Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Оценка 4.9

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Оценка 4.9
Лекции +5
docx
психологическая работа +1
9 кл
28.05.2017
Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Публикация является частью публикации:
13.общение модуль.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа « Основная школа п. Нельми­Нос» Психолого педагогический лекторий "Психология общения"  ВЫПОЛНИЛА: О.П. Резвина, заместитель директора  по УВР ГБОУ НАО «ОШ п. Нельми­Нос» Нельмин­Нос,  2016г. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы,  барьеры. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности,  существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание  какого­либо материального или идеального предмета, продукта (например,  формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится  взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует  рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека  социальной активности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как  специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в  определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.  Содержание категории общения многообразно: это не только вид  человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности;  обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и  опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого  непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются:  содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры. Содержание ­ это информация, которая в межиндивидуальных контактах  передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения  могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном  состоянии живого существа. Содержанием общения может стать  информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности  или о присутствии где­то поблизости положительных, биологически  значимых факторов, например пищи. У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом  информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое  общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему  содержанию. По содержанию общение может быть представлено как: Материальное ­ обмен продуктами и предметами деятельности, которые в  свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей  субъектов. Когнитивное ­ обмен знаниями. Деятельное ­ обмен действиями, операциями, умениями, навыками.  Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить  общение, связанное с различными видами познавательной или учебной  деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация,  расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. Кондиционное ­ обмен психическими или физиологическими состояниями.  При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга,  рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое  или психическое состояние, например поднять настроение или испортить  его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте ­ оказать  определённое воздействие на самочувствие друг друга. Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,  потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием  передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к  действиям в определённом направлении. Например, один человек желает  добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление,  чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась  некоторая потребность и т. п. Цель общения ­ это то, ради чего у человека возникает данный вид  активности. У животных целью общения может быть побуждение другого  живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что  необходимо воздержаться от какого­либо действия. У человека количество  целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за  рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то  у человека они представляют собой средство удовлетворения многих  разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных,  творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста,  нравственного развития и ряда других. По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических  потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления  межличностных контактов, установления и развития интерперсональных  отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных  потребностей. Назовем основные из них. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую­либо  совместную продуктивную деятельность людей и служит средством  повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем  заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг  психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и  потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека;  поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку,  к тому, что происходит вокруг, разрешение какого­либо внутреннего  конфликта. Инструментальное ­ общение, которое не является самоцелью, не  стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую­то  иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое ­ это общение, которое само по себе служит средством  удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или  самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или  групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни  осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи,  переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации ­ это способ  передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с  помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п.  Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии,  через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением  другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека,  кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть  немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это ­  язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и  формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи,  передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая,  магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в  выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.  Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают  процессам общения конкретную специфику в конкретных формах. Инструментальная функция характеризует общение как социальный  механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения  действия. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения  людей. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.  Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных  способов деятельности, оценок и т. д. Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать:  экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных  состояний), социального контроля (регламентации поведения и  деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в  обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о  прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном,  массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом  к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты,  мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его  участников другому. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения  "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит  передача информации. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных  органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище,  голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически  первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более  поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды  опосредствованного общения. Опосредствованное (то есть посредством чего­либо) общение может  рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи  письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во  времени получение обратной связи между участниками общения.  Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств  и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или  природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или  культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях,  печать, радио, телевидение и т. д.). Далее различают межличностное и массовое общение. Массовое общение ­ это множественные, непосредственные контакты  незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными  видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах  или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей  друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта  деятельности. Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в  своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять  межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными  проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же  уделим этим проблемам достойное внимание. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной  психологии выделяют три различных по своей ориентации типа  межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Императивное общение ­ это авторитарная, директивная форма  воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его  поведением и внутренними установками, принуждения к определённым  действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению  рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной,  "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная  цель общения ­ принуждение партнёра ­ не завуалирована. В качестве  средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и  требования. Манипуляция ­ это распространённая форма межличностного общения,  предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения  своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение  предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который  используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то,  что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля  над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в  том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо  просто скрываются от него, либо подменяются другими. В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как  целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных"  манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот  человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако  человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к  другим, в результате сам часто становится жертвой собственных  манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными  мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное  отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных  связей между людьми. Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет  выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем  охарактеризовать их как различные виды монологического общения.  Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела  общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного  собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский,  человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников". В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми  может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от  эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на  собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в  случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений: 1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и  собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь  идёт об общении по принципу "здесь и сейчас" с учётом тех чувств, желаний  и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент. 2. Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его  намерениям. 3. Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. 4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а  проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения). 5. Персонификация общения ­ разговор от своего имени, без ссылки на  мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний. Способность к такому общению ­ величайшее благо для человека так как  оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает  психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему  психическому здоровью, уравновешенности и целостности. "Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его  объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путём  слияния с ним, вчувствования в него. К нему можно подойти и его можно  раскрыть ­ точнее, заставить его самого раскрыться ­ лишь путём общения с  ним, диалогически", ­ писал М. М. Бахтин. Из этого мы можем сделать  вывод о том, что путь познания глубины человеческой души ­ это диалог. Общаясь, мы стремимся понять друг друга; чем глубже отношения, тем  сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом­то  часто остаёмся непонятыми. П. А. Флоренский писал: "Мы верим и признаём, что не от разговора мы  понимаем друг друга, а силою внутреннего общения, и что слова  способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного  обмена, но не сами по себе производят этот обмен. Мы признаём взаимное  понимание и тончайших, часто вполне неожиданных отрогов смысла: но это  понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного  соприкосновения". Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не  только передачей информации, но и практическими действиями, элементом  взаимопонимания. Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней  трёх взаимосвязанных сторон перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с  процессом общения как единым целым.  : коммуникативной, интерактивной и    Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле  этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами  по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств.  Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с  помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется  воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют  два типа информации – побудительную и констатирующую. Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" ­ взаимодействие)  заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного  взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность. Перцептивная (социально­перцептивная) сторона общения есть процесс  воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим  установлением на этой основе определённых межличностных отношений и  означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В  реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего  совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в  совместную деятельность, познают друг друга. Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в  следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии  коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и  существования различных уровней передачи информации (вербального и  невербального). Проанализируем подробнее эти особенности. Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто  передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию,  принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию ­  реципиентом), а именно обменивается. Обратная связь ­ это информация, содержащая реакцию реципиента на  поведение коммуникатора. Цель обратной связи ­ помощь партнёру по  общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие  чувства они вызывают у других людей. Остановимся на анализе ещё одного важного специфического свойства  межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне. На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности  воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования  личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана  индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий. К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и  выразительные движения человека ­ жесты, мимика, позы, походка и т. д.  Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции  человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь  понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести  такую специфическую форму человеческого невербального общения, как  контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно  велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения  разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" ­ в  области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнёру по общению.  Через систему невербальных средств транслируется и информация о  чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу  "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить  искренность другого. Невербальные средства являются важным дополнением речевой  коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения.  Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или  ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают  участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым  процесс коммуникации более открытым. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее  знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые  используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно  построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом  делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Однако этот  второй вид сам требует более детального деления на различные формы.  Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных  знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и  экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно  возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве  знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть  систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и  синтаксический. Речь является самым универсальным средством  коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать  высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками  коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в  процессе слушания декодирует эту информацию. Американским исследователем Г. Лассуэллом предложена простейшая  модель речевого коммуникативного процесса для изучения убеждающего  воздействия средств массовой информации (в частности, газет), включающая пять элементов: 1. Кто? (передаёт сообщение) ­ Коммуникатор. 2. Что? (передаётся) ­ Сообщение (текст). 3. Как? (осуществляется передача) ­ Канал. 4. Кому? (направлено сообщение) ­ Аудитория. 5. С каким эффектом? ­ Эффективность. Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению  эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время  коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая ­  коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки  зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;  отстранённая ­ коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально,  сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на  одну из них, но не заявленную открыто; закрытая ­ коммуникатор  умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным  мерам, чтобы скрыть её. Невербальная коммуникация – вся совокупность этих средств призвана  выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи,  репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному  процессу. Первым среди них нужно назвать оптико­кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико­ кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо  воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и  тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и  тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико­кинетической системы  знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований ­ кинесика, которая специально имеет дело с  этими проблемами. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались  частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа  финны жестикулировали 1 раз, итальянцы ­ 80, французы ­ 120, мексиканцы ­ 180). Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков  представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.  Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения,  предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система  ­ включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача,  смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию  фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми"  приёмами. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают  также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу  способствует возникновению контакта, символизирует внимание к  говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определённое  значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область,  занимающаяся нормами пространственной и временной организации  общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным  материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал её "пространственной  психологией". Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по  общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0­45  см); персональное расстояние (45­120 см); социальное расстояние (120­400  см); публичное расстояние (400­750 см). Каждое из них свойственно особым  ситуациям общения. Следующая специфическая знаковая система, используемая в  коммуникативном процессе, ­ это "контакт глаз", имеющий место в  визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с  общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия  ­движения глаз. В социально­психологических исследованиях изучается  частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики  взгляда, избегание его и т. д. Как и все невербальные средства, контакт  глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть  сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её,  поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому,  чтобы обнаружить полнее своё "Я", или, напротив, скрыть его. Для всех четырёх систем невербальной коммуникации встаёт один общий  вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою  собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как  определённый код. Как уже было отмечено выше, всякая информация  должна кодироваться, причём так, чтобы система кодификации и  декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее  общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае  определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить,  чтобы и другой партнёр по общению владел этим же самым кодом. В  противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные выше системы не дадут. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как­ то классифицировать их, П. Экманом предложена методика, получившая  название FAST. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными  линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем  выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при  помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх,  грусть. Фиксация эмоции "по зоне" позволяет регистрировать более или  менее определённо мимические движения. А. А. Бодалев, проводя исследование по физиогномике, получил весьма  интересные данные: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они  воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный  подбородок ­ признак сильной воли, 17 ­ что большой лоб – признак ума, 3  отождествляют жёсткие волосы с непокорным характером, 16 ­ полноту с  добродушием, для 2 толстые губы ­ символ сексуальности, для 5 малый рост  – свидетельство властности, для 1 человека близко посаженные друг к другу  глаза означают вспыльчивость, а для 5 других красота ­ признак глупости.  Никакой тренинг в полной мере не сможет снять эти житейские обобщения,  однако он может хотя бы озадачить человека в вопросе о "безусловности"  его суждения по поводу других людей. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования  различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку,  получила название исследования аттракции и эмпатии. Аттракция ­ понятие, обозначающее возникновение при восприятии  человека человеком привлекательности одного из них для другого. Говоря  иными словами: аттракция ­ это искусство нравиться другим людям,  производить на них приятное впечатление. Эмпатия ­ сопереживание другому человеку, способность чувствовать то  же, что и собеседник, понимать его не "умом", а "сердцем" (то есть  постижение эмоционального состояния, проникновение ­ вчувствование в  переживания другого человека). Вполне понятно, что оба этих качества играют далеко не последнюю роль в  сугубо специфических отношениях повседневного общения между людьми.  Названные выше качества далеко не всем даны от рождения, но ими можно и  нужно овладеть, если поставить перед собой главную цель ­ существенно  улучшить и оптимизировать свои отношения с окружающими, свой  индивидуальный стиль общения. В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи. В то же время  он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее информация очень часто передаётся именно через людей, что  обусловливает определённые искажения в информационном процессе. Человек, как элемент коммуникации ­ сложный и чувствительный  "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным  опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию  любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует  посланную ему информацию. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или  отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае  возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего  искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно­дефицитный барьер. Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают  им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не  обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно  говорить о замещающе­искажающем барьере. Искажение информации,  проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда  она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может  быть существенным. Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями ­  эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую­ либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем  реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом,  причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они  порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и  вторичное (эмоциональное). Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально­ культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из­за  погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое  фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда  участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют  существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй  речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь­скороговорка и речь с большим количеством звуков­ паразитов. Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в  первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников  общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что  даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур,  каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим  пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в  различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая  среда создаёт свой мини­язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые  цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может  значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер  непонимания. