Родительское собрание:
« Как воспитать любовь к книге, чтению».
»
Дата проведения –I или II четверть 2-3 класса
Форма проведения - лекторий для родителей.
Цель - ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи: ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книг и чтения в развитии ребенка; ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
1. Составить индивидуальные графики динамики развития техники чтения в течение трех лет обучения.
2. Провести исследование по выявлению читательских интересов и круга чтения в библиотеке.
3.Провести анкетирование родителей. (Приложение 1.)
II. Организационный этап
Раздать родителям графики динамики развития техники чтения. Приготовить для раздачи тексты памяток, упражнений по развитию воображения и рекомендаций психолога. Раздать родителям ксерокопии формуляров из библиотечного центра.
III. Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?
1. Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
2.Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.
3.Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
• способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);
• скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);
• правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
• понимание прочитанного.
Беглым и выразительным чтение ребенка становится, как правило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.
Дислексия интенсивно исследуется неврологами, лингвистами, психологами. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Интересно, что подобного рода проблема реже встречается у детей, изучающих пиктографические языки (например, японский) или язык, где все буквы произносятся так, как пишутся (например, итальянский). Отечественный дефектолог А. Корнев называет ведущим симптомом дислексии на начальном этапе и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему труд но складывать отдельные звуки в слоги.
Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способе овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных пространственных и т. д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в запоминании цветов или понимании смысла картинки.
Что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения? Специалисты так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга - некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах, переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дизграфию можно в возрасте 7-9 лет. Согласно наблюдениям специалистов, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут. Поэтому родители и педагоги должны понимать, что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением, ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.
К сожалению, не во всех школах есть дефектологи, поэтому психологам и учителям часто приходится самим диагностировать дислексию и пытаться ее преодолеть. Помочь в этом могут и родители, занимаясь дополнительно дома. С этой целью я приготовила вам распечатки с рекомендациями психолога. (Приложение 2.)
Но далеко
не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим следующую
проблему, связанную
с воспитанием интереса к чтению. Воспринимать чтение как повинность может и ребенок, не
испытывающий особых проблем с техникой чтения. Причины этого явления кроются в семейном воспитании. Например, если
родители, обучая его читать, слишком часто прерывали эти занятия интересными играми,
прогулками с
друзьями и просмотром любимых телепередач (мультфильмов, сказок). Чтение в этом случае
превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее закончить.
Естественно, ребенок
не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При такой организации процесса чтения
он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не
складывается образа прочитанного
произведения. Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора,
встречи с друзьями и
т. п., если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как
временное явление, школьную повинность. Ребенок рассуждает: «Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду!»
Поэтому было бы замечательно,
если бы в семье на чтение книг было отведено общее время. Тогда
ребенок воспринимал
бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу.
Что нужно делать,
чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с
тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий,
непонятных, не пережитых ими. К
сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся
с мультипликационной или киноверсией
произведения. Поэтому у современных детей
недостаточно развито образное
мышление. В таком случае новые книги
представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием
героев и событий.
Совсем
другое дело - мультики или компьютерные игры. Вот тут - то и ощущается действие, развитие
сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая
обстановка.
Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения
окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то
представлять, додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша, а Буратино стал правителем города. Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стране невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино - или телеверсию, а что - нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы. Мы часто используем этот прием с детьми на уроках, и, как показывает опыт, это заставляет ребят не только прочитать всю книгу, но и развивает и мышление, речь. Учите детей пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав сказку «Рукодельница и Ленивица», используйте к месту фразу «По труду и награда». Или, увидев весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С. Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела...». Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу" каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е. Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение - это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.
Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?
Для развития образного мышления, о важности которого было сказано ранее, можно использовать и приемы, рекомендованные школьным психологом. (Приложение 3.)
IV. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы
Классный руководитель. Чтобы подвести итог сегодняшней беседы, давайте составим рекомендации для родителей на тему: « Как воспитать любовь к книге, чтению».
(Самостоятельная работа родителей по выработке рекомендаций. Выступление представителя от групп. Выбор лучших формулировок.)
