Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шахунский колледж аграрной индустрии»
(ГБПОУ ШКАИ)
Индивидуальный проект
По дисциплине: физическая культура
Тема: «Режим питания при повышенных спортивных нагрузках студентов»
Автор: обучающаяся 1 курса,
Группы №110
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудование
Козлов Роман Александрович
Руководитель: преподаватель
Оценка:___________/___________/
подпись руководителя
г. Шахунья
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕННЫХ СПОРТИВНЫХ НАГРУЗКАХ СТУДЕНТОВ................... 5 ..........................................................................................................................
1.1. Основы рационального питания при развитии физических качеств студентов 5
1.2. Еда перед началом занятий студентов..................................................... 7
1.3. Еда после спортивных занятий студентов............................................... 9
1.4. Контроль за весом студентов.................................................................. 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕННЫХ СПОРТИВНЫХ НАГРУЗКАХ СТУДЕНТОВ............................................... 14
2.1 Анализ зависимости уровня физического развития студентов первого курса от типа питания........................................................................................................... 14
2.2. Оценка развития физических качеств студентов..................................... 16
Заключение..................................................................................................... 19
Список литературы......................................................................................... 21
Приложение 1................................................................................................. 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что питание студентов при повышенных спортивных нагрузках разнообразно и многие студенты выполняют разные физические нагрузки.
Физическое развитие подрастающего поколения – проблема, которая занимала ученых, писателей, практикующих педагогов и воспитателей в разное время. Физическое развитие студентов – это залог сохранения их здоровья и возможности вести полноценную жизнь в обществе.
Информационную базу исследования составляют научные статьи и литература, нормативно-правовые акты, статистические данные, отчеты результаты социологического исследования.
Объект исследования – рациональное питание как элемент физического развития студентов.
Предмет исследования – зависимость уровня физического развития студентов от типа питания в колледже.
Цель исследования – исследовать физические качества студентов в разных силовых нагрузках при рациональном питании.
Задачи исследования:
- ознакомиться с основами рационального питания при развитии физических качеств студентов.
- изучить питание перед началом занятия.
- пытаться следить за контролем своего веса.
Гипотеза исследования: собрав достаточно информации о питании и физических качеств студентов, автор узнает, что питание студентов в колледже различается, как и их спортивные качества.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Методы исследования:
- поисковые: поиск нужной информации;
- теоретические: сравнение и анализ нагрузок и питания при повышенном уровне.
Теоретическая значимость поможет студентом понят, какое питание будет лучше при спортивных нагрузках и поможет выявить правильное питание для их физических нагрузок. Студент сможет применить эти знания в своих тренировках и выявить базу тренировок для подержания своей формы.
Научная новизна работы заключается в исследовательской работе заключенной в помощи студентом помочь им в правильном питании при их физических нагрузках.
Структура работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕННЫХ СПОРТИВНЫХ НАГРУЗКАХ
СТУДЕНТОВ
1.1 Основы рационального питания при развитии физических качеств студентов
В физической подготовке, помимо рационально построенных занятий, большое значение имеет организация правильного питания, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и высокую работоспособность занимающихся. В своей основе питание не является чем-то совершенно особенным, оно лишь удовлетворяет повышенные запросы организма и отвечает требованиям специфики подготовки. В прежние времена специалистам физической подготовки при планировании нагрузок зачастую приходилось иметь дело с недостаточным питанием своих подопечных. Сегодня на первый план выступают в основном последствия переедания, приводящие к ожирению, снижению физической работоспособности. Спутником переедания является целый «букет болезней цивилизации» и, как следствие, сокращение средней продолжительности жизни. К режиму питания необходимо подходить с рациональных позиций. Основные требования к питанию следующие: потребляемая пища не должна быть тяжелой (т. е. не содержать ничего лишнего, что перегружало бы организм), она должна обладать высокими вкусовыми качествами, быть полноценной и разнообразной. Прием пищи должен быть регулярным, дробным (3-5 раз в день) и, желательно, в одни и те же часы. Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при больших физических нагрузках представляет собой важную предпосылку дли решения задач физической подготовки. Организм человека должен ежедневно получать достаточное количество углеводов и белков, а также некоторые количество жиров, витаминов, минеральных веществ и много воды. В организме все они расщепляются с образованием соединений, менее богатых энергией. Содержание воды и питательных веществ в некоторых пищевых продуктах (в весовых процентах). В пище содержатся богатые энергией питательные вещества, белки, витамины, соли, микроэлементы, клетчатка, вода и другие, необходимые для нормальной жизнедеятельности компоненты (см. табл. 1). Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при больших физических нагрузках представляет собой важную предпосылку дли решения задач физической подготовки. Энергия в пище содержится в виде белков, жиров и углеводов (см. табл. 1.1). В организме все они расщепляются с образованием соединений, менее богатых энергией.
