Ф.И.О. педагога:Максимова Галина Сергеевна
Тема: Род и семья-источник нравственных отношений
Основные цели:
1.Укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса.
2. Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.
Участники:учащиеся 2 класса
Форма проведения:классный час
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
1. 1.Листочки со стихотворением «Как же возникло слово « семья?»
2. 2."Кирпичики" со словами.
3. Словарь С.И. Ожегова.
4. 4.Свечки.
Печатный материал (распечатка на принтере):
1.Стихотворение о семье.
2.Родословное древо русского поэта А.С.Пушкина.
3.Карточки с заданиями для определения понятий Отчество.
4.Притча о семье.
5.Генеалогическое древо семьи.
6.Пословицы о семье.
Презентация к занятию: слайды 1-9.
Оборудование:
1. Компьютер, экран, проектор
2.Аудиозаписи: «Гимн семье» (группа « Инь - Янь»),
Детская песня - Про Мою Семью, Аубакиров И. - Песня о семье.
Краткая аннотация к работе:
Разработка такого мероприятия требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности. Оболочка мероприятия проста и понятна и мне очень хочется надеяться, что разработанное мною мероприятие будет востребовано. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
Ход мероприятия:
1.Мотивация к деятельности
Звучит песня «Гимн семье» (группа «Инь-Ян»)
§ Ребята, я приготовила для вас интересные загадки.
§ Попробуйте их отгадать.
1.Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьёт, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о
Каждый день и каждый час?(мама)
2.Детям он решит задачу,
Отвезёт семью на дачу
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный.(папа)
3.Сильный, ловкий и отважный,
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет
Он папа папы моего
А для меня он…(дед)
4.Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне…(сестрёнка)
5.Она совсем не старая,
Хотя совсем седая,
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку…(бабушка)
6.Она всё на свете помнит и знает,
И бабушка мамой её называет
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра…,она же мне пра…(прабабушка)
§ Как вы поняли, о чём эти загадки? (Ответы детей.)
§ Почему именно с них я начала наше занятие? (Наверное, мы сегодня будем говорить о семье.)
§ Совершенно верно, сегодня на занятии мы будем говорить о семье.
§ Учитель открывает тему на доске(слайд1).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1.Знакомство с возникновением слова «семья».
§ Учитель раздаёт детям листочки со стихотворением «Как же возникло слово « семья?»
Когда-то о нём неслыхала Земля,
Но, Ева, сказал перед свадьбой Адам.
Сейчас я тебе семь вопросов задам
-Кто деток родит мне, подруга моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
-Кто пищу сготовит,о радость моя?
-И Ева всё так же ответила: «Я»
-Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя.
«Я,Я»-сказала она знаменитых семь Я
Вот так на Земле появилась семья.
§ Узнали вы, что такое семья? (Ответы детей)
2.Задание на пробное действие
§ - Сейчас я предложу вам новое задание. Как оно будет называться? (Пробное.)
§ -Зачем его нужно выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
§ -Каждый из вас должен ответить на вопрос : «Зачем ученику нужны знания осемье?» А главное, нужно обосновать свой ответ.
§ На раздумье учитель даёт 40 секунд.
У кого нет вариантов?
§ Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли ответить на вопрос «Зачем ученику нужны знания о семье? »
§ У кого есть варианты ответов? Какие?(…)
§ Ребята, обоснуйте свой ответ.
Ученики не могут обосновать свой ответ. Напомним,что обосновать-это значит объяснить свой ответ, опираясь на эталон.
§ Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ).
§ Вы молодцы, поняли, в чём ваша трудность. Вам необходимо выяснить,
почему эта трудность возникла.
3.Выявление причины затруднения.
§ Давайте разбираться.
§ Почему вы не смогли выполнить пробное задание? (Мы не знаем, зачем нужны знания о семье.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
§ Какуюцель вы перед собой поставите? (Узнать, зачем ученику нужны знания о семье)
§ Итак, я помогу вам. Для этого я предлагаю вам прочитать стихотворение «Зачем человеку нужна семья?» - Задание 1(печатныйматериал)
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Работа в группах.
§ Предлагаю в группах посовещаться и дать ответ на вопрос:
« Зачем человеку нужна семья?»
-На обсуждение группам даётся 2 минуты.
§ Дети отвечают на вопрос: «Зачем человеку нужна семья?».
5.Реализация построенного проекта.
Построение «дома»
§ Так что же нужно для того, чтобы в нашей семье было хорошо.(Любовь, уважение, дружба и т.д.)
-На доске выкладываются "кирпичики", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло.
§ Выделите самые главные слова, на которых строится семья?(Дети выделяют нужные слова).(слайд 2)
§ Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? (Дети отвечают)
§ Учитель: Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.Человекрождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
6.Первичное закрепление
Фронтальная беседа.
§ Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево)(слайд 3)
В жизни каждого человека есть свое дерево.
Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».
Родословное древо — что это значит?
Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.
§ Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.)
Родственники бывают ближние и дальние.
§ Давайте поговорим о ближних.
§ Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей: маму, папу.)
§ А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
§ Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
§ А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее.
§ Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? будущее? настоящее?(Конечно, настоящее.)
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.
Работа с генеалогическим древом.
Рассмотрите иллюстрацию на листочках «Родословная Пушкина»
Задание 2(печатный материал)
-Дети рассматривают родословное древо русского поэта Пушкина.
§ Учитель: «Сколько поколений можно насчитать в родословной ?» (Дети отвечают, что трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17.)
§ О чём говорит этот факт? (Дети отвечают).
Работа по слайду (слайд 5.)
§ А какие записи вносят в окошки?
(Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни, фотографии.)
§ Поговорим об этих данных.
§ Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
(Учащиеся рассказывают о своих именах.)
Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку.А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Работа со словарём.(слайд 4.)
Найдите и прочитайте, что такое отчествоиз словаря Ожегова.
(Дети находят в словаре значение слова отчество и зачитывают.)
-Выполняютзадание 3(на печатном материале.)
Работа с родственными словами.
§ Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество? (Отечество, отчизна –родная страна,родина).
§ Знает ли кто-нибудь из вас об истории образования вашей фамилии?(Ответы детей).
§ А какие ценности, по- вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
Послушайте китайскую притчу(слайд 6.)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,
СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,
СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И МИРА тоже.
§ Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Ответы детей).
§ Запишите данные ценностизадание 4( на печатном материале)
§ Учитель открывает слайд ( слайд 7.)
Работа с гербами.
§ Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
-Рассматривают гербы на слайде (слайд 8.)(Дети пытаются определить, чем отличался тот или другой род)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
§ Учитель организует работу по самостоятельному выполнению задания 5(на печатном материале)
§ Попробуйте составить генеалогическое древо своей семьи (Учитель включает запись песни «Про МоюСемью».)
-Учащиеся работают с заданием и проверяют по образцу. Образец демонстрируется на (слайде 5.)
8.Включение в систему знаний.
Сегодня вы все молодцы. Знания о семье очень помогут вам в жизни.
Ведь недаром замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".
§ Как понимаете эту пословицу?(Ответы детей.)
§ Ребята, что же самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья.)
§ Семья кто это? (Родственники близкие и далёкие.)
§ Главные ценности счастливой семьи? (Любовь, прощение, терпение, понимание.)
§ Где можно узнать об истории семьи? (Генеалогическое древо.)
§ Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О. ,даты жизни, фото и др.)
9.Рефлексия
Наше занятие подходит к концу.
§ Какую цель вы ставили сегодня перед собой? (Узнать, как можно больше о семье).
§ Достигли вы цель урока? (Да)
§ Чем можете доказать? ( Мы много работали на уроке. Мы узнали,что такое семья и как важно хранить традиции семьи.)(слайд 9.)
§ Учитель предлагает поиграть в игру.
Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.
Описание игры: Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи.
§ Учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.
Сегодня мы ещё раз убедились, что создать хорошую семью нелегко, что крепкие семьи строятся на добрых отношениях. Не зря говорили в старину: «Там, где лад, там и клад».
Молодцы! Мы обязательно продолжим работу о семье.
Домашнее задание.
1.Дома я предлагаю вам попробовать нарисовать герб своей семьи.
2.Прочитать пословицы о семье и добавить свои.
Комментарии к сценарию: Мною представлено мероприятие по теме «Род и семья – источник нравственных отношений». Главной целью данного мероприятия является укрепление семейных отношений, коллективных классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса. Мы надеемся, что дети осознают ценность семьи и постараются украсить жизнь своих близких. Надеюсь, что предлагаемый сценарий будет интересен нашим коллегам.
Использованная литература:
1.Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 2 класс / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М.: Национальное образование, 2012.
2.Комплексный учебный курс.
3.Основы религиозных культур и светской этики 4-5кл.(учебник)
Издательство Просвещение, 2012 г.
Место данного мероприятия:Данное мероприятие запланировано учителем на апрель в разделе « Духовно-нравственное воспитание младших школьников».Учитель получает возможность расширить знания учащихся по этой теме не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.Тема духовности и внутреннего богатства человека вдохновляет ребят на размышления и активную работу. Что и говорить – занятие получилось добрым, наполненным духовным и нравственным смыслом, но, несмотря на его образовательную и воспитательную насыщенность, легким и простым для восприятия второклассников. С каким интересом дети ловили каждое моё слово, с каким энтузиазмом принимались выполнять каждое моё задание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.