Конспект родительского собрания в начальной школе на тему "Агрессия". Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения – информационно- диагностическая: беседа - круглый стол, просмотр видеоролика о вреде зарубежных мультфильмов.
Задачи: обсудить с родителями причины детской
агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
формировать у родителей культуру понимания
проблемы детской агрессии и путей её
преодоления.
Форма проведения – информационно
диагностическая: беседа круглый стол,
просмотр видеоролика о вреде зарубежных
мультфильмов.
Вопросы для обсуждения: причины детской
агрессии; родительская власть и пути влияния на
ребёнка; пути преодоления детской
агрессивности, диагностика «Какой вы
родитель?».
Материалы к собранию: видеоролик о вреде
зарубежных мультфильмов (приложение 1),
презентация (приложение 2), диагностические
тесты (приложение 3), памятки для родителей
(приложение 4).
Ход собрания
I. Просмотр фрагмента видеоролика о вреде
зарубежных мультфильмов: проявление
агрессии героиньженщин по отношению к
окружающим (приложение 1).
II. Вступительное слово (приложение 2, слайд 1)
Уважаемые папы и мамы!Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с
разговора о проблеме детской агрессии. Этот
разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с
разгулом агрессии не только в обществе, но и
наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с
экранов телевизоров, дисплеев компьютеров, в
чём вы могли убедиться при просмотре
видеоролика.
Возраст проявления агрессии явно помолодел.
Агрессию проявляют не только подростки и
взрослые, как принято считать. Агрессию
проявляют и малыши.
С чем это связано? Как бороться с проявлением
детской агрессии? На эти и другие вопросы мы
попытаемся сегодня ответить.
Слайд 2. А эпиграфом к нашему разговору могут
служить слова НикколоМакиавелли:
«Промедление может обернуться чем угодно, ибо
время приносит с собой как зло, так и добро».
III. Полезная информация.
Слайд 3. Что такое агрессия? Агрессия – это
реакция на срыв какойто деятельности, планов,
на ограничение, запреты или неожиданные
трудности. Агрессия – это поведение, которое
причиняет вред предмету или предметам,
человеку или группе людей.Слайд 4. Агрессия может проявляться физически
(драки) и вербально (нарушение прав другого
человека без физического вмешательства:
угрозы, крики, ругань).
Слайд 5. В психологии различают два вида
агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется
человеком для достижения определённой цели.
Она очень часто выражается у маленьких детей
(я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У
старших, т.е. у наших с вами детей, больше
проявляется враждебная агрессия, направленная
на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с
настойчивостью, напористою.
Как вы считаете, это качества равнозначные?
(Ответы родителей).
Что вас больше обрадует в вашем ребёнке:
настойчивость или агрессивность? Безусловно,
настойчивость.
Это качество в сравнении с агрессивностью
имеет социально приемлемые формы, т.к. не
допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в
зависимости от ситуации в большей или меньшей
степени, но иногда агрессивность принимаетустойчивые формы. Причин для такого поведения
много: положение ребёнка в коллективе,
отношение к нему сверстников, взаимоотношения
с учителем т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей
проявляется в том, что они иначе, чем другие,
понимают иногда поведение окружающих,
интерпретируя его как
враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит
в мужской стереотип, культивируется в семье и
средствах массовой информации.
Чаще всего младшие школьники анализируют
качества своего характера с позиции взрослых.
Если родители постоянно пытаются подчёркивать
достоинства своего ребёнка не только перед
другими людьми, но и в первую очередь в своём
доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться
проявлять те качества, которые подчёркивают
родители в нём.
Если родители постоянно демонстрируют плохие
качества своего ребёнка, особенно перед чужими
людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог
стыдливости и ответственности преодолён,
следовательно, можно продолжать повторять
делать плохо.Если проанализировать причины проявления
негативных эмоций и чувств, то они в первую
очередь связаны с семьёй.
