Чванова Н.В.
Родительское собрание
«Одаренность ребёнка: выявить и поддержать»
Цель: обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Задачи:
ознакомить родителей с научными исследованиями одаренности ребенка;
рассмотреть возможности самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап: тестирование учеников.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов по каждому виду способностей.
Оформление помещения, инвентарь: цитаты на доске:
• «Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности» (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999);
• «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов». (Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 1998).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
2 слайд Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей.
3 слайд Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
4 слайд Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.
Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (от Бога, родителей и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.
- Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»?
- Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?
- Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей?
- Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
Это и есть вопросы для обсуждения на круглом столе.
II. Обсуждение вопросов за круглым столом
1. Чем одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»?
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты!
В исследованиях ученых одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных периодах детства.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах.
В работе по выявлению и сопровождению одаренных детей существует ряд трудностей:
• одаренность ребенка не всегда проявляет себя в творческом продукте;
• одаренный ребенок не всегда нуждается в развитии своих выдающихся способностей;
• современные методы индивидуальной и групповой работы часто не подходят для одаренных детей;
• динамика развития детской одаренности неравномерна: наблюдаются как яркие «всплески», так и неожиданные «затухания»;
• у одаренных детей наблюдаются весьма специфические кризисы, связанные с «затуханием» одаренности, знание специфики которых необходимо педагогам для профилактики «исчезновения» одаренности.
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении - нонконформизм.
2. Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?
Отечественные психологи выделяют 4 основных вида одаренности.
1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).
2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо деятельности).
3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).
4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).
Специальная одаренность в свою очередь имеет несколько характерных типов.
Эта классификация позволяет увидеть и развить специальную одаренность в каждом ребенке. Причем один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например академическую, спортивную и творческую одаренности: одинаково хорошо поет, танцует, на «отлично» успевает по всем школьным дисциплинам Другими словами, в данном случае можно вести речь о так называемой комплексной одаренности.
Одной из сложнейших задач является выявление критериев определения одаренности детей. Существуют очевидные характеристики одаренности:
• опережающее по ряду психических параметров развитие (по отношению к уровню развития сверстников);
• наличие чрезвычайной любознательности;
• способность следить за несколькими процессами одновременно;
• потребность активно исследовать окружающую действительность, отслеживать причинно-следственные связи, делать выводы, создавать альтернативные системы.
Признаки одаренности детей
Психофизическое развитие
повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у таких детей меньше, чем у сверстников);
относительная неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от познавательных способностей)
Психосоциальная сфера
преобладание мотивов, связанных с содержанием деятельности (деятельность выступает эффективным средством развития, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию); самостоятельность, умение принимать решения, настойчивость в выполнении задания;
стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм);
социальная автономность, готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения, независимость в суждениях;
склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях;
соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия;
чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях - свидетельство одаренности и вместе с тем эффективный механизм психологической защиты);
способность понимать мотивы поведения других людей;
терпимость к особенностям других людей;
склонность к самоанализу;
терпимость к критике;
готовность делиться идеями;
чуткость в анализе нравственных проблем;
уверенность в своих силах
Познавательная сфера
• умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения;
• большое упорство в решении поставленных задач;
• способность находить альтернативные пути решения проблем;
• способность предвидеть, прогнозировать последствия;
• стремление всегда проверить новую идею;
• способность оценивать процесс и результат действий;
• изобретательность в выборе и использовании различных предметов;
• способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие;
• способность не только предлагать собственные, но и разрабатывать собственные и чужие идеи;
• продуктивность, способность предлагать большое количестве самых разных идей и решений;
• способность и склонность к интуитивному поиску;
• склонность к логическим построениям и рассуждениям;
• способность оперировать абстрактными понятиями;
• чувствительность к противоречиям;
• интерес к построению гипотез;
• интерес и исключительные способности к классификации и категоризации;
• умение хорошо излагать свои мысли;
• владение большим объемом информации;
• способность хорошо улавливать связь между одним событием и другим, между причиной и следствием;
• способность к переносу усвоенного опыта на новый материал;
• интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения;
• наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;
• высокий уровень развития памяти, способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова, умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания;
• широкий кругозор (круг интересов);
• постоянное желание задавать много вопросов о происхождении и функциях предметов;
• способность легко обучаться, все схватывать на лету;
• проявление ярко выраженной разносторонней любознательности;
• умение делать выводы и обобщения;
• способность следить за несколькими процессами одновременно;
• способность создавать в воображении альтернативные системы;
• превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации;
• способность к высокому уровню сосредоточенности;
3. Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
В учебной деятельности одаренные дети отличаются рядом черт.
1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Но у одаренных детей также имеются свои минусы. Негативными сторонами таких ребят являются следующие качества личности.
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, т. к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, т. к. уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такиеже, как и он сам, одаренные дети.
Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее:
1. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
2. Предоставление большей самостоятельности.
3. Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
4. Придание большего внимания физическому и нравственному развитию.
Ш. Подведение итогов собрания
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Дополнительный материал
Тест-анкета «Способности ребенка» (приложение)
Итоговое значение показателей:
20-25 баллов - способность слабо выражена;
26-35 баллов - средняя степень выраженность способности;
36-45 баллов - хорошая выраженность способности;
46-50 баллов - яркая выраженность способности, одаренность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.