Таблица 1.1 – Содержание воды и питательных веществ в некоторых пищевых продуктах в процентах»
Пищевые продукты |
кДж/ 100г |
Вода, % |
Белки, % |
Жиры, % |
Углеводы, % |
Фрукты |
250 |
80,0 |
0,7 |
0,3 |
15,0 |
Овощи |
170 |
85,0 |
2,5 |
0,3 |
8,0 |
Картофель |
290 |
80,0 |
2,1 |
0,1 |
17,0 |
Сухой картофель |
2400 |
1.8 |
5,3 |
40,0 |
50,0 |
Орехи |
2650 |
4,5 |
15,0 |
60,0 |
18,0 |
Хлеб |
1050 |
35,0 |
8,0 |
1,0 |
50,0 |
Мясо |
750 |
70,0 |
18,0 |
10,0 |
0,1 |
Колбаса |
1130 |
60,0 |
12,0 |
25 |
0,0 |
Масло сливочное |
3000 |
17.0 |
0,6 |
81,0 |
0,7 |
Сыр |
1400 |
45,0 |
23,0 |
27,0 |
3,0 |
Молоко 3,5%-жирности |
270 |
89,0 |
3,1 |
3,4 |
4,65 |
Фруктовые соки |
170 |
85,0 |
0.3 |
0,1 |
12,0 |
С энергетической точки зрения питательные вещества могут взаимозаменяться в соответствии с их калорической ценностью (см. табл. 1.2).
Калорическая ценность питательных веществ.
Таблица 1.2 – Ценность питательных веществ»
Питательные вещества |
Жиры |
Белки |
Углеводы |
ккал/г |
9,3 |
4,1 |
4,1 |
кДж/г |
37,0 |
17,0 |
17,0 |
Почти все ткани организма в ходе структурного метаболизма претерпевают постоянный распад и обновление, либо превращение. Этот процесс не сводится к простой перестройке одного и того же количества компонентов. Напротив, для него требуется постоянное количество новых веществ. Это связано, в частности, с потерей организмом некоторых структур (например, слущивание эпителиальных клеток с поверхности кожи и кишечника, разрушение миофибрилл при физических перегрузках и т. и.). Такие потери касаются главным образом белков. Поэтому все питательные вещества выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию - используются для построения структур и синтеза секретов. Пищевой рацион должен содержать некоторое минимальное количество белков, жиров и углеводов. Если поступление этого минимального количества обеспечивается, то остальная часть может быть заменена. Правильное рациональное питание и регулярные физические упражнения - это непременные составляющие здорового образа жизни, поэтому, так или иначе, придется приспосабливаться к правильному образу жизни.
1.2. Еда перед началом занятий студентов
В физической подготовке, помимо рационально построенных занятий, большое значение имеет организация правильного питания, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и высокую работоспособность занимающихся. В своей основе питание не является чем-то совершенно особенным, оно лишь удовлетворяет повышенные запросы организма и отвечает требованиям специфики подготовки. В прежние времена специалистам физической подготовки при планировании нагрузок зачастую приходилось иметь дело с недостаточным питанием своих подопечных. Сегодня на первый план выступают в основном последствия переедания, приводящие к ожирению, снижению физической работоспособности. Спутником переедания является целый «букет болезней цивилизации» и, как следствие, сокращение средней продолжительности жизни. К режиму питания необходимо подходить с рациональных позиций. Для тренировок необходима энергия, которая берётся из глюкозы. Основные требования к питанию следующие: потребляемая пища не должна быть тяжелой (т. е. не содержать ничего лишнего, что перегружало бы организм), она должна обладать высокими вкусовыми качествами, быть полноценной и разнообразной.
Чтобы заниматься спортом, нужно много энергии. Углеводы – это наилучший источник энергии, поэтому их следует включить в завтрак или обед за 3 часа до начала занятий или же съедать небольшими порциями не позже, чем за час до их начала. Углеводы – основной источник энергии, необходимой организму при больших физических нагрузках.