Прощу вас также обратить внимание на памятки, которые я подготовила вам совместно с психологом и логопедом. Там вы встретите и другие полезные советы. (Приложение 4.)
V. Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только развить навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения вашего ребенка в будущем. Помните, что именно в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, человек либо приобретает потребность в чтении, либо теряет ее, по крайней мере, на период школьного обучения, а может и на всю жизнь.
Возможное решение родительского собрания:
1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
2. Классному руководителю составить график консультаций родителей с логопедом.
3. В воспитании читательского интереса у детей учитывать рекомендации психологов.
4.Сходить с ребенком в детскую библиотеку, научить его выбирать книги.
VI. Анализ итогов родительского собрания
1. Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей.
2. В план воспитательных мероприятий включить библиотечные часы, конкурс «Папа, мама, я - читающая семья».
Приложение 1. Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок читать книги?
2. Сколько времени обычно он проводит за книгой?
3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
4.Какие книги, журналы он предпочитает?
5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
6.Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
7. Считаете ли вы себя активным читателем?
8. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
9.Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
Приложение 2.
Рекомендации психолога по теме «Как помочь плохо читающему ребенку»
Младшему школьнику требуется консультация специалиста-дефектолога, если на фоне проблем с обучением чтению он:
• испытывает затруднения при выполнении задания по установлению отношений порядка или последовательности, например, путается в порядке следования времен года и дней недели;
• не может правильно повторить в прямом порядке больше трех, цифр, а в обратном - больше двух;
• не может правильно повторить даже простые ритмы, которые" взрослый выстукивает рукой или карандашом по столу;
• испытывает затруднения при составлении рассказа по картинкам;
• плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево, затрудняется в определении правой и левой стороны у людей и предметов;
• имеет ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий (временных, пространственных и т. д.);
• не может сделать фонематический анализ слова (выделяет слоги вместо звуков, пропускает гласные звуки);
• при чтении часто производит замены гласных «а» на «о», «ы» на «о» (например, «выше - воше») или согласных «т» на «д», «г»-на «к», «ж» на «ш» (например, «хотела - ходела»);
• переставляет слоги, читает совсем другое слово вместо написанного, может читать справа налево;
• невнимателен, беспокоен, отвлекаем, импульсивен.
Работая
с плохо читающим ребенком, необходимо формировать и
развивать у него:
1.Представления о собственном теле. На примере своего тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого («Которая рука правая? Голова внизу или наверху? Спина сзади или спереди?») сначала в отношении себя, а потом - окружающих.
2.Пространственные представления. На примере картинок и окружающих предметов ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, кто раньше, быстрее, меньше? Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, но ближе, чем то? (То же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т. д.)
3. Представления о последовательности. Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, суток, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книжек. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:
• выкладывать последовательности из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
• складывать разрезные картинки и изображения из кубиков;
• составлять рассказ при помощи последовательных картинок.
4. Представления о звуковом составе слова, (с помощью скороговорок). Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например, «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Водовоз вез воду из-под водопровода». Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его просить вспомнить скороговорку для того или иного звука: (например, для «к» - «Идет с косой косой козел», и т. д.).
5. Представления о слоговом составе слова. Очень удобно использовать для занятий мяч:
• взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, «ка-ран-даш», «ста-кан»);
• взрослый предлагает ребенку уменьшать предмет, добавляя один слог: он говорит «дом», а ребенок добавляет «ик» и т. п.
Отдельная задача - повышение уверенности ребенка в собственных силах и способностях. В работу с детьми 6-10-летнего возраста необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В содержании упражнений и текстов должно присутствовать то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, гоночные машины или куклы Барби и т. д.).
Сохранить у детей положительный настрой на занятия помогают таблицы, наглядно отражающие даже минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы ученика сравнивали только с ним самим, с предыдущими результатами. Больше хвалите и подбадривайте его, отмечайте даже самые маленькие достижения.
(Из книги М. Кравцовой, О. Шевниной. Курс выживания для школьного психолога. М.: Генезис, 2006.)
Приложение 3.
Упражнения для развития образного мышления
«Неоконченные рассказы»
Данное упражнение активно стимулирