Цель:
актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.
Задачи
• разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
• повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».
Ход собрания
I. Вступление. Информационная часть
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки
классный час чтобы ребенок учился.doc
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
Цель:
актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.
Задачи
разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с
ребенком, потерявшим интерес к обучению;
повысить психологическую грамотность родителей путем создания
алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».
I.
Вступление. Информационная часть
Ход собрания
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает
учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей
учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не
может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после
дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с
родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая это искреннее
возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.
Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности
положения. Скольконибудь последовательной линии поведения в этом
состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают,
или пытаются «договориться почеловечески». Иногда у родителей вдруг
просыпается надежда на чудо: ктото же знает такое слово, после которого
ребенок поймет и на глазах переродится.
Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым
положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи
сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них
является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие
психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим
видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста учеба,
для подростков – общение.
Почему в 8 классе подростки не хотят учиться? Происходит смена ведущего
вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а
общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко
поставленной цели.
Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью
учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько
точек зрения.
Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в
старших классах, где мотивы проявляются осознанно.
Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо
зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не
влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит
через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация близкий
результат вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах,
которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно
воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не
сказывающиеся на его поступках.
Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться
познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи
ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети,
приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал
кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.
Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?
II.
Сравнительный анализ анкет учеников и родителей/
В классе была проведена мотивационноличностная анкета, которая определила
отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти
вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть
результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре
позиции, можно сделать следующие выводы.
В классе преобладает позитивноситуационное отношение к учебе. Так
позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 20% ,
позитивно ситуационно 20%, индифферентному 42%, негативному 20%
учащихся.
Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что
только 5% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости
всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 28%,
неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 44% учащихся
и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное
отношение отрицательно у 23% детей.
Третья позиция
общее отношение к учебе показывает, что учебная
деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой
деятельности у 20% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы
творчества у 20% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе,
предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей
характерно для 44% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных
способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по
инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 18%
учащихся.
Первая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 15%
учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают
умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 33% учащихся;
невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен
для
34% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются
интересом только к результату у 20% учащихся. На основании вышесказанного
можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном
соответствует норме.
По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное
представление о своем ребенке, а 48% ошибочное преставление, не
совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое
III. Подведение итогов. Рекомендации для родителей.
Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности,
исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать
себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть
трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших.
Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему
Нежелание учиться является результатом
нужно преодолевать себя.
отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой.
Поэтому
прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот
навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что
учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит
пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к
родителям.
Рекомендации для родителей
1. Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите
ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите
его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с
тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он
знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные
уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему
решений.
2. Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся
ребёнок – грустное зрелище на уроке.
3. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к
книгам, которые приносит из школы.
4. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить
не только у телевизора.
5. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но
не обсуждайте с детьми все его потребности.
6. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками,
записывайте впечатления о каких – либо событиях.
8. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку
будет это приятно. 9. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви
родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может
быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
10.Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить
человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
1) Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
2) Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3) Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных
ошибках.
4) Задавайте вопросы вместо приказаний.
5) Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
6) Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.
7) Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с
ним.
8) Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите
исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите
его увлечь, легко выполнимым.
9) Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему
поручили.
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый
ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка
в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые
поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.
Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.Ж.
Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то,
чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали
проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно
целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы
говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более
ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия
дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на
знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.
IV. Решение родительского собрания.
Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и
совместно разработать программу действий по решению возникших
проблем.
Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с
обсуждаемыми сегодня вариантами).
Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.
В заключении выдается памятка родителям(Приложение 1)
Приложение 1. Памятка для родителей
1. Установить контакт с ребенком.
2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
4. Иметь четкий распорядок дня.
5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
7. Сделать период включения в работу минимально коротким.
8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
10.Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
Как установить контакт с ребенком?
устранить все, что порождает конфликт;
перестать читать нотации;
не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
относиться сдержанно к школьным неудачам
интересоваться, чем живет ваш ребенок;
постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было
знакомо родителям;
совместно планировать бюджет.
Как организовать помощь ребенку в учебе?
ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о
помощи;
никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
родители должны сами предлагать помощь;
помнить, что немедленных результатов не будет.
Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам; добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в
отведенном для этого месте;
добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
не позволять отвлекаться на посторонние дела.
Приложение2. Раздаточный материал к собранию
Число
баллов
Итоги анкетирования учащихся (родителей) по классу
отношения к
целям учебы
Уровень развития
эмоционального
отношения к учебе
отношения
к учебе
Тип отношения
школьника
к учебе
Приложение 3. Справочный материал.
Отношения ученика к процессу обучения
Отношение к целям учебы то, что побуждает ученика учиться, какие цели он
умеет ставить и реализовать.
Эмоциональное отношение к учению – положительное (уверенность,
удовлетворение,
неуверенность,
беспокойство).
Общее отношение к учению – успеваемость и посещаемость уроков; активность
ученика на уроке; добровольность и ответственность за выполнение домашних
заданий; сосредоточенность на теме учебного материала; устойчивость
интересов к различным сторонам учебной деятельности.
радость) и отрицательное (скука,
Типы отношений школьника к учению
Позитивнотворческое отношение характеризуется умениями ставить цели и
преодолевать трудности при реализации перспективных целей. Учебная
деятельность школьника характеризуется любознательностью, пониманием
значимости изучения всех школьных предметов, поиском нестандартных
способов решения учебных задач, переходом к творческой деятельности;
высокими результатами в учебе.
Позитивно ситуативное
характеризуется относительной
устойчивостью мотивационной сферы учащегося. Но в зависимости от ситуации
учебнопознавательные и эмоциональные мотивы могут изменяться. В учебной
деятельности появляются элементы творчества, самостоятельный поиск новых
способов решения учебных задач. Результаты учебной деятельности отличаются
отношение некоторой нестабильностью (наряду с отличными и хорошими оценками могут
встречаться и удовлетворительные).
Индифферентное отношение характеризуется невысоким уровнем развития
любознательности и интереса к учебе; предпочтением одних учебных предметов
другим; пониманием целей, поставленных учителем.
Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных
действий по образцу, простых видов самоконтроля и самооценки (также по
образцу). Результаты в учебе – средние.
Негативное
отношение характеризуется бедностью мотивов школьника;
познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату; не
сформированы умения ставить учебные цели и преодолевать трудности;
эмоциональное отношение к учению отрицательное. Результаты в учебе – низкие.
Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».
Анкета для родителей
1.Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с
детьми?
2.Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным
делам»?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6.Проверяете ли вы, как они готовят домашнее задания по
предметам?
7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
9.хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в «детские праздники»
или предпочитают проводить их «без взрослых»?
10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты,
журналы?
11.Обсуждается ли в семье с участием детей телевизионные
передачи и фильмы?
12.Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и
концертах?
13Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в
туристические походы?
14.Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет»- 0 баллов
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать
благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как
удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо
принимать срочные меры для их улучшения.
Сопоставьте свои результаты с результатами детей.
Нельзя допускать того, чтобы между детьми и родителями были
только удовлетворительными или недостаточными.
Тест «Какой вы родитель?»
Тест №1
«Какой вы родитель?»
1.Сколько раз тебе повторять!
2.Посоветуй мне, пожалуйста!
3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
4. И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ж ты похож(а)!
7. Вот я в твое время!
8. Ты моя опора и помощник(ца)!
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)?
Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в №1, 4, 6, 7, 9, 10,
13 и 1 балл за все остальные ответы.
7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но
не всегда откровенен.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет
не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между
вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.
Тест «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»
«Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» 1.Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом
году?
А) четыре
Б) три
В) два
2.Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?
А) знаю всех
Б) знаю половину
В) знаю лишь некоторых
3.Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради
интереса?
А) постоянно
Б) 1-2 раза в четверть
В) ни разу
4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или
нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что вы будете
делать?
А) обращусь за помощью к учителям
Б) пойду к завучу
В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет
5.Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?
А) да, знаю
Б) частично
В) догадываюсь, но точно не знаю
6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?
А) да
Б) иногда
В) нет, но догадываюсь
Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний А, Б, В.
Если лидирует ответ А). Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей
помощи.
Если лидирует ответ Б). Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой
могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.
Если лидирует ответ В). Вы вместе с другими членами вашей семьи
должны помочь ребенку.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЧТОБЫ РЕБЕНОК УЧИЛСЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.