Углеводами богаты такие продукты:
- овсяная каша с обезжиренным молоком,
- отварной картофель, приправленный чем-нибудь нежирным,
- хрустящие хлебцы, крекер, тосты, хлеб с джемом или медом.
Перед тренировкой рекомендуется потреблять пищу за 1–1.5 часа, но не больше двух часов. Быстрые углеводы помогут в кратчайшие сроки обеспечить энергией, а сложные помогут долго эту энергию доставлять в мышцы. Поскольку пища быстро усваивается, начните тренировку не позднее чем через полтора часа. Жиры будут содержаться в небольшом количестве в молоке, твороге, овсянке и желтке, поэтому дополнительного приема не требуется. Жиры – это второй по значению источник горючего. Большинство людей потребляют больше белков, чем требуется организму. Количество жиров не должно превышать 3–5г перед тренировкой. К тому же, жиры в большом количестве долго усваиваются, содержат много калорий, также ухудшают работоспособность. Перед тренировкой рекомендуется отказаться от жиров. Данные компоненты замедляют работу органов желудочно-кишечного тракта, тормозят скорость переваривания пищи и во время тренировки могут вызвать негативные ощущения: метеоризм, тяжесть в желудке, тошноту, колики и неприятную отрыжку. Ограничьте употребление, как животных, так и растительных жиров, отказавшись от жирного мяса, большого количества масла в заправке салата, жирной кисломолочной продукции и др. Питание перед тренировкой должно быть легким, но питательным. Полноценный прием пищи должен быть за несколько часов до занятий, за полчаса можно устроить небольшой перекус или выпить протеиновый коктейль или пред тренировочный комплекс. Прием пищи перед занятиями спортом должен включать сложные углеводы такие как: цельный, зерновой или ржаной хлеб, разные виды злаков, вермишель или картофель в сочетании с белком таким как: мясо, рыба, молочные продукты, яйца и конечно же овощи.
Желательно отказаться от употребления перед тренировкой высококалорийной еды с большим содержанием сахара. Такая еда быстро усваивается, но находящаяся в ней глюкоза слишком быстро повышает уровень сахара в крови и потом уровень сахара, также быстро падает, оставляя острое чувство голода и усталости. Организм не может переваривать большое количество пищи во время физических упражнений, поэтому не разумно есть прямо перед занятиями.
1.3. Еда после спортивных занятий студентов
Потребности организма после занятия такие же, как и пред тренировочный период: углеводы, белки и поменьше жира для избежание замедленного усваивания полезных веществ. Приём пищи после тренировки особо приятен тем, что в него можно без негативных последствий включить быстрые углеводы, то есть углеводы с высоким гликемическим индексом. Старайтесь поесть в течение двух часов после спортивных занятий.
Нормы белков и углеводов немного выше, чем до тренировки. Старайтесь поесть в течение двух часов после окончания занятий. Если физические упражнения подавляют аппетит, как можно быстрее перекусите чем-нибудь высокоуглеводным. Вот несколько блюд, которые идеально подходят для этого:
- овсяное печенье,
- фруктовый кекс,
- макароны с овощами, рыбой или курицей,
- печеный картофель с нежирной приправой,
- салат из отварного риса и сладкой кукурузы,
- фруктовый салат с овсяными хлопьями, овощное рагу.
Углеводы перевариваются с разной скоростью, поэтому уровень сахара в крови может повышаться медленно или быстро. Крахмал, содержащийся в картофеле, хлебе и рисе, отдает свою энергию медленно, а простые углеводы, содержащиеся в джеме, меде, фруктах, соках – быстро. «Высокоскоростные» продукты лучше всего употреблять перед занятиями; продукты с умеренной скоростью, повышающие уровень сахара – сразу после физических нагрузок; продукты «умеренно» и «низкоскоростные» еще позже. Высокий индекс гликемии. Изюм, бананы, мед, джем, глюкоза, конфеты, шоколадки, сладкое печенье, а также рис, хлеб, сладкая кукуруза, картофель, фасоль. Средний индекс гликемии. Макаронные изделия, овес, сладкий картофель, чипсы, овсяная каша, виноград, апельсин, овсяное печенье. Низкий уровень гликемии. Молоко, йогурт, мороженое, яблоки, сливы, грейпфруты, финики, инжир и бобовые.
