Родительский клуб - В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ, говорит о том, что семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (3. Матейчек).Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными.Родительский клуб - В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ, говорит о том, что семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (3. Матейчек).Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными.
Родительский клуб
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ
Счастлив тот,
кто счастлив у себя
дома.
Л.Н. Толстой
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы
поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в
воспитании и развитии ребенка.
Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам немного
расслабиться и поиграть. (Проводятся игрытренинги.)
Как Вы думаете, что означает слово
семья?
Совокупность близких родственников, живущих вместе:
родители с детьми (И. Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас
дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайтека их вспомним. Я начинаю, а Вы
~ заканчиваете.
В гостях хорошо, а... ( дома лучше).
Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
Каково на дому, таково и... (самому).
Дети не в тягость, а... (в радость).
Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
«Семья первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают
развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и
жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка
главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким
человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий
проходимец» (И.А. Ильин).
Семья это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького
ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней
жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких,
чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (3. Матейчек).
Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт:
интимноличностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи
психологический тыл, защита, убежище. Мать главная воспитательница дошкольника. Функция
матери, родителей научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна
дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша,
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей
человек, то «мера» родителей ребенок.
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье
или детскому саду?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются
помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье» (Г.Г.
Кравцов).
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер
эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными
1отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших
факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы
пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.
А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. (Итоги опроса
детей)
Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол».
Цель теста: проверить отношение ребенка к членам семьи (итоги тестирования).
Семейные традиции — конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи,
торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз.
Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить
живую елку. Это традиция — вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и
совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и
пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов.
Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения
ребенка.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для
ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок
считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события
до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники»,
писал К.Д. Ушинский.
Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У
взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все
забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и
участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем
нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его
выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать,
если это выпадет ему при игре или по фанту.
Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает
ребенку?
Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать
участие и взрослым, и детям. В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки,
они их любят и ждут.
Какие подарки вы дарите своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать
мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи,
прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом следует обращать
внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери пусть он видит, на
сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры,
развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные
персонажи, . в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых
зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения
досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не
2чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для
родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ребенка.
Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший Я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами интересной темы темы
родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы свя
заны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас продолжатель своего
рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину, И тот род силен, кто
предков своих помнит и бережет.
Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается время 5
минут).
У кого получился самый многочисленный род?
Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое Вы носите?
Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом?
Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода. Это будет
своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное
дерево — дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое
мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво
пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя
бабушка»1.
«Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. Пушкин).
Семейные архивы это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой
архив почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии.
Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по
природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (семейный
альбом)
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны
простое и понятное ребенку, с другой загадочное и удивительное.
Когда Вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома именно то общение, которое
необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный
образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что
вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Скажите, у кого из Вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с
ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности
дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу
благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей
за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса
3птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы,
провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию»,
«С какого дерева лист», «Кто, где живет», «Что где растет», — предложить ребенку нарисовать с
натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на
природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный
материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на
лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно
вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом лес, который является народным
богатством.
Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою
культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению
детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать
праздником для всей семьи.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать
какиелибо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у
ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и
уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны
при этом помнить, что обучение это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к
ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в
массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача помочь ребенку
успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с ок
ружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с
родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе
и коллекционирование.
Что можно коллекционировать в семье?
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и
камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики,
бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде
деятельности.
Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком? Какой вид деятельности
является ведущим в дошкольном детстве?
Мы с уверенностью можем сказать: детство это игра, игра это детство. Детство дано для
того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы
ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями,
переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом
нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей,
так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны
очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять
в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию
во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. Игра это жизнь ребенка, а не подготовка к
жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.
Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору.
Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры
типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с
природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем
будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными,
чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.
4Решение родительского клуба
1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать
традиционными в семье.
2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению
театров и музеев.
3. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи
наших воспитанников».
Минианкета «В каждом доме свои традиции»
Что, поВашему, входит в понятие «Семейные традиции»?____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Какие семейные традиции есть в Вашей семье? ______________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребёнка? _____________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Какие положительные черты характера они воспитывают у ребёнка? ___________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
56