Родительское собрание на тему «Конфликты»
Цель: знакомство родителей с особенностями детских конфликтов и способами выхода их них.
Задачи:
- расширить знания родителей о психологических особенностях поведения детей;
- формировать представления о путях взаимодействия с ребенком;
- помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье;
-способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё.
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн
Вступительная часть.
Свое выступление я хочу начать словами:
«Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют».
Нашу жизнь невозможно представить без возникновения противоречий, дискуссий и столкновения мнений, поэтому можно с уверенностью сказать, что конфликты занимают значимое место в жизни человека, семьи, организации и общества в целом. Конфликты охватывают социальные отношения и взаимодействие людей и являются важным условием развития общества.
Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь.
Основная часть
Итак, что же такое конфликт?
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Конфликт возникает в результате появления конфликтной ситуации, в основе которой лежат противоположные мнения и позиции участников конфликтного взаимодействия по какому-либо вопросу, несовпадение интересов сторон, желаний, целей, средств их достижения. Конфликтная ситуация представляет собой противоречия в интересах и потребностях сторон, которые, зачастую, могут длительное время не осознаваться самим участником. Конфликт выражается в опасение сторон в том, что её интересы нарушаются, ущемляются.
Страшен не сам конфликт, а чувства, эмоции, которые испытывают друг к другу конфликтующие стороны. Это могут быть обида, страх, злость.
Конфликтов избежать невозможно, но можно постараться их предотвратить. Самое главное, это осознать причину конфликта, свою роль в конфликтной ситуации и желание рационально разрешить конфликт. Главное в любом конфликте не избежать его, а принять и найти выход, ведь «уход» от конфликта может привести к:
¨ проблемам физического плана, связанных со здоровьем;
¨ проблемам психологического плана (например, уход в себя, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
¨ проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя)
Конфликт – это хорошо или плохо?(вопрос родителям)
(записать на доске в две колонки: что хорошего и что плохого в конфликте)
Что плохого в конфликте? (Обычно на этот вопрос легко ответить)
Что хорошего в конфликте?
¨ У меня есть возможность кое-что узнать о себе.
¨ Я могу больше развить свою личную силу.
¨ Мы можем выяснить отношения.
¨ Мы можем научиться слушать и слышать оппонента.
¨ Мы можем распознать скрытые нужды и желания другого.
¨ Мы можем высказать свои чувства.
¨ Мы можем высказать желания, мечты относительно другого.
¨ Мы можем договориться.
¨ Мы можем научить ребёнка не бояться конфликтов и «правильно» конфликтовать.
Конфликты в школе к сожалению не редкость, если взрослые люди зачастую не могут найти общий язык друг с другом, то, что уж говорить про детей. Межличностные конфликты между детьми ставят в тупик практически всех родителей, которые теряются в детских проблемах и не знают, как на них реагировать.
Как же себя вести в конфликтной ситуации?
И вот тогда очень остро встаёт вопрос — как поступать взрослым, когда между детьми возникает конфликтная ситуация. Вмешиваться ли, или пускать всё на самотёк? Если вмешиваться, то как себя вести?
Как думаете вы, стоит ли вмешиваться в конфликт между детьми?
Практика показывает, что помощь взрослого в решении детских ссор эффективна, разве что только в детсадовском возрасте. Школьники же обычно скрывают свои конфликтные ситуации от родителей. Именно в этом возрасте он в полной мере проявляет свои социальные потребности. Поэтому, стремясь улучшить свое положение в классе, достичь определенного уровня уважения, дети идут на конфликт со своими сверстниками.
Роль родителей в таких ситуациях нельзя недооценивать. Прежде всего, они должны стараться не допускать возникновения подобных ссор.
Как вы думаете, что для этого нужно делать?
Часто в детском коллективе ребёнок просто повторяет то, что видит в семье, например, конфликты между родителями. Неверная позиция родителей относительно воспитания ребенка может породить его агрессию, которая выльется в создание конфликта в школьном коллективе.
И наоборот, если родители будут оказывать ребенку должное внимание, избавят его от отрицательных эмоций, научат ребенка расслабляться и снимать стрессы, они помогут ему избежать возникновения конфликтов, или находить правильное решение уже возникшей проблемы.
Поэтому важно воспитывать ребенка собственным примером и собственным отношением к ситуациям.
