Ни что не дается нам так
дешево
И не ценится так
дорого,
Как утраченное
здоровье.
Родительское собрание
« Культура здоровья :
образовательное
пространство и
социальное окружение »
В законе РФ «Об образовании
(ст. 51) сказано:
«Образовательное учреждение
создает условия, гарантирующие
охрану и укрепление здоровья
обучающихся»
Поэтому одной из приоритетных
задач, стоящих перед современной
школой, является сохранение и
укрепление здоровья детей.
Здоровье - состояние организма
человека, когда функции всех его
органов и систем уравновешены с
внешней средой и отсутствуют
какие-либо болезненные
изменения.
Культура – это все то, чего достигло
человечество в материальном и
духовном плане за время своего
существования.
Культура здоровья – это сложное
структурное образование личности,
характеризующееся достаточным
(для данного возраста) уровнем
физического, психического и
духовно-нравственного развития и
образованности, осознанием и
принятием способов достижения
этого уровня, а также
повседневным следованием им в
разнообразных видах деятельности
Культура здоровья
( в образовательном процессе)
это совокупность элементов,
оказывающих жизненно значимое
влияние на нормальную деятельность
детского организма в процессе
образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ
И ПРОВЕДЕНИЕ
УРОКА С УЧЕТОМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
УСЛОВИЙ
Элементы,
определяю
щие
культуру
здоровья
ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
СОЦИАЛЬНО –
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗДОРОВЬЕ
УЧАЩИХСЯ
БЛАГОПРИЯТНЫЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
КЛИМАТ
В КОЛЛЕКТИВЕ
Быть здоровым
- естественное
стремление человека. Здоровье
означает не просто отсутствие
и физическое,
болезней,
психическое
и
социальное
благополучие.
но
ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ
Физическое здоровье
Психическое здоровье
Нравственное здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Психическое здоровье зависит от
состояния головного мозга, оно
и
характеризуется
качеством мышления, развитием
внимания и памяти,
степенью
устойчивости,
эмоциональной
развитием волевых качеств.
уровнем
?
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Нравственное здоровье определяется
теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни
человека, т.е. жизни в определенном
обществе.
человеческом
Отличительными
признаками
нравственного
человека
являются, прежде всего, сознательное
овладение
отношение
сокровищами
активное
неприятие
привычек,
противоречащих нормальному образу
жизни.
труду,
культуры,
и
здоровья
к
нравов
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Сознание
Мы живем в атмосфере социальной
напряженности и несправедливости.
Если человек не защищен от этого
своим сознанием, его начинает ломать.
Если же сознание человека находится
на должном уровне, то он всегда
сможет направить в нормальное русло
и свой образ жизни, и привычки, и
мысли, и чувства, и эмоции.
организма,
Физическое здоровье это естественное
обусловленное
состояние
нормальным функционированием всех
его органов и систем. Если хорошо
работают все органы и системы, то и весь
(система
организм
правильно
саморегулирующаяся)
функционирует и развивается.
человека
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Питание
Питаться, как и дышать, надо
Скудное или несбалансированное
правильно.
питание
ведёт к дистрофии.
организма, обильному размножению
вредных микроорганизмов, что
влечет за собой массу всевозможных
патологий - от легкого авитаминоза
до онкологии.
которые практически на 50%
определяют здоровье человека.
Переедание – к зашлаковке
Питание входит в число факторов,
своего ребенка
Правильное питание – это то, о чем должны
заботиться родители в первую очередь, желая
здоровым. Некогда
увидеть
древнегреческий философ Сократ дал человечеству
совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы
есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют
его советам немногие. Родителям нельзя забывать
о том, что соблюдение режима питания – основа
здорового образа жизни. Правильное питание
организовать не просто. Нужно заботиться о том,
чтобы в рационе ребенка правильно сочетались
различные продукты и химические вещества.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Задачи организации и
развития школьного питания
Формирование здоровой
личности.
Обеспечение благотворных
условий для учёбы.
Формирование у обучающихся
правильного отношения к
культуре питания.
В примерном двухнедельном
меню присутствуют блюда:
плов из птицы отварной,
щи из свежей капусты,
борщ,
котлеты рубленные из говядины с
рыба отварная с картофельным пюре ,
макаронами,
суп картофельный с бобовыми ,
сосиски или сардельки отварные с кашей
гречневой,
суп-лапша домашняя ,
рыба тушёная и каша рисовая рассыпчатая ,
суп крестьянский с крупой,
тефтели и каша пшённая с маслом,
суп молочный с макаронными изделиями.
