Урок Окружающий мир, 2-А класс
Учитель: Самойлова В.В.
Тема: «Водные богатства»
Цели урока: познакомить детей с видами водоёмов; учить различать части реки (исток, устье, русло, берега); сравнить реку и озеро; познакомить с водоёмами нашего края; развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов; воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Окружающий мир». 2 класс.А.А.Плешаков , карточки красного и зеленого цвета, картинка парусника, презентация, музыкальные отрывки о водоёмах.
Ход урока
1 Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
- Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.
Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания
2. Проверка домашнего задания.
1. Какую тему изучали? (формы земной поверхности)
2.Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)
3. Какие бывают равнины? (плоские и холмистые)
4. Что такое овраг, холм?
5.Чем отличается гора от холма?
6. Назовите основные части горы и холма.
-Кто отвечал, тот молодец.
3. Сообщение темы и целей урока.
-А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»).
- О чем были песни? (море, река, озеро)?
Слайд № 2-3
-Как назвать это, одним словом (водоём)?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы или Водные богатства).
Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.
4. Усвоение новых знаний.
Водоём - это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал. Люди создают искусственные водоёмы для отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии. Слайд № 4
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)
- Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь, выполняя это задание.
«Водоёмы» (группы детей по очереди читают свои ответы)
Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.
Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.
Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.
Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.
Канал – искусственное русло, наполненное водой.
Работа с учебником. Стр.83.
Работа в паре.
Найдите ответы на поставленные вопросы из учебника «Части реки»
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.
В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки. Слайд № 5
«Водоёмы нашего края».(Слайды № 6-19)
Крупные реки Республики Крым – это Салгир, Альма, Кача, Зуя, Чёрная
Озёра – Юсуповское, расположенное в Ялтинском районе, Марсианское в Бахчисарайском районе и другие
Искусственный водоём – Балановское водохранилище, Сакское водохранилище.
«Влияние деятельности человека на экологию водоёмов» Слайд № 20
5. Физкультминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)
И отправились домой.(Ходьба на месте)
6. Закрепление изученного материала.
Вспомним правила работы в парах.
Задание: ответить на вопросы из презентации: обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег. Слайд № 21
7. Итог урока.
-Какую цель ставили для себя на уроке?
-Достигли ли мы этих целей?
-Какие задания вам понравились больше всего?
-Какие вызвали затруднение?
8. Задание на дом.
Учебник. Стр.82-83 - читать
9. Рефлексия
- А сейчас возьмите смайлик того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наш парусник, который уплывает путешествовать по Черному морю (на доске)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.