Как поступать взрослому, если его ребёнка обижают? Учиться полезнее на своих ошибках? Предложите свои варианты.
Прежде всего, не стоит кидаться в крайности, стараясь обезопасить свое чадо всеми возможными способами.
На самом деле, конфликт — это признак неуверенности ребенка, который возникает при отсутствии опыта. Следовательно, это вполне здоровый признак, благодаря которому ребенок может попытаться справиться с трудностями.
У детей, самостоятельно разрешающих свои проблемные отношения с другими, повышается самооценка, и в будущем они станут выходить из конфликтных ситуаций при помощи своего жизненного опыта.
Конечно, родителям не стоит бросать ребенка на произвол судьбы. Им необходимо выработать свою твердую и уверенную позицию и придерживаться ее на протяжении всего конфликта.
Ведь любые уверенные и целенаправленные действия родителей станут для ребенка ярким примером его собственных дальнейших действий.
Не стоит сразу же проявлять агрессию к обидчику ребенка. Такие действия лишь усложнят его положение среди сверстников и подорвут авторитет. А те самые обидчики наверняка придумают вашему ребенку новую месть.
От чего же это зависит? Нужно вмешаться родителям или нет?
От сложности конфликта. Нужно уметь разграничивать сложность конфликта. Если ситуация не критична — лучше дать малышу возможность самому найти из неё выход, потому что только так он научится сам выстраивать отношения в коллективе.
Решая мелкие проблемы за своего ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу.
Если ситуация более серьёзная, будьте готовы принять в ней участие. Однако не стоит выступать в роли «тяжёлой артиллерии», слепо защищая своего ребенка. Постарайтесь сыграть роль буфера, утихомирив страсти и предоставив детям возможность самим спокойно найти выход из конфликта.
Или же выслушайте обе стороны и решайте объективно — кто прав, кто виноват. Потому как слепо выступая защитником своего чада, вы можете создать у него иллюзию всесильности и вседозволенности.
Возможен и третий вариант — когда конфликт настолько сложен, что справится с ним не под силу не только ребёнку, но и его родителям.
Если, к примеру, ваш ребенок постоянно участвует в школьных драках или получил тяжелую морально-психологическую травму после избиения своими сверстниками, — без помощи специалистов не обойтись. Не бойтесь обратиться к психологу, это просто необходимо в подобных ситуациях.
Каким бы ни был конфликт — всегда старайтесь быть справедливыми. Ведь вполне возможно, что неправ именно ваш ребёнок. И тогда очень важно уметь ему это объяснить, помочь найти выход, подсказать, как извиниться и загасить ссору.
Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива.
В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные».
Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.
Для того чтобы избежать негативных последствий конфликта, нужно следовать определенным рекомендациям.
Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно.
От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства.
В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.
Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию.
Можно попробовать решить проблему совместными усилиями. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.
Стоит ли всячески стремиться избегать конфликтов?
Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать.
Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.
Итак, мы сказали, что нужно учить детей справляться с конфликтом на собственном примере. Я предлагаю вам разобраться в некоторых конфликтных ситуациях.
Заключительная часть.
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!
Помните
¨ Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
¨ Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
¨ В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
¨ Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
¨ Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
¨ Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
¨ Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
¨ Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
¨ Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
¨ Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Памятка для родителей.
¨ Не стремитесь полностью оградить ребёнка от конфликтов. Они неизбежны.
¨ Формируйте у ребенка навыки конструктивного решения конфликтов.
¨ Оцените масштаб ситуации. Если ребенок может справиться сам, дайте ему возможность это сделать.
¨ Сначала выясняйте причину сложившейся ситуации. Сохраняйте спокойствие.
¨ Обсудите проблему с ребёнком, узнайте причину конфликта, его чувства, не можете сами – идите к психологу, главное сделайте это.
¨ Поговорите с классным руководителем, узнайте, что педагог думает о сложившейся ситуации, какой он владеет информацией.
¨ В крайнем случае, поговорите с родителями обидчика ребёнка. Но помните, разговор не должен перерастать в ругань и скандал, этим ничему не помочь.
Источники:
https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/07/23/roditelskoe-sobranie-konflikty-i-puti-ikh
https://infourok.ru/doklad-po-teme-konflikti-v-klassnom-kollektive-i-puti-ih-resheniya-2243619.html
https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-konflikti-i-puti-ih-razresheniya-klassi-415247.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.