Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям?
Родительское собрание
«Девиантное поведение».
1.Норма и патология.
В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие «трудный
подросток». Но что значит – «трудный»?
«Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный…», писал Януш
Корчак. – Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был
удобен, последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить,
истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа,
силой его требований». «Трудный подросток» подчас всего лишь неудобный
для взрослых. Имея в виду эту предрасположенность взрослых к
собственному психологическому удобству в отношениях с подростком,
осторожнее будет начать с характеристики не самих подростков, а тех черт их
поведения, которые нас заботят.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какойто
нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от
общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического
здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во
первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,
подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Вовторых,
это антисоциальное поведение, нарушающее какието социальные и
культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно
незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и
наказываются в уголовном порядке – преступлениями.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет
собой группу повышенного риска. Почему?
Вопервых, сказываются внутренние трудности переходного возраста,
начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Яконцепции.
Вовторых, пограничность и неопределённость социального положения
юношества.
обусловленные перестройкой
механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на
соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а
взрослые способы,
предполагающие сознательную дисциплину и
самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.
Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится
сталкиваться учителям и родителям?
противоречия,
Втретьих,
Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.Эта опасность распространена у нас очень хорошо. Особенность
фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том,
что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах подавляет психическую
активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует её, снимая
сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и
импульсам. Сравнительносоциологические и этнографические исследования
пьянства выявили несколько закономерностей.
1. Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство
тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально
напряжённых, конфликтных ситуаций.
2. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в
одних случаях они являются элементом какихто обязательных
ритуалов («церемониальное пьянство»), а в других выступает как
антинормальное поведение, средство освобождения от внешнего мира.
3. Основной мотив пьянства у мужчин – желание чувствовать себя и
казаться сильнее; пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще
ведёт себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения и т.д.
4. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном
стремлением личности преодолеть тяготящее её чувство зависимости.
Это имеет свои социальнопедагогические предпосылки. Если строгость
воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве
сменяются затем установкой на самостоятельность и личные
достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые
установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный
конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении,
создающем иллюзию свободы.
Что способствует алкоголизации подростков подростков и юношей?
Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние
тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и
застенчивости.
Важную роль играют также стремление к
экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в
которой выпивка традиционно считается одним из признаков
мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует
отрицательный пример родителей.
Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания.
Эту проблему у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьёзна.
Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим
экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и
переживаний. По наблюдениям врачей – наркологов, две трети молодых
людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства,
желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу
навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем этогрупповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы.
До 90 процентов наркоманов начинают употреблять наркотики в
компаниях сверстников, собирающихся в определённых местах. У них есть
специфический жаргон: «план», «дурь» гашиш, «косяк» папироса с
гашишем, «кода» кодеин, «марфа» морфий, «колёса» таблетки,
«стекло» ампулы, «машина» шприц и т.п. Есть у наркоманов и
стереотипы поведения. Школа большей частью об этом не знает.
Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает
вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются
наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные
правонарушения.
Агрессивное поведение.
Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами
группового поведения подростков и юношей.
Подростковая агрессия чаще всего следствие общей озлобленности и
пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и
несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из
спортсекции и тд.). Изощрённую жестокость нередко проявляют также
жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в
детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои
поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести,
самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают
слабым, а вот что могу!
Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило,
совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как
бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я
– как все!». Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют
чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до
состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами
подростки ничем не могут объяснить.
Суицидное поведение.
Проблема юношеских самоубийств многие годы у нас была под запретом.
Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения:
1) что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают
только психически больные, ненормальные люди;
2) что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти
даёт максимальный процент
психопатологического характера,
самоубийства.
На самом деле подростки и юноши совершают самоубийства реже, чем
лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когдаКакие психологические проблемы стоят за юношескими
сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет
кажется огромным.
У подростков значительно чаще, чем у взрослых, наблюдается так
называемый «эффект Вертера» самоубийство под влиянием чьеголибо
примера.
Среди обследованных подростков 32 процента суицидальных попыток
приходится на долю 17летних, 31 процент – 16летних, 21 процент – 15
летних, 12 процентов – 14летних и 4 процента – 1213летних. Юноши
совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки
предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют
демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей
частью не повторяются; хотя 10 процентов мальчиков и 3 процента
девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в
течение ближайших двух лет всётаки покончили с собой.
самоубийствами?
В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых
людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение
к смерти, фрейдовский «Танатос» не что иное, как попытка разрешить
жизненные трудности путём ухода из самой жизни.
Существует также психологический тип личности, для которого
характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтных
стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней.
Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании
конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого
психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким,
непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские
покушения на самоубийство – не желание покончить счёты с жизнью, а
крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и
предупреждают заранее; 80 процентов суицидных попыток совершается
дома, в дневное или вечернее время, когда ктото может вмешаться.
Многие из них откровенно демонстративны, адресованы комуто
конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем
не менее, всё это смертельно серьёзно и требует чуткости и внимания
родителей, учителей и психологов.ОБЩЕШКОЛЬНОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
на тему:
Проведенное 29 октября 2009г
в Кривоплянском филиале
МОУ ПахотноУгловской СОШс. Кривополянье
2009г