Углеводы перевариваются с разной скоростью, поэтому уровень сахара в крови может повышаться медленно или быстро. Крахмал, содержащийся в картофеле, хлебе и рисе, отдает свою энергию медленно, а простые углеводы, содержащиеся в джеме, меде, фруктах, соках – быстро. «Высокоскоростные» продукты лучше всего употреблять перед занятиями; продукты с умеренной скоростью, повышающие уровень сахара – сразу после физических нагрузок; продукты «умеренно» и «низкоскоростные» еще позже. Высокий индекс гликемии. Изюм, бананы, мед, джем, глюкоза, конфеты, шоколадки, сладкое печенье, а также рис, хлеб, сладкая кукуруза, картофель, фасоль. Средний индекс гликемии. Макаронные изделия, овес, сладкий картофель, чипсы, овсяная каша, виноград, апельсин, овсяное печенье. Низкий уровень гликемии. Молоко, йогурт, мороженое, яблоки, сливы, грейпфруты, финики, инжир и бобовые. Еда после тренировки должна включать белки и углеводы в определенном соотношении, которое зависит от нагрузок. Питание после тренировки зависит также от времени суток. Утренние занятия требуют приема нежирной белковой пищи примерно через час после их завершения. Таким же должно быть вечернее меню – зависимо от времени проведения упражнений. После физических нагрузок организм, сперва восстановляет энергию, необходимую для деятельности важных органов и систем.
Если организм склонен к избыточному весу, то в первой половине дня его необходимо насыщать углеводными и белковыми блюдами, сводя к минимуму жирное и сладкое. На вечер вполне достаточно диетических блюд: нежирный творог, куриная грудка, овощи и фрукты будут очень кстати. Еда после тренировки вечером должна быть насыщена белком и медленными углеводами; рекомендуется низкокалорийное, но питательное меню. Перед сном полезно кушать блюда из риса, курицы, творога, а также кисломолочные напитки, сыры, морепродукты, травяные чаи. Кушать нужно плотно, до утоления голода, но не переедать.
1.4. Контроль за весом студентов
Наиболее вероятная причина избыточного веса в том, что вы долгое время съедали больше, чем требуется вашему организму. Наилучший способ безопасно и надолго сбросить вес – изменить стиль жизни, в том числе придерживаться сбалансированной диеты с низким содержанием жиров и регулярно заниматься физическими упражнениями. Очень тучным людям трудно заниматься упражнениями из-за их полноты. Но можно повысить свою активность, множеством способов: выходя на длительные прогулки или чаще пользуясь лестницами, а не лифтом. Физические упражнения помогают сбросить вес, но сами по себе неэффективны. Чтобы снять всего 400 г. подкожного жира, нужно прошагать около 800 км. Сокращение рациона поможет сбросить вес, но без физических упражнений обмен веществ замедлится и максимального результата не достичь. Для большинства людей самый простой способ сократить число калорий – ограничить потребление пищи, богатой жирами и сахаром. Легкий весовой «недобор» не представляет опасности. В то же время, ожирение влечет за собой риск сердечных заболеваний, повышения давления, образования желчных камней и диабета. В результате давления излишнего веса на кости, и суставы развивается остеохондроз коленной, шаровой и поясничной областей. Пищевой рацион должен содержать некоторое минимальное количество белков, жиров и углеводов. Если поступление этого минимального количества обеспечивается, то остальная часть может быть заменена. Особенно тяжелые нарушения в организме возникают при недостаточном поступлении белков. Белки представляют собой полимерные соединения, состоящие из отдельных аминокислот, которые и используются при синтезе соединений, необходимых организму для