Тема: «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы в воспитании личности ребенка»
Цель: повысить качество отношений семья – школа, создать систему сотрудничества семьи и школы с целью осуществления благоприятных условий для формирования личности ребёнка;
Задачи:
1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;
2. Развитие общих интересов взрослых и детей;
3. Воспитание сплочённости семьи.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем вместе разобраться - в чем же состоит это взаимодействие школы и семьи, почему оно необходимо. Мы вместе поставим вопросы и вместе найдем на них ответы, и я надеюсь, научимся чуть лучше понимать друг друга.
В качестве логотипа я выбрала картинку, изображающую две руки как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток – это наши дети.
Эпиграф нашего собрания:
«Понимание – это улица с двухсторонним движением» (Элеонора Рузвельт).
Школа и семья, родители и педагоги – две мощные силы в становлении личности каждого человека. Важное значение приобретает сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Сотворчество – следует понимать как совместный труд, совместное творчество, взаимопонимание в постановке общей цели воспитания, единство совместных действий. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Не секрет, что на ребенка огромное влияние оказывает семья, как главный его воспитатель.
Что ребенку дает семья? Давайте вместе ответим на этот вопрос. Ваши варианты я буду отмечать на доске. (варианты родителей: любовь, внимание, забота и т.д. ).
Но и школа занимает не последнее место в жизни ребенка.
Что ребенку дает школа? (варианты родителей: прочные знания, умения и навыки к учебному труду, трудолюбие, формирование личности, учит жить в коллективе и т.д.).
Таким образом, в деле воспитания ребенка родители и учителя могут предъявлять друг к другу определенные требования.
Что вы, как родители учащихся, хотите получить от школы? (на доске):
Как вы думаете, что я, как учитель, могу потребовать от вас? (варианты также фиксируются на доске):
Теперь давайте сравним результаты и установим причинно-следственные связи в плане наших совместных требований друг к другу. Н/р: дети получат прочные знания и в том случае тоже, если регулярно будут выполнять д/з, у ребенка будет сформировано полноценное желание учиться, если будут созданы условия для его развития в семье, если в семье будут интересоваться его школьной жизнью и помогать в учебе и др.).
Получается, что школа и семья как два института воспитания взаимосвязаны и, соответственно, должны взаимодействовать.
Что такое взаимодействие? (подберите слова или синонимы, отражающие суть этого понятия) (взаимное действие различных предметов и явлений друг на друга, взаимная поддержка, кооперация; согласованные действия)
Взаимодействие основано на взаимопонимании. Взаимопонимание (в словаре С. И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу)
Отсюда возникает вопрос: каким образом должно происходить это взаимодействие? Какие должны быть наши общие действия в плане обучения и воспитания ребенка, младшего школьника?
Чтобы вам было легче ответить на данный вопрос, предлагаю поговорить о проблемах, которые возникают или могут возникнуть в той или иной степени у ребенка в школе.
- Итак, Ваше мнение, с какими проблемами ребенок сталкивается в школе:
- Откуда возникают проблемы у ребенка, связанные с обучением? От нас с вами. Названые вами проблемы делятся на три вида:
Теперь еще раз вернемся к нашему главному вопросу: каким образом должно происходить взаимодействие родителей и учителя?
Какие конкретные действия мы должны предпринимать, чтобы помочь друг другу в обучении и воспитании ребенка? (мнение родителей)
Формы взаимодействия семьи и школы
- индивидуальные встречи родителей и учителей с целью решения различных проблем воспитания (запись в дневнике в виде замечания по поводу учебы или поведения ребенка – это сигнал, на который вам нужно сразу отреагировать. Если не реагировать на замечания, не добиться положительного результата);
- посещение родительских собраний, ведь часто на собраниях мы решаем общие проблемы воспитания и обучения наших детей;
- беседа или разговор по телефону, сообщение в дневнике о неудачах и достижениях их ребенка;
- разработка и выполнение домашних заданий, в ходе которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- анкетирование родителей и детей по улучшению отношений;
- организация совместных проектов.
Я надеюсь, что данные способы взаимодействия станут доброй традицией нашего класса. Ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
В чем заключается суть взаимодействия школы и семьи?
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
“Дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наше счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной” (А.С. Макаренко).
И в конце нашего собрания я хочу прочитать вам китайскую притчу
«Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три
слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел
владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: «И мира тоже».
Памятка для родителей.
Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.
Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это.
Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех.
Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
Чаще говорите детям такие слова: «Ты сегодня меня порадовал!», «Я тобой горжусь!» «Меня волнует то, как ты учишься» «У тебя все получиться», «Я рада, что ты у меня есть!», «Я люблю тебя!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.