Решение логических задач с помощью таблиц
Оценка 4.7

Решение логических задач с помощью таблиц

Оценка 4.7
Презентации учебные
doc
информатика
5 кл
30.01.2017
Решение логических задач с помощью таблиц
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.doc
Конспект урока Класс: 5А Тема: «Табличное решение логических задач» Технологии:  здоровьесбережения,   проблемного   обучения,   педагогики   сотрудничества, личностно­ориентированного  обучения,  поэтапного   формирования  умственных  умений, информационно­коммуникационные. Планируемые образовательные результаты:  Освоить табличный способ решения логических задач Формируемые УУД: Коммуникативные:  осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения   необходимой   для   решения   проблемы   информации,   организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать   и   отстаивать   свое   мнение,   развивать   способность   брать   на   себя инициативу   в   организации   совместного   действия,   устанавливать   и   сравнивать   разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные:    самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные:   определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логические   рассуждения, умозаключения   и   выводы,   строить   логические   цепочки   рассуждений,   сравнивать, анализировать, делать выводы, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Компетенции:  предметные    –  умение   представлять   информацию   в   табличной   форме;   решать логические задачи.    метапредметные    –    формирование  основ     ИКТ   ­   компетентности;     умение использовать   таблицы   для   фиксации   взаимно   однозначного   соответствия   между объектами двух множеств.   личностные    –    воспитание  чувства     личной     ответственности     за     качество окружающей информационной среды.    акцентировать     внимание     учащихся     на     достоинствах     табличной     формы Решаемые учебные задачи:  1)  представления информации;  2)     дать   представление   о   таблице   как   очень   удобной   форме   фиксации   взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;  3)  формировать  умение решать логические задачи с помощью таблиц. 4)   закрепить умение создавать простые таблицы средствами текстового редактора  MS Word. 1. Организационный момент. (1 мин) Ход урока Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. (Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.). Сейчас я отмечу присутствующих в классе. 2. Актуализация знаний. (5 мин) Ребята, давайте вспомним с вами тему нашего прошлого урока, что мы с вами учились делать? (Тема ­ представление информации в форме таблиц. Изучали структуру таблицы, учились преобразовывать текстовую информацию в табличную форму, учились строить таблицы).  Приведите примеры таблиц и где вы их используете? (таблица умножения, дневник погоды, классный журнал, и др.) А теперь давайте  повторим  структуру таблицы. На слайде. (Учащиеся  называют  основные элементы таблицы). Молодцы. Теперь   проверьте   свое   домашнее   задание.   Вы   должны   были   преобразовать   текстовую информацию в табличную форму. В тетради вы должны были нарисовать таблицу и заполнить ее данными.   Проверьте,   на   слайде   показана   таблица,   которая   должна   была   получиться   у   вас. (Учащиеся сравнивают свою таблицу с таблицей на слайде). Давайте  сравним табличную  форму  и текстовую  информацию. Какая нагляднее? Объясните. (Ребята сравнивают и делают вывод о том, что таблица нагляднее, так как содержит много информации в сжатом виде). 3. Формулирование темы и целей урока. (7 мин) А   сейчас   мы   свами   решим   математическую   задачу.   Задача   на   слайде:   «Садовнику   нужно огородить прямоугольную клумбу с помощью 42 – х   метрового мотка   проволоки.   Есть 2 клубы: 1­ длина клумбы  17 м, ширина 5 м, 2­ длина клумбы 11 м, а ширина 10 м. Какую из этих клумб должен огородить садовник, чтобы ему хватило проволоки?» Что мы должны сделать? (Рассчитать   периметр   двух   прямоугольников.   Периметр   1=(17+5)*2=44м.   периметр 2=(11+10)*2=42м.   У   садовника   42   м   проволоки,   значит,   делаем   вывод,   что   садовник сможет огородить только вторую клумбу).  Математические задачи можно легко решать по действиям. А теперь давайте попробуем решить логическую задачу. Я вам сейчас ее зачитаю.  Задача «Летние каникулы»: Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. ­ Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя. ­ О, ещё как, ­ ответил Балашов, ­ могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. ­ Посмотрите, какой я гербарий собрал, ­ сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем,   особенно   Лунину   и   Алику,   гербарий   очень   понравился.   А   Симонов   обещал   показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика. Можно ли решить эту задачу с помощью математических действий. (Нет). А как мы будем решать эту задачу?  (Дети высказывают свое мнение).  А может нам попробовать решить ее с помощью   таблицы?   (Надо   попробовать).  Ребята   если   мы   будем   решать   сейчас   логическую задачу   с   помощью   таблицы,   то   как   вы   думаете,   какая   тема   нашего   сегодняшнего   урока? (Решение логических задач с помощью таблицы или табличное решение логических задач). И какую цель мы должны поставить перед собой сегодня на уроке? (Мы должны научить решать логические   задачи   с   помощью   таблиц).   Молодцы.   Давайте   запишем   число   и   тему   урока   в тетради. (Открывают и записывают число и тему в тетрадь).  4. Объяснение темы. (12 мин) Откройте   учебник   стр.   66.   Давайте   еще   раз   прочитаем   задачу.   (Читают   вслух   задачу   в учебнике). Что нам известно? (Имена и фамилии мальчиков) Правильно, мы знаем, что имена мальчиков – Алик, Володя, Миша и Юра. Их фамилии – Балашов, Лунин, Симонов и Петров. Для решения задачи составим таблицу, где заголовки строк – это фамилии, а заголовки граф – их имена. Таблица на слайде.  Начинаем рассуждать и заполнять таблицу. ­ Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя. То, что Балашов разговаривает с  Володей,  мы  можем   сделать  вывод,  что  Володя   не  Балашов,  и поставим  минус  в  ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и графы «Володя» ­ О, ещё как, ­ ответил Балашов, ­ могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. Так как Балашов   упоминает   в   разговоре   Алика,   то   ставим   минус   в   ячейке,   расположенной   на пересечении строки «Балашов» и графы «Алик» Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. ­ Посмотрите, какой я гербарий собрал, ­ сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа   большую   папку.   Из   того,   что   ребята   собрались   в   доме   у   Миши,   а   Петров   стал демонстрировать свой гербарий, который находился в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это  позволяет   поставить   плюс  в  ячейке,  расположенной  на пересечении   строки  «Петров»  и графы «Миша». Раз мы узнали фамилию Миши: Петров, то можно заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и графе «Миша». Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. Раз гербарий понравился Лунину и Алику, значит это совсем два разных человека. Следовательно можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и графы «Алик». Из   первой   строки   таблицы   следует,   что   фамилия   Юры   –   Балашов.   Поставим   плюс   в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках графы «Юра».  Из первой графы следует, что фамилия Алика – Симонов, поставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов». Единственна пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и графы «Володя», говорит о том, что фамилия Володи – Лунин. Таким образом, мы определили, что Алик – Симонов, Володя – Лунин, Миша – Петров, а Юра – Балашов. Вот мы и решили нашу логическую задачу с помощью таблицы. А теперь, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Смотрим видео и повторяем движения. 5. Закрепление материала. Компьютерный практикум. (15 мин) А теперь  переходим  к практической  части  нашего  урока. Мы сейчас  с вами  должны будем решить логическую задачу с помощью таблицы, только рисовать вы ее будете не в тетради, а создавать в текстовом редакторе  MS  Word. Кто забыл алгоритм создания таблицы, возьмите карточку   на   своих   столах,   где   записан   алгоритм.   Итак,   включаем   компьютеры   и   открывает текстовый редактор MS Word.  Задача:   В   небольшом   городке   живут   пятеро   друзей:   Иванов,   Петров,   Сидоров,   Гришин   и Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Известно, что   Петров   и   Гришин   никогда   не   держали   в   руке   малярной   кисти.   Иванов   и   Гришин   всё собираются  посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном   доме   с   почтальоном.   Иванов   и   Сидоров   каждое   воскресенье   играют   в   городки   с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей. Для решения задачи составим таблицу, где заголовки строк – это фамилии, а заголовки граф – это профессии.  Сколько столбцов будет в наше таблице? (6 – пять профессий + один стол для фамилий). Сколько строк будет в таблице? (6 – пять фамилий + одна для профессий). Таблица на   слайде.   Начинаем   работу.   Создаем   таблицу   и   начинаем   ее   заполнять.  (Учащиеся самостоятельно рассуждают и заполняют таблицу). Молодцы ребята. Давайте посмотрим и проверим правильно, ли вы решили задачу. Посмотрите таблицу на слайде и сравните ее со своей. 6. Итоги урока. Рефлексия. (5 мин) Можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? (Табличное решение логических задач) Какую цель мы сегодня на уроке себе поставили? (Научиться решать логические задачи с помощью таблиц) Добились ли мы результата? Научились решать логические задачи с помощью таблиц? (Да) Значит, мы с вами справились! Мы молодцы. А теперь каждый оцените сою работу на уроке и заполните лист.

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц

Решение логических задач с помощью таблиц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017