обеспечения жизнедеятельности и построения его структур. Белки содержатся как в животной, так и в растительной пище. Основная функция белков состоит в том, чтобы формировать и восстанавливать ткани и клетки тела. Белки обеспечивают организм энергией в экстренных случаях, когда в результате длительной и интенсивной физической нагрузки истощаются запасы питательных веществ или, когда их не хватает в вашем рационе. Углеводы – основной источник энергии, необходимой организму при больших физических нагрузках. Большинство людей потребляют больше белков, чем требуется организму. Но сейчас спортивные диетологи пришли к выводу, что ведущим штангистам, легкоатлетам и другим спортсменам, занятым в силовых или изнурительных видах спорта, требуется больше белков, чем людям, ведущим малоподвижный образ жизни. Основными источниками животных белков служат мясо, рыба, молоко, молочные продукты и яйца. В хлебе, картофеле, бобовых имеется относительно высокое содержание растительных белков, а в небольших количествах они содержатся почти во всех фруктах и овощах. Жиры обязательно входят в состав почти всех продуктов животного происхождения (в мясо, рыбу, молоко, молочные продукты и т. д.), а также имеются в семенах растений, например, в орехах. Растительные жиры характеризуются высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот. Лучше иметь постоянный вес чуть выше нормы, чем сбрасывать килограммы и набирать их снова в бесконечных – и стрессовых – попытках похудеть. Часто вес – дело наследственное. Как правило, члены семьи ведут схожий образ жизни и одинаково питаются, а то и одинаково недолюбливают физическую нагрузку. Часто вес – дело наследственное. Здоровая пища и регулярная физическая активность помогут добиться здорового веса.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕННЫХ СПОРТИВНЫХ НАГРУЗКАХ СТУДЕНТОВ
2.1. Анализ зависимости уровня физического развития студентов, первого курса от типа питания
Анализ зависимости уровня физического развития студентов от типа школьного питания, проведенный проведен среди студентов первого курса, которым соответствует возраст 16-17лет, на базе ГБПОУ ШКАИ, показал значительные различия среди студентов, регулярно получавших горячие комплексные обеды в колледже и предпочитающих столовое питание в свободном выборе (табл. 2.1, 2.2).
Таблица 2.1 – Показатели физического развития студентов первого курса, получающих питание в столовой в свободном выборе
№ |
Ф.И |
Показатели физического развития |
|||||
Рост, см |
Вес, кг |
ИМТ (Индекс Кетле) |
Прыжок в длину с места, м |
Челночный бег 3х10м, сек |
Наклон вперед, см |
||
Юноши |
|||||||
1 |
Б.К. |
172 |
54 |
18,2 |
1,92 |
8,2 |
3 |
2 |
В.А. |
168 |
49 |
17,4 |
2,30 |
7,6 |
-5 |
3 |
В.И. |
162 |
57 |
21,7 |
1,69 |
8,4 |
5 |
4 |
В.А. |
160 |
59 |
23 |
1,60 |
9,2 |
4 |
5 |
В.И. |
164 |
65 |
24,2 |
2,19 |
8,1 |
11 |
6 |
Г.Е. |
167 |
46 |
16,5 |
1,98 |
8,8 |
11 |
7 |
З.К. |
169 |
65 |
22,7 |
1,50 |
9,0 |
-5 |
8 |
К.Р. |
170 |
69 |
23,9 |
1,50 |
9,4 |
-5 |
|
M±m |
166,5 ±1,5 |
58,0±2,9 |
20,9±1,1 |
1,83±0,11 |
8,6±0,2 |
2,4±2,4 |
Девушки |
|||||||
1 |
Б.Ю. |
169 |
58 |
20,3 |
1,50 |
9,5 |
3 |
2 |
Г.Е. |
165 |
57 |
20,9 |
1,30 |
9,9 |
3 |
3 |
Г.К. |
163 |
59 |
22,2 |
1,46 |
9,1 |
4 |
4 |
К.П. |
168 |
62 |
22,0 |
1,40 |
9,3 |
14 |
5 |
К.П. |
162 |
45 |
17,1 |
1,95 |
7,7 |
5 |
6 |
У.Н. |
159 |
43 |
17,0 |
1,75 |
9,1 |
8 |
7 |
Ф.К. |
167 |
56 |
20,1 |
1,65 |
8,3 |
6 |
8 |
Х.Э. |
170 |
64 |
22,1 |
1,80 |
8,0 |
4 |
|
M±m |
165,4±1,3 |
55,5±3,0 |
20,2±0,7 |
1,60±0,08 |
8,9±0,3 |
5,9±1,3 |
Таблица 2.2 - Показатели физического развития студентов первого курса, получающих питание в столовой в виде комплексных обедов