Постоянные ссоры родителей, физическое
насилие родителей по отношению друг к другу,
грубость и хамство ежедневного общения,
унижение, сарказм и ирония, желание постоянно
видеть друг в друге плохое и подчёркивать это –
ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок
формируется и получает уроки мастерства в
проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения
агрессивного поведения детей является
требовательность родителей по отношению к
себе и по отношению к своему ребёнку.
Требовательный по отношению к себе родитель
никогда не позволит требовать от своего ребёнка
то, что им самим в ребёнке не заложено.
Требовательный к себе родитель способен
анализировать методы своего воспитания и
корректировать их с учётом складывающейся
ситуации.
Однако родители должны помнить, что
требовательность – это не тирания. Тирания
порождает тиранию. Требовательность должна
быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана
именно с тем, что родители проявляют ничем необоснованные и бессмысленные требования,
абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и
поддержки. Не следует уступать капризам и
делать поблажки без нужды. Например, если в
школе «лёгкие уроки» и родители считают, что
туда можно не идти, не следует писать записку,
что ребёнку плохо.
Через пару лет он сам напишет записку и
распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку
должна быть разумной. Проявляя
требовательность, необходимо считаться с
обстоятельствами, с физическим и душевным
состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед
ребёнком выдвигаются посильные задачи и
оказывается посильная помощь в их решении,
иначе она просто лишена смысла. Даже самое
справедливое и несложное требование, если оно
не объяснено и выражено в деспотичной форме,
вызовет сопротивление любого ребёнка, даже
самого покладистого. Разница только в том, что
покладистый ребёнок будет выражать протест
скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет
выражать его открыто. Требования к младшим
школьникам лучше выражать в увлекательной
игровой форме.В своих методах воспитания, в предъявлении
требовательности к ребёнку родители должны
быть едины. Как только в семье поселяются
тайны друг от друга, уходит доверие родителей
друг к другу в воспитании ребёнка, что даёт
возможность ребёнку лавировать между
родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время, а затем
налагается запрет, это приводит к проявлению
агрессивности со стороны ребёнка.
Слайд 6. В воспитании можно выделить две пары
важных признаков, которые позитивно или
негативно влияют на формирование детской
агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на
преодоление агрессивности расположение?
Семья помогает ребёнку:
а) преодолевать трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать
ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово,
ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую
агрессивность. Оно характеризуется
безразличием, устранением от общения,нетерпимостью и властностью, враждебностью к
факту существования ребёнка.
Неприятие ребёнка приводит к проявлению
такого заболевания, как детский госпитализм.
Что это такое? Одиночество, отсутствие желания
общаться с разными людьми, отсутствие в семье
традиций, обычаев, законов.
Слайд 7. Огромное значение в воспитании детей
имеет поощрение: словом, взглядом, жестом,
действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
а) оно следует немедленно за поступком;
б) объяснено ребёнку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его
человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец
и мать проявляют терпение, спокойствие и
выдержку.
III. Диагностика (приложение 3)
Предлагаю вам в ходе заполнения
диагностической таблицы выявить, подвержен ли
ваш ребёнок агрессии?
Родители заполняют таблицу «Критерии
выявления агрессивности ребёнка», посчитывают
баллы, делают выводы. Выше было сказано, что причины агрессии часто
связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить
себя: какой вы родитель?
Проведение тестаигры «Какой ты
родитель?». Родители выписывают с экрана
номера утверждений, которые используют в
общении со своим ребёнком (слайд 8), на
основании ключа проставляют баллы (слайд 9),
подсчитывают сумму баллов, читают вывод.
IV. Подведение итогов.
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы
она оказалась для вас полезной, вызвала
раздумья, желание построить взаимоотношения в
своей семье поновому.
Ваш родительский дневник пополнится сегодня
новыми правилами, которые помогут вам, я
надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это
«Золотые правила воспитания» (слайд 10) и
«Памятка по предупреждению детской
агрессивности».
Родители знакомятся с «золотыми» правилами на
экране и получают печатные экземпляры памяток
в родительский дневник (приложение 4).
Слайд 11. Давайте приложим совместные усилия
и поможем нашим детям справиться с агрессией