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации  может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии  стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и  актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по  общению может не принять критическое замечание, так как оно будет  высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не  воспримут интересный рассказ из­за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко  чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей  ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего  сообщения. Наконец, можно говорить о существовании логического барьера  непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения,  предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия  реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему  манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о  существовании множества логик и логических систем доказательств. Для  одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для  других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит,  воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не  убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту  системы доказательств всегда является открытой проблемой. Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут  служить социально­культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных  понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера  может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица  определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.  Например, огромное значение для возникновения барьера играет  авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет,  тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само  нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто  объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца  курицу не учат"). Барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении  чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое  распространяется и на передаваемую им информацию. Особое место могут занимать ситуации, характеризующиеся постоянным  специфическим сочетанием пространственно­временных координат, так  называемые "хронотопы". Описан, например, хронотоп "вагонного  попутчика", "больничной палаты". В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется  различие двух, казалось бы, близких понятий: "слушать" и "слышать". К  сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В  научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном  слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не  обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у  говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой,  более удобной для собеседника, считают его переживания смешными,  незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не  обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании  обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной  постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению. Эффективное слушание, обеспечивающее правильное протекание названных  выше процессов, – это сложный волевой акт, требующий от слушающего  постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от  собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Различают два вида  эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования. Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (применяется на этапах постановки  проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации,  когда цель разговора со стороны говорящего ­ "излияние души",  эмоциональная разрядка). Внимательное молчание ­ это слушание с  активным использованием невербальных средств ­ кивков, мимических  реакций, контакта глаз и поз, внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего ("Зеркало"),  междометий ("Угу­поддакивания"). Рефлексивное слушание – это объективная обратная связь с говорящим,  используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного  (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в  эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных  проблем). В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой  форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов  по теме разговора (выяснение), перефразирование слов собеседника,  позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), отражение  чувств и резюмирование – изложение промежуточных и окончательных  выводов по беседе (обычно используется в длительных разговорах). В случае возможности обратной связи процесс коммуникации упрощается.  Обратная связь с клиентом является важным фактором общения. Обратная  связь – это проясняющий и очищающий от помех элемент коммуникации.  Она выполняет следующие функции: 1. Получаемая от окружающих обратная связь, несущая клиенту сведения о  том, как он воспринят в процессе общения другим, способствует обретению  собственного "Я". 2. Переработка обратной связи в соответствии с внутренними диспозициями  дополняет представление о собеседниках. 3. Конструктивная обратная связь, детерминируя саморегуляцию, вызывает  корректировку последующего поведения, замену его более эффективным. В общении специалиста любого профиля с клиентом, коллегой адекватность  обратной связи потребностям обоих партнёров – важное и необходимое условие установления доверительных отношений. Это достигается в том  случае, когда ваш партнер уверен, что общающийся с ним человек разделяет  его проблемы, переживания, способен помочь ему. Под обратной связью понимается техника и приёмы получения информации  о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции  собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает  сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за  партнёром и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с  этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть  себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в  общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать. Механизм обратной связи предполагает умение партнёра соотносить свои  реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определённой реакции собеседника на сказанные слова. В  обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся  человек в собственное поведение в зависимости от того, как он  воспринимает и оценивает действия партнёра. Умение использовать  обратную связь в общении является одним из важнейших моментов,  входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных  способностей человека. Содержание и цели общения являются его относительно неизменными  составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда  поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о  различных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо  меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание  и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития,  воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека  способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду  технику и средства общения. Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с  людьми, его поведение в процессе общения, а приемы ­ предпочтительные  средства общения, включая вербальные и невербальные. Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо  определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы  общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его  ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у  партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав  так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого  желания нет) стремление продолжать общение. На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как  принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона  высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий,  направленных на его преднастройку, на определённое восприятие  сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной  связи. Существует множество приёмов повышения эффективности общения,  преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них. 1. Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени­ отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание  к данной личности, способствует утверждению человека как личности,  вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к  клиенту или партнеру. 2. Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном  выражении лица, свидетельствующем, что "я ­ ваш друг". А друг ­ это  сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что  образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует  аттракцию. 3. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в  адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что  ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает  расположенность к работнику. 4. Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и  внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к  удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека ­  потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к  образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение  клиента. 5. Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную  активность и сопровождается положительными эмоциями.

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"

Родительское собрание (деловая игра) " ГИА в 9классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017