Родительское собрание.
Мой ребенок становится трудным...
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому,что кто-то кому-то не сказал: «Извини»? И. Д. Вильде
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Подготовительная работа к собранию:
1. Тестирование учащихся.
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1. Если ты задержишься после школы, то:
A. Твое объяснение опоздания выслушают
Б. На твое опоздание не обратят внимание
B. Тебя отругают
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
A. Ты сразу расскажешь об этом родителям
Б. Ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты
B. Ты вообще об этом не расскажешь
3. За плохую отметку тебя:
A. Отругают
Б. Посочувствуют
B. Накажут
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
A. Молчать
Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав
B. Оправдываться
5. Если тебя накажут несправедливо, ты:
A. Согласишься с этим Б. Промолчишь
B. Будешь доказывать свою правоту
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
A. Простишь, если они попросят прощения
Б. Молча проглотишь обиду
B. Накажешь своих обидчиков при удобном случае
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
A. Родителям
Б. Друзьям
B. Посторонним людям
8. Если в доме гости:
A. Ты вместе со всеми за столом Б. Ты в своей комнате
B. Ты получаешь возможность уйти из дома
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
A. Соглашаются
Б. Не обращают на это внимания
B. Не соглашаются
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
A. Дома
Б. В школе
B. Среди друзей
2. Анкета для родителей.
- Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
- Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
- Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
- Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
- Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК…. Что стоит за этими словами, какой он? Уважаемые родители, давайте попробуем нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Вы называете те ассоциации, которые у вас возникают на слова «трудный ребенок», а я запишу их на доске. (м.б. слова: лентяй, грубиян, двоечник, неудачник, безответственный, хулиган, и т.д.)
Как вы думаете: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»
В настоящее время ученые считают, что существует всего 4 причины «плохого» поведения ребенка, которые приводят к тому, что он становится трудным и порой неуправляемым.
Причины детской неуправляемости.
Причина первая — борьба за внимание родителей.
Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.
Причина вторая — борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвертая — неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Притча.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «зачем ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблема в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем!»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Родительская поддержка – это процесс:
- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержки тех, кого она считает значимым для себя.
Для того, чтобы привить веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах;
- помочь ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способности достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- Это серьезный вызов, но я уверена, что ты к нему готов.
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Эта идея никогда не может быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно.
Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно с помощью:
- отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рада, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»);
- прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; играть с ним; слушать его);
- выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы;
2. Не ругайте, а учите!
3. Оцените сильные стороны своих детей;
4. Развивайте в ребенке уверенность в себе;
5. Научите своего ребенка расслабляться;
6. Напоминайте ребенку о его успехах;
7. Идите к цели постепенно;
8. Никогда не забывайте, что воспитание- это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.