Родительское собрание "Девиантное поведение".

  • Работа с родителями
  • doc
  • 27.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям?
Иконка файла материала Родит. собр.Девиантное поведение.doc
Родительское собрание  «Девиантное поведение». 1.Норма и патология.     В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие «трудный подросток». Но что значит – «трудный»?       «Надо   остерегаться  смешивать  «хороший»  с «удобный…»,  писал   Януш Корчак. – Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен,   последовательно,   шаг   за   шагом,   стремятся   усыпить,   подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований».  «Трудный подросток» ­ подчас всего лишь неудобный для   взрослых.   Имея   в   виду   эту   предрасположенность   взрослых   к собственному   психологическому   удобству   в   отношениях   с   подростком, осторожнее будет начать с характеристики не самих подростков, а тех черт их поведения, которые нас заботят.      Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой­то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное   поведение   –   это   система   поступков,   отклоняющихся   от общепринятой   или   подразумеваемой   нормы,   будь   то   нормы   психического здоровья, права, культуры или морали.        Девиантное   поведение   подразделяется   на   две   большие   категории.   Во­ первых,   это   поведение,   отклоняющееся   от   норм   психического   здоровья, подразумевающее   наличие   явной   или   скрытой   психопатологии.   Во­вторых, это   антисоциальное   поведение,   нарушающее   какие­то   социальные   и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны,   их   называют   правонарушениями,   а   когда   серьёзны   и наказываются в уголовном порядке – преступлениями.      Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Почему?       Во­первых,   сказываются   внутренние   трудности   переходного   возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я­концепции. Во­вторых,   пограничность   и   неопределённость   социального   положения юношества.   обусловленные   перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении   внешних   норм   и   послушании   взрослым,   уже   не   действуют,   а взрослые   способы,   предполагающие   сознательную   дисциплину   и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.       Как   проявляется   это   в   конкретных   явлениях,   с   которыми   приходится сталкиваться учителям и родителям?   противоречия,   В­третьих,    Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.Эта   опасность   распространена   у   нас   очень   хорошо.   Особенность фармакологического   воздействия   алкоголя   на   психику   заключается   в   том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах подавляет психическую активность,   а   с   другой,   особенно   в   малых   дозах,   стимулирует   её,   снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Сравнительно­социологические и этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей. 1. Поскольку   опьянение   снижает   переживаемое   индивидом   чувство тревоги,   пьянство   чаще   встречается   там,   где   больше   социально­ напряжённых, конфликтных ситуаций. 2. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних   случаях   они   являются   элементом   каких­то   обязательных ритуалов   («церемониальное   пьянство»),   а   в   других   выступает   как антинормальное поведение, средство освобождения от внешнего мира. 3. Основной   мотив   пьянства   у   мужчин   –   желание   чувствовать   себя   и казаться   сильнее;   пьяный   старается   привлечь   внимание   к   себе,   чаще ведёт себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения и т.д. 4. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее её чувство зависимости. Это имеет свои социально­педагогические предпосылки. Если строгость воспитания   и   дефицит   эмоционального   тепла   в   раннем   детстве сменяются   затем   установкой   на   самостоятельность   и   личные достижения,   человеку   трудно   совместить   эти   противоречивые установки.   Это   вызывает   чувство   зависимости,   мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы. Что   способствует   алкоголизации   подростков   подростков   и   юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.   Важную   роль   играют   также   стремление   к экспериментированию   и   особенно   нормы   юношеской   субкультуры,   в которой   выпивка   традиционно   считается   одним   из   признаков мужественности   и   взрослости.   И   само   собой   разумеется,   действует отрицательный пример родителей.    Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Эту проблему у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьёзна.       Как   и   пьянство,   подростковый   наркотизм   связан   с   психическим экспериментированием,   поиском   новых,   необычных   ощущений   и переживаний. По наблюдениям врачей – наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания   узнать,   что   «там»,   за   гранью   запретного.   Иногда   первую   дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем этогрупповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До   90   процентов   наркоманов   начинают   употреблять   наркотики   в компаниях сверстников, собирающихся в определённых местах. У них есть специфический   жаргон:   «план»,   «дурь»   ­   гашиш,   «косяк»   ­   папироса   с гашишем,   «кода»   ­   кодеин,   «марфа»   ­   морфий,   «колёса»   ­   таблетки, «стекло»   ­   ампулы,   «машина»   ­   шприц   и   т.п.   Есть   у   наркоманов   и стереотипы поведения. Школа большей частью об этом не знает.        Помимо   вреда   для   здоровья   наркотизм   почти   неизбежно   означает вовлечение   подростка   в  криминальную   субкультуру,  где   приобретаются наркотики,   а   затем   он   и   сам   начинает   совершать   всё   более   серьёзные правонарушения. Агрессивное поведение. Жестокость   и   агрессивность   всегда   были   характерными   чертами группового поведения подростков и юношей.      Подростковая агрессия ­  чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции   и   тд.).   Изощрённую   жестокость   нередко   проявляют   также жертвы   гиперопеки,   избалованные   маменькины   сынки,   не   имевшие   в детстве   возможности   свободно   экспериментировать   и   отвечать   за   свои поступки;   жестокость   для   них   –   своеобразный   сплав   мести, самоутверждения   и   одновременно   самопроверки:   меня   все   считают слабым, а вот что могу!     Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я – как все!». Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство   групповой   солидарности,   доходящее   в   момент   действия   до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. Суицидное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы у нас была под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: 1) что   самоубийства   вообще   и   юношеские   в   особенности   совершают только психически больные, ненормальные люди;   2) что   именно   юношеский   возраст,   в   силу   его   кризисного,   почти   даёт   максимальный   процент психопатологического   характера, самоубийства. На самом деле подростки и юноши совершают  самоубийства реже, чем лица   старших   возрастов.   Но   по   сравнению   с   детским   возрастом,   когдаКакие   психологические   проблемы   стоят   за   юношескими сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным.       У   подростков   значительно   чаще,   чем   у   взрослых,   наблюдается   так называемый «эффект Вертера» ­ самоубийство под влиянием чьего­либо примера.       Среди обследованных подростков 32 процента суицидальных попыток приходится на долю 17­летних, 31 процент – 16­летних, 21 процент – 15­ летних, 12 процентов – 14­летних и   4   процента – 12­13­летних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают   такие   попытки   гораздо   чаще,   многие   из   них   имеют демонстративный   характер.   Неудачные   суицидальные   попытки   большей частью   не   повторяются;   хотя   10   процентов   мальчиков   и   3   процента девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет всё­таки покончили с собой.    самоубийствами?    В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» ­ не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.        Существует   также   психологический   тип   личности,   для   которого характерна   устойчивая   установка,   склонность   к   уходу   из   конфликтных стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней.       Профилактика   юношеских   самоубийств   заключается   не   в   избегании конфликтных   ситуаций   –   это   невозможно,   а   в   создании   такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счёты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают   заранее;   80   процентов   суицидных   попыток   совершается дома,   в   дневное   или   вечернее   время,   когда   кто­то   может   вмешаться. Многие   из   них   откровенно   демонстративны,   адресованы   кому­то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не   менее,   всё   это   смертельно   серьёзно   и   требует   чуткости   и   внимания родителей, учителей и психологов.ОБЩЕШКОЛЬНОЕ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему:                                                 Проведенное 29 октября 2009г                                                                в Кривоплянском филиале                                                                       МОУ Пахотно­Угловской СОШс. Кривополянье 2009г