РОЛЬ КНИГИ В РОАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РЕБЁНКА.doc
РОЛЬ КНИГИ В РОАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
РЕБЁНКА
Цели:
1. Ознакомить родителей с результатами читательских умений учащихся
класса.
• оформить приглашения для родителей;
• пригласить школьного библиотекаря;
• провести анкетирование учащихся и их родителей;
• подготовить памятки родителям;
• разработать сценарий родительского собрания;
• подготовить выставку литературы по теме собрания.
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным
благодаря книге.
Ричард Бах
ХОД СОБРАНИЯ
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
(Классный руководитель знакомит родителей с темой и целями собрания.)
Ваш ребенок научился читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь он
возьмет книгу, сядет в уголок и начнет с интересом читать. Ничего
подобного! Хотите, чтобы он читал? Пусть читает вам вслух, но понемногу, а
вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите
ребенка. Ему трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть
гладко, соблюдая интонации. Но и читать несколько раз одно и то же скучно.
Придумайте какойнибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться:
«Прочитаем вечером лапе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем, а меня
научишь читать» и т. п. И, наконец, очень важно продолжать читать с
ребенком вслух: абзац мама, абзац ребенок. А потом мама долго читает
вслух, а ребенок слушает.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать? Для этого он твердо должен
знать, что чтение это не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете:
«Плохо читаешь, не будешь играть, не пойдешь гулять, пока не начнешь
хорошо читать», вы убедите ребенка, что чтением наказывают. Но если он
увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймет, что
читать самому интересно.
Итак, семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение.
Помните, что дети этого возрастного периода еще обладают особой
чувствительностью к восприятию различных сторон языка, интересом к
устной и письменной речи, способностью к словотворчеству.
II. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Анкета для учащихся
1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?
2. Нравится ли тебе читать?
3. Какие книги ты любишь читать? 4. Нравится ли тебе получать книгу в подарок?
5. Какую книгу ты теперь читаешь?
6. Тебе ее подарили, купили родители или ты взял ее в библиотеке?
7. У вас дома много книг?
8. Какие детские книги есть в вашей библиотеке?
Ш. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Анкета для родителей
1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
2. Сколько времени он проводит за книгой?
3. Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?
4. Какие книги он читает?
5. Как вы это поощряете?
6. Дарите ли вы ребенку книги?
7. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное произведение?
8. Считаете ли вы себя активным читателем?
9. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
IV. ВЫСТУПЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ. АНАЛИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ
ИНТЕРЕСОВ
Библиотекарь составляет таблицу по результатам исследования.
1. Ф. И. ученика.
2. Количество прочитанных им книг.
3. Читательские интересы.
4. Умение рассказывать о прочитанном произведении.
5. Соотношение читательских умений с учебными результатами по чтению.
После проведения анализа читательских интересов учащихся библиотекарь
знакомит родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы
для 2 класса. Вручает список литературы для внеклассного чтения.
V. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
1. Знакомство родителей с нормами чтения и читательской деятельностью во
2 классе (методическое письмо, с. 1011).
2. На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось
пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына.
«Вова не очень любил читать, ленился. Ему было трудно, читал он медленно.
А изза того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и
получалось чтото вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его
заинтересовать; Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь.
Обычно договаривались, что кончим пораньше все свои дела, и я ему почитаю.
Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали и оба
увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну,
пожалуйста, ну еще одну страничку!" А мне и самой интересно... Тогда
договаривались твердо: еще пять минут и все. Конечно, следующего вечера
он очень ждал. А иногда и не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам,
особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне тогда говорил: "Прочти обязательно!" Ну, я, конечно, старалась дочитать одна, а вместе
новый рассказ начинали. И вот, знаете, так постепенно он начал сам брать
книгу в руки, и теперь, бывает, его и не оторвешь!»
Этот рассказ не только прекрасная иллюстрация того, как родитель создал
зону ближайшего развития для своего ребенка и помог ему сделать
самостоятельный шаг в нее. Он также убедительно показывает: когда
родители ведут себя психологически грамотно, легко сохранять дружеские и
взаимно благожелательные отношения с детьми.
VI. ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ. ОБМЕН МНЕНИЯМИ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к
родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.
ПАМЯТКА 1
1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по
содержанию.
3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку
ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей : семьи.
5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом
увлекательном эпизоде.
7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его
искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими
детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и
его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Приложение
1. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов,
оформляйте его личную библиотеку.
2. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные
реликвии своей семьи.
3. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его
традициях, дорогих и близких людях.
ПАМЯТКА 2
Очень хорошо, если ребенок наглядно видит свои успехи в чтении. В этом
может помочь график скорости чтения. Возьмите очень большой лист
миллиметровки, расчертите его. Когда вы увидите, что ребенок делает первые
успехи, что у него начало получаться, проведите самым торжественным
образом первое измерение его «читательского роста». Возьмите часы с
секундной стрелкой и книжку с возможно более крупным шрифтом и легким текстом (например, »Азбуку» Л.Н. Толстого). Пусть ребенок почитает ровно
одну минуту. Посчитайте, сколько слов он прочел за минуту. Прочитайте
ребенку тот же текст сами, а он пусть следит за секундной стрелкой. Рядом с
маленьким читателем нарисуйте «идеального читателя» (себя). Регулярно
продолжайте измерять скорость чтения ребенка. Проверьте, что к графику
роста он будет относиться не менее ревностно, чем к зарубкам на двери.
Покажите ему наглядную связь его усердия в занятиях с его «читательским
ростом».
Хорошо бы с этого момента и на всю жизнь ребенку открылось чтение без
принуждения, чтение с увлечением, иными словами, радостное чтение.
Чтение это труд. Но этот труд должен стать для детей желанным
и радостным сейчас, когда он опустил глаза в книгу.
Родительские собрания в начальной школе.
Родительские собрания в начальной школе.
Родительские собрания в начальной школе.
Родительские собрания в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.