Собрание проводится для родителей будущих первоклассников. Материал помогает родителям при подготовке детей к школьному обучению. Родители получат информацию о путях достижения готовности ребенка к школе, как успешно пройти адаптационный период (первые 2-3 месяца обучения), повысить учебную мотивацию у детей и т.д. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих возможностях и способностях.Документ со сценарием родительского собрания
Родительское собрание.doc
Родительское собрание.
Цели и задачи:
1. Помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению.
2. Получения родителями информации:
о параметрах готовности дошкольника к школьному обучению;
о путях достижения готовности к школьному обучению.
Информация для родителей.
I. Что такое готовность к школе?
Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения ребенка все было
благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее
эмоциональное сочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и
хорошо усваивал учебную программу.
Первые 23 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае:
ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.
Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от
многих факторов. Главное из них – это:
то, что психологи называют готовностью к школьному обучению;
состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка.
Оба эти фактора являются комплексными.
Под психологической готовностью к школе понимается прежде всего
существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему адекватно воспринимать
и старательно выполнять учебные задания.
Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы
заниматься собственно учебной деятельностью, то с большой долей вероятности можно
заключить, что он уже обладает учебной мотивацией. При этом важно выяснить,
действительно ли малыш хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей,
поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта
проблема у шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости обучения», они менее ориентированы на общепринятые формы
поведения в школе.
Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в
первом классе.
Что же понимают психологи под этим термином («произвольность»)?
Младший школьник должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу,
обобщено определяющему способ действия; воспринимать требования учителя;
внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть
обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с
другими детьми.
Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих
возможностях и способностях. Для того чтобы младший школьник был способен лучше
адаптироваться к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное
представление о себе.
Конечно, для хорошей учебы нужно иметь достаточный уровень интеллекта.
Ребенок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему
первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого
словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой
является развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что
ребенок неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на
основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки
становиться принципиально важным для будущего первоклассника.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и
уровнем физиологического развития ребенка. Организм должен быть функционально
готов (т.е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы
адекватно реагировать на воздействия внешней среды).
Диагностику готовности к школьному обучению проводит психолог. Поэтому
советуем вам заблаговременно (в мартеапреле) обратиться за такой консультацией. Это
позволит заранее выявить возможные трудности в обучении, за летние месяцы успеть что
то поправить в развитии ребенка. Обратите внимание, что среди параметров готовности к школе не выделены как
самые важные: умение читать, писать, считать. Обычно родители акцентируют очень много
внимания именно на этих умениях своего малыша, но они не являются решающими в
процессе подготовки к первому классу. Оказывается, есть более важные, более глубокие
характеристики психического развития ребенка, которые являются решающими для
успешного обучения.
На что же обратить родителям главное внимание при организации жизни ребенка,
который вскоре станет учеником?
II. Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?
Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе
возникают естественным путем при нормальном развитии ребенкадошкольника,
подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.
В арсенале игр должны быть и сюжетноролевые, и дидактические (обучающие),
и игры по правилам.
Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит
самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики (пазлы) по
картинкамобразцам, занимается разнообразными конструкторами, пытается играть на
игрушечных инструментах (бубне, дудке и т.д.) и, конечно, слушает сказки, повести и
рассказы.
Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.
Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для
нормального развития малыша.
Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему
окружающему, ребенок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремится научится читать и
считать, и в этом ему на первых порах вполне могут помочь окружающие его близкие
взрослые.
И все это происходит естественно, без надрыва в виде специальных уроков, что
совершенно неадекватно для психического развития дошкольника.
Кажется, чего проще, чтобы все перечисленное выше присутствовало в жизни
маленького человека, и как итог – нормальное развитие к моменту поступления в школу,
именуемое психологами «психическая готовность к школе». III. Отрицательное влияние телевидения и компьютерных игр.
Дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетноролевые и
развивающие). Они все больше вытесняются компьютерными играми, сидением перед
телевизором.
Подмена игры просмотром фильмов часто наблюдается у тех детей, которые ничем
особенно не заняты, но, будучи предоставлены сами себе, предпочитают проводить
большую часть времени у телевизора или DVD. Но в «телевизионной игре» не работают
воображение и фантазия ребенка, нет внутреннего плана действий, не развиваются
символическая функция и мотивационная сфера, т.е. нет всего того, что является
специфическим порождением живой игры, где ребенок выступает в качестве активного
субъекта, а не пассивного зрителя. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к
снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию
познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к
интеллектуальному труду.
В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему
развивающему эффекту к игре, поскольку ребенок должен сам представить и вообразить
описываемых персонажей и ситуации, т.е. здесь присутствуют и фантазия, и образное
мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить игру.
Воздействие компьютерных игр на психику ребенка и вообще человека можно будет
оценить только через некоторое время. Но ученые (психологи, врачи) сходятся во мнении,
что стоит быть очень осторожными при их применение для детей до 9 лет.
Современные исследования в области мозга показывают, что компьютеры и другие
медиастимуляторы потенциально вредны для мозга ребенка. Функции внимания,
воображения, чтения и письма (вербальные навыки) развиваются медленно (особенно у
мальчиков), если молодой мозг механизируется слишком рано. Так как большая часть
экранных раздражителей скорее пространственная, чем вербальная, получается, что левое
полушарие ущемляется в развитие.
Воздействие компьютера очень вредно и для зрения, особенно у детей дошкольного
и младшего школьного возраста. И нормативы здесь довольно жесткие – не более 20 минут
в день. Дошкольнику вообще не рекомендуют сидеть за компьютером. Страдают ведь не
только глаза, но и психика, и осанка.
IV. Здоровая нравственная атмосфера в семье. Большое значение для начала обучения в школе имеет нормальная позитивная (как
говорят психологи, адекватная) самооценка ребенка, эмоциональная устойчивость,
уверенность в себе.
В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет
тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные
потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность
панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную
жизнь.
Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием
семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную
деятельность, и на отношения со сверстниками.
V. Выводы.
Прослушав информацию, я надеюсь, вы сделаете для себя нужные выводы. У вас
еще есть время, вы сможете направить развитие ребенка в нужное русло.
Возможно, придется немного поменять образ жизни, найти для ребенка такую
развивающую среду, где дети действительно играют в те игры, которые полноценно
развивают все психические функции.
Не забывайте о детском творчестве, интересном чтении, дружеском общении с
ребенком.
Следите за здоровьем ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени
на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, спортивными играми.
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.