№ |
Ф.И |
Показатели группы студентов, |
|||||
Рост, см |
Вес, кг |
ИМТ (Индекс Кетле) |
Прыжок в длину с места, м |
Челночный бег 3х10м, сек |
Наклон вперед, см |
||
Юноши |
|||||||
1 |
Л.Е. |
160 |
45 |
17,6 |
1,75 |
7.8 |
55555 |
2 |
М.А. |
169 |
48 |
16,8 |
1,88 |
7.4 |
4 |
3 |
М.А. |
165 |
48 |
17,6 |
1,95 |
7.9 |
8 |
4 |
М.Е. |
167 |
41 |
14,7 |
1,80 |
8.1 |
4 |
5 |
Н.Л |
169 |
63 |
22,0 |
1,80 |
8.5 |
10 |
6 |
С.А. |
166 |
45 |
16,3 |
1,93 |
7.9 |
7 |
7 |
С.Е. |
163 |
47 |
17,7 |
1,84 |
8.2 |
5 |
8 |
С.Р. |
178 |
59 |
18,6 |
2,10 |
7.5 |
9 |
|
M±m |
167,1±1,9 |
49,5±2,6 |
17,7±0,7 |
1,88±0,39 |
7,9±0,1 |
6,5±0,8 |
Девушки |
|||||||
|
А.Т. |
159 |
37 |
14,6 |
1,70 |
8.8 |
12 |
|
Б.А. |
164 |
44 |
16,3 |
1,82 |
7.9 |
7 |
|
В.Е. |
165 |
48 |
17,6 |
1,92 |
7.6 |
10 |
|
К.А. |
170 |
46 |
15,9 |
1,87 |
8.9 |
6 |
|
К.А. |
163 |
42 |
15,8 |
1,80 |
8.4 |
14 |
|
Л.А. |
160 |
51 |
19,9 |
1,68 |
8.9 |
4 |
|
Н.А. |
171 |
55 |
18,8 |
2,00 |
7.7 |
6 |
|
С.А. |
168 |
52 |
18,4 |
1,81 |
8.6 |
4 |
|
M±m |
165±1,5 |
46,9±21 |
17,2±07 |
1,82±0,8 |
8,3±0,2 |
7,9±1,3 |
При отсутствии различий средних ростовых показателей, масса тела студентов в двух группах, как и индекс Кетле, достоверно отличались (рис. 1). В группе студентов, регулярно получающих комплексное питание, средний показатель индекса практически соответствовал средневозрастной норме (17,4-20,4 –юноши; 17,1-20,8 - девушки). Среди девушек и юношей этой группы 50% имело гармоничное физическое развитие и телосложение. Низкое значение индекса свидетельствует о негармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела, среди них 37 % юношей и 50 %девушек. Высокая цифра индекса Кетле свидетельствует о негармоничном телосложении с избытком массы тела или об ожирении. В группе с комплексным питанием был выявлен один студент с этой проблемой.
В группе студентов, посещающих буфет в колледже, средние показатели массы тела и индекса Кетле были значительно выше. Среди 8 юношей только у 2 (25%) индекс массы тела полностью соответствовал возрастным нормам, у 5 (62,5%) превышал, а 1 (12,5%) был низким. Среди девушек данной группы гармоничное физическое развитие и телосложение имело 3 человека (37,5 %), у 4 (50%) был выявлен избыток и 1 (12,55) - дефицит массы тела.
Таким образом, студенты, питающиеся на протяжении нескольких лет в буфете, имеют большую массу тела и соответственно, достоверно более высокий индекс массы тела, характеризующий степень гармоничности телосложения. Связано это, в первую очередь, с преимущественным выбором продуктов, содержащих большое количество жиров и легкоусвояемых углеводов (пицца, пирожное, сладкая газированная вода и т.д.).
2.2. Оценка развития физических качеств студентов
Рисунок 1- Зависимость уровня физического развития от типа питания
Физическая подготовленность общепризнанно считается одним из показателей, отражающих качество физического здоровья и уровень двигательной активности подрастающего поколения.
Оценка физических качеств студентов проводились по параметрам скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места); ловкости (челночный бег 3х10м) и гибкости позвоночника (сгибание туловища из положения, сидя на полу).
Отмечено, что у студентов, предпочитающих питание в буфете, выявляется достаточно высокий удельный вес лиц с низким уровнем скоростно-силовых способностей, ловкости и гибкости позвоночника (рис.1). Интересно отметить, что у студентов в этой группе практически по всем контрольным тестам доля лиц, не справляющихся с нормативами, статистически значимо выше, чем в группе студентов, получающих регулярное горячее питание.
Рисунок 2- Зависимость уровня физического развития от типа питания
Выявлены гендерные особенности физических возможностей у студентов. В физической подготовке юношей, предпочитающих питание в буфете, слабым звеном является развитие гибкости позвоночника, показатели сгибания туловища из положения, сидя на полу на 63 % хуже, чем у юношей с регулярным типом питания. У девушек велика доля лиц с низкими скоростно-силовыми возможностями. Так, тест «прыжок в длину» выполняют ниже нормативного уровня 37% девушек. Отмечено также, что среди студентов, не получающих комплексного питания в столовой, ниже на 7-10% степень развития координационных способностей (больше времени затрачено на выполнение упражнения «челночный бег»).
Таким образом, оценка развития физических качеств выявила проблемы в группе подростков, не получающих регулярно горячего питания в столовой. Характерно, что всего лишь одна третья часть студентов, в этой группе выполняет тестовые задания на гибкость позвоночника на нормативном уровне. Серьезность проблемы обусловлена тем, что студенты с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.
Заключение
1. Проведенное исследование свидетельствует об отставании студентов, не получающих регулярного горячего питания в колледже, в показателях, характеризующих физическое здоровье. Студенты, питающиеся на протяжении нескольких лет в буфете, имеют большую массу тела. Связано это, в первую очередь, с преимущественным выбором продуктов, содержащих большое количество жиров и легкоусвояемых углеводов (пицца, пирожное, сладкая газированная вода и т.д.). В этой группе значительно больше студентов с дисгармоничным телосложением, что может быть обусловлено при избытке или дефиците веса недостаточным развитием скелетной мускулатуры. Отмечено, что у студентов, предпочитающих питание в буфете, выявляется достаточно высокий удельный вес лиц с низким уровнем скоростно-силовых способностей, ловкости и гибкости позвоночника.
2. Возрастной период (16-17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое, повышенное внимание. Сбалансированное горячее питание позволит решить проблемы:
- профилактики и коррекции алиментарно-зависимых состояний, микронутриентной недостаточности (железодефицитных состояний, дефицита йода, остеопороза);
- иммунопрофилактики инфекционных болезней;
- профилактики распространённых заболеваний детского возраста (болезни органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата);
- улучшения показателей гармоничности физического развития;
- увеличения показателей годности призывников к военной службе.
3. Питание является одним из ведущих фактором физического развития, формирования антропометрических особенностей в детском и подростковом возрасте. Недостаточное обеспечение организма школьников основными питательными и биологически активными веществами, а также неадекватность, несбалансированность питания и однообразие продуктов оказывает отрицательное влияние на физическое развитие, приводит к снижению сопротивляемости организма, к развитию различных заболеваний.
Все поставленные задачи в работе выполнены в полном объеме. Цель исследования считаю достигнутой.
Список литературы
1. Вайнер Э.Н. Валеология: учеб, пособие для студ. высшее, учеб, заведений. – М.: Флинта, 2011. – с. 106.
2. Галактионова М.Ю., Машина Н.С. Современные технологии ранней диагностики отклонений в состоянии здоровья подростков //Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9 –часть 1, стр. 40-44.
3. Индивидуальное проектирование: практическое пособие /В.Н. Еремин, М.И. Ивашко, И.Б. Кабыткина [и др.]; под. ред. М.И. Ивашко. - Москва: РГУП, 2019. - 100 с
4. Индивидуальный проект. 10-11 класс: учеб, пособие /М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
5. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб, пособие для общеобразовательных организаций /М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак. - Москва: Просвещение, 2019. - 159 с.
6. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс: учеб, пособие /Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб: КАРО, 2019. – 104 с.
7. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб, пособие для студ. высшее, учеб, заведений /Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – С. 70 – 86.
8. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб, пособие для студ. Высшее, учеб, заведений /Г.С. Туманян. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – С. 111 – 191.
9. Методические рекомендации по выполнение индивидуального проекта для обучающихся ГБПОУ ШКАИ/Сост. О.В. Воронцова//2020. – 52 с.
10. Методические рекомендации по выполнение индивидуального проекта для обучающихся ГБПОУ ШКАИ/Сост. О.В. Воронцова//2020. – 18 сл.
11. Рациональное питание [Электронный ресурс]. – URL: http://www.medprofural.ru/Racionalnoe-pitanie (31.01.2016).
12. Рациональное питание 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.grandars.ru/college/medicina/racionalnoe-pitanie.html (31.01.2016).
13. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов /А.А. Баранов, В.Р. Кучма. – М.: Педиатр, 2018. – 199 с.
14. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – с. 193 – 195.
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.