическая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- работа с семьей;                                                                                  - дополнительное образование;

- свободное общение.

 Большое значение придаю совместной работе с детьми по созданию правил нашего сообщества. Заметила, что дети уважают больше именно правила, рожденные непосредственно из окружающей жизни:

·         Относись к другим так же, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе (главное правило  нашего классного коллектива);

·         Свободно и смело высказывай свои мысли, свое мнение;

·         Работай над своей ошибкой, не смейся над ошибками других.

Помимо правил нашего коллектива, у меня есть своя педагогическая  заповедь: «Запретить легче, чем разрешить». И поэтому главным словом на уроке и во внеурочной деятельности стало слова «МОЖНО»

  • Можно обращаться ко мне по любому вопросу;
  • Можно выбрать другую тему;
  • Можно не пойти в школу, если чувствуешь себя нездоровым;
  • Можно отказаться от порученного дела, если не видишь смысла в его выполнении;
  • Можно придумать свое дело;
  • Можно сказать учителю, когда он несправедлив. Все можно!

 

Широкий простор для осуществления воспитательной деятельности предоставляет интернет-сайт «МКОУ СОШ № 9». Говоря о новых направлениях в работе классных руководителей в условиях модернизации школы, нельзя не сказать об использовании ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в воспитательном процессе. Я считаю, что благодаря мультимедийным технологиям, интерактивности, которые активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности, позволяют моделизировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда, предоставляют детям возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки сообщений, составления сценария, предоставляют помощь в поиске ответов на проблемные вопросы. Кроме того использование ИКТ создают огромные возможности для формирования общей и информационной культуры.

Я охотно делюсь опытом работы использования ИКТ в воспитательной работе с коллегами. Приглашала учащихся старших классов и их классных руководителей к себе в класс, проводила открытые мероприятия.

В своей работе использую разнообразные методы, формы и приемы воспитательной работы.

1. Анкетирование. Оно позволяет ориентироваться в ситуации внутри коллектива.

2. Игры и упражнения – необходимы для психологической разминки учащихся. Помогают быстрее сплотить группу, установить доверительные отношения между её участниками, мобилизовать их. Игры и упражнения используются при проведении занятий в форме тренингов. Например, игра-упражнение «Разговор через стекло». Задание: выразите без слов, то, что я скажу. Первые номера не знают задание вторых и наоборот. Игра «У меня есть право». По кругу перебрасываем мяч. Каждый бросающий должен назвать своё право. Главное условие – не нарушать права других. «Придумаем свою рекламу». Например, нужно рассказать, нарисовать или изобразить другим способом, что на самом деле даёт употребление пива, сигарет.

Игра «Всё наоборот», в которой по кругу называются те качества, которые не нравятся, всевозможные КВЕСТы.

3. Час общения – обсуждение проблем, которые встают перед человеком в юности, направлены на усвоение уч-ся знаний психологического характера. В результате расширяются познавательные ресурсы, формируются навыки самоорганизации, самооценки.

4. Дискуссии предназначены, чтобы дать возможность глубже осмыслить различные вопросы, составлять собственное мнение. Дать возможность свободно высказать свои мысли.

5Быстрый круг – опрос детей по очереди. Здесь каждый высказывает своё мнение, высказывание других не обсуждается. Ребёнок успевает сказать 2-3 предложения.

6Работа в парах («Двойки»). Здесь дети получают навыки ведения диалога, учатся сближению с партнёром по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой.

7Работа в малых группах («Тройки», «четвёрки»). Используя эту форму, можете быть уверены, что при ограничении времени и пространства это более эффективный способ сблизить участников.

8. Круглый стол, ролевые игры, творческая лаборатория, лекции, диагностикапамятки для родителей и детей.

9. Индивидуальная работа («И один в поле воин»). Индивидуальная работа позволяет участнику лучше разобраться в себе, в своих чувствах.

Меня часто просят рассказать, как удалось мне, как классному руководителю, построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были именно такие, есть ли у меня какой-то секрет или какая-то своя воспитательная программа. Всегда честно и однозначно отвечала, что нет ни особых секретов, ни особой программы. Просто надо любить классных детей, как своих собственных, желать видеть этих детей в будущем такими, какими хочешь видеть своих собственных: счастливыми, успешными, состоявшимися… Надо жить не просто рядом с ними, а в них. Надо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого отдельно. Не подчинять, не ломать и не подстраивать под себя, а развивать все самое лучшее, что есть в каждом, помогать, если в этом есть необходимость, но тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать своими друзьями и единомышленниками родителей.

И в заключение хочу сказать: продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития ученика и учителя. Все наши слова, дела только тогда имеют смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения. В них нельзя ни врать, ни фальшивить. Но здесь одной честности мало, надо обладать качествами практического психолога, человековедческими знаниями.

 

 

Звание высокое неся,

Ответственность я на себя беру большую.

Ни в коем случае не уронить себя,

Иначе – выбирать профессию другую.

Какой я быть должна?

Быть образцом во всем –

Интеллигентной, доброй, милой,

Душою чистой и лицом красивой.

Уметь понять ребенка в час любой,

Особенно когда беда над головой.

Понять обиды, боль чужую,

Должна я на защиту встать стеной

Ребенка всякого уметь любить.

Все делать для ребят с душою,

В своей работе не искать покоя.

Известна истина простая:

Человек не может, не мечтая,

Учителем не надо становиться-

А нужно просто им родиться.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса»

Решение проблемы приобретения социального опыта учащимися как одна из задач воспитательного процесса»

Вы думаете — «классным» быть легко?

Вы думаете — «классным» быть легко?

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка

Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом

Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом

Редколлегия – выпуск газет для информации в классе; оформление классного уголка; оформление конкурсов, викторин

Редколлегия – выпуск газет для информации в классе; оформление классного уголка; оформление конкурсов, викторин

Начиная с 5-го класса, я старалась привлекать ребят к проведению общешкольных мероприятий, например: Ø

Начиная с 5-го класса, я старалась привлекать ребят к проведению общешкольных мероприятий, например: Ø

С целью воспитания гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего

С целью воспитания гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего

Детском доме проводили спортивные игры, мастер-классы, беседы с показом презентаций

Детском доме проводили спортивные игры, мастер-классы, беседы с показом презентаций

В.П.Макеева, уборка территории в парках и скверах машгородка

В.П.Макеева, уборка территории в парках и скверах машгородка

Чем больше красивых уголков природы в них жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несёт в себе

Чем больше красивых уголков природы в них жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несёт в себе

Использую различные методы: · лекционный метод передачи знаний; · психодиагностические методы исследования личности; · методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа…

Использую различные методы: · лекционный метод передачи знаний; · психодиагностические методы исследования личности; · методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа…

Этап формирования профессионального самосоз­нания (8—9 классы)

Этап формирования профессионального самосоз­нания (8—9 классы)

Работа с родителями. Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отводила семье

Работа с родителями. Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отводила семье

Нормативно-правовое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение

Многие пришли в 10 класс. Двенадцать юношей и тринадцать девушек, среди которых 16 человек закончили на «хорошо» и одна на «отлично»

Многие пришли в 10 класс. Двенадцать юношей и тринадцать девушек, среди которых 16 человек закончили на «хорошо» и одна на «отлично»

Доминирующая ориентация на : - свободное взаимодействие детей и взрослых; - соответствие школьного уклада индивидуальным интересам и ожиданиям детей; - личностные продуктивно-практические достижения детей; -…

Доминирующая ориентация на : - свободное взаимодействие детей и взрослых; - соответствие школьного уклада индивидуальным интересам и ожиданиям детей; - личностные продуктивно-практические достижения детей; -…

Можно не пойти в школу, если чувствуешь себя нездоровым;

Можно не пойти в школу, если чувствуешь себя нездоровым;

Час общения – обсуждение проблем, которые встают перед человеком в юности, направлены на усвоение уч-ся знаний психологического характера

Час общения – обсуждение проблем, которые встают перед человеком в юности, направлены на усвоение уч-ся знаний психологического характера

Звание высокое неся, Ответственность я на себя беру большую

Звание высокое неся, Ответственность я на себя беру большую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020