Важно:
разъяснять учащимся и родителям
необходимость горячего питания для
сохранения здоровья, роста и развития
организма человека
сформировать у учащихся потребность в
здоровом и правильном питании
воспитать уважительное и разумное
отношение к продуктам питания
привычка пропускать завтрак приводит к
возникновению гастрита
каша благотворно действует на кишечник,
препятствует образованию опухолей
В рационе школьника должны
присутствовать
«Я и моё питание»
тест
Питаешься ли ты в школьной столовой?
да 100% (107 чел.)
Почему не питаешься в школьной
столовой?
не позволяют средства - 4 чел.
не вкусно
не подходит график питания - 3 чел.
предпочитают питаться дома
Говорят ли в твоей семье о здоровом
да - 71 чел.
нет – 14 чел.
редко – 12 чел.
питании?
«Я и моё питание»
Чему отдаёте
предпочтение?
Что из выше
перечисленного
полезно для
здоровья?
салату из овощей -
30%
сосиске в тесте - 15%
гамбургеру - 5%
фруктам - 40%
хот-догу - 5%
чипсам, кока-коле -
5%
салат из овощей - до
95 %
3%
сосиска в тесте 2-
гамбургер
фрукты - до 95 %
хот-дог
чипсы, кока-кола 2-
3%
Г И Г И Е Н А
Раздел медицины, изучающий
условия сохранения здоровья,
а также система действий,
мероприятий, направленных на
поддержание здоровья.
Движение
активизируются дыхательные
Благодаря движению
процессы, улучшается
кровообращение и обмен
веществ.
Недостаток движения ведёт не
только к ослаблению мышц, но
вызывает общую слабость,
ускоряет процессы старения.
Тест:
Выполняешь ли ты утреннюю зарядку?
да 24 чел. ( 23%)
нет 39 чел.( 36%)
редко 44 чел. (41%)
Выполняют ли твои родители зарядку?
да 20 чел. (19%)
нет 87 чел. (81%)
Соблюдаешь ли режим дня?
да 61 чел. (57%)
нет 46 чел. (43%)
Играешь ли в подвижные игры
дома?
да 86 чел. (80%)
нет 21 чел. (20%)
Гуляешь ли на свежем воздухе?
да 102 чел. (95,5%)
нет 5 чел. (4,5%)
Занимаешься ли ты в секции?
да 64 чел. (60%)
нет 43 чел. (40%)
Стеснённая поза
следующие
Из-за стесненной позы возникают
нарушения:
Затруднённое дыхание. Это самый
коварный из всех врагов. Вынесенные
вперед локти не дают свободно двигаться
грудной клетке, и это приводит к астме,
развитию приступов кашля и иным
явлениям.
Остеохондроз. При длительном сидении
с опущенными плечами возникает стойкое
изменение костномышечной системы, а
иногда искривление позвоночника.
работе за компьютером рука человека
вынуждена совершать много мелких
движений, сильно устаёт, а при
длительной работе развиваются
хронические заболевания.
Заболевания суставов кистей рук. При
Электромагнитное излучение
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не
полностью.. ЖК мониторы меньше вредят здоровью, чем мониторы с
электроннолучевой трубкой (ЭЛТ).
На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал,
который создается между экраном дисплея и лицом оператора. Он
разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти
пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном.
Самый простой способ борьбы –после занятий на компьютере умыться
холодной водой.
В современных мониторах все излучение отводятся вверх и
частично назад, вперёд не излучается ничего.
Тест:
Как долго ты
смотришь
телевизор?
• не смотрю 12 чел
• 30 мин 12 чел.
• 1 час 28 чел.
• 2 часа 27 чел.
• 3 часа 13 чел.
• 4 часа 7 чел.
• 5 часов 4 чел.
•6 часов 3 чел.
• 7 часов 1 чел.
Сколько времени
проводишь за
компьютером
• нисколько 16 чел.
• 15-30мин 19 чел.
• 1 час 17 чел.
• 2 часа 18 чел.
• 3 часа 15 чел.
• 4 часа 11 чел.
• 5 часов 2 чел.
• 7 часов 1 чел
ПО ДАННЫМ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
НИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ РАО,
число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья
лишь
10%
среди новорожденных составляет
молодёжи имеет состояние
здоровья, близкое к норме
85%
за последние 20 лет число детей,
из них нуждаются в реабилитации
биологически не соответствующих 67 годам, увеличилось
30%
в 3 раза
в рейтинге заболеваний нарушения
работы опорнодвигательного аппарата
на 1 месте
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Но к сожалению наши реалии таковы, что …
Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в
статическом положении, что увеличивает нагрузку на
определенные группы мышц и вызывает их утомление.
Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной
мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки,
искривление позвоночника, плоскостопие, задержку
возрастного развития, быстроты, ловкости, координации
движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия,
вызывая развитие обменных нарушений, способствует
заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства
исследователей :
70% детей страдают от последствий гиподинамии,
3040% имеют избыточный вес. У таких детей чаще регист
рируются травмы, в 35 раз выше заболеваемость ОРВИ,
у 43% обнаружена близорукость,
у 24% повышение артериального давления и т. д.
Распределение наших учеников
по группам здоровья :
классы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
группы здоровья
Д -1 5
чел.
Д -1 5
чел.
Д -1 8
чел.
Д -1 5
чел.
Д -1 11
чел.
Д -1 14
чел.
Д – 1 9
чел.
Д - 1 5
чел.
Д -2 4
чел.
Д -2 6
чел.
Д -2 2
чел.
Д -2 1
чел.
Д -2 5
чел.
Д -2 2
чел.
Д -2 3
чел.
Д - 2 8
чел.
Д-3 3
чел.
Д -5 1
чел.
Д -3 1
чел.
Д -3 5
чел.
Д -3(2 ч.) Д-5
(1ч.)
Часто встречающие
заболевания у наших детей:
Нарушение зрения : нач. кл.(1-4)- 2 чел.
сред. кл.(5-8) – 9 чел.
стар. кл.(9-11)-7 чел.
Нарушение обмена веществ:
избыт. вес недостат. пит.
нач.кл. 2 чел. -
сред.кл. 6 чел. 1 чел.
Стар.кл. 1 чел. 1 чел.
Начиная с 7 класса у детей встречается
РВНС (расстройства вегетативной нервной
системы)
Влияние социальной
среды
На человека также
воздействует
социальная
среда. Например,
малыши пытаются
копировать взрослых,
подростков важно
сверстников. Но
окружающих может
не только
для
мнение
влияние
быть
ТАБАКОКУРЕН
ИЕ
Табак – забава для дураков. ( Гете)
Ядовитые вещества,
содержащиеся в дыме табака:
• Никотин
• Углекислый газ
• Окись углерода
• Синильная кислота
• Аммиак
• Смолистые вещества
• Органические
кислоты
Болезни курильщиков:
• Инфаркт миокарда
• Язва желудка
• Рак лёгких
• Туберкулёз
• Хронический бронхит
Курильщик, помни о своих близких.
Пассивное курение наносит вред
М и н з д р а в
окружающим тебя людям!
ТЕСТ:
•Курит ли твой папа?
да 50 чел.
нет 54 чел.
•Курит ли ваша мама?
да 13 чел.
нет 94 чел.
31 мая – всемирный день без
табачного дыма!
Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки,
Слабеют легкие, от дыма почернев.
Мы кашляем весь день и даже ночью,
Остановитесь, люди, жизнь прекрасна,
Страдает печень, яд не одолев.
Но с дымом счастье улетает прочь,
Не сразу, постепенно и
ужасно,
И лучший врач не может вам помочь.
Друзья и господа, курить бросайте смело.
Чтоб голова была здорова, не болела,
Не постепенно, сразу, навсегда,
Чтоб сердце не болело никогда.
(стихотворение врача Эдуарда Свирского)
Вино полюбил семью разорил!
НАРКОМАНИ
ЯПричины злоупотребления наркотиками:
•Любопытство
• Потеря интереса к
жизни
• Уход от стресса
• Пьянство и отсутствие
контроля родителей
приводят к тому, что
ребенок доведённый до
отчаяния ищет
поддержку среди
сверстников
употребляющих
наркотики и алкоголь.
Более половины всех преступлений
совершаются наркоманами
Сегодня медики утверждают:
здоровье человека на 10%
зависит от наследственности,
на 5% от работы медиков.
Остальные 85 % в руках самого
человека. Значит, наше
здоровье зависит от наших
привычек, от наших усилий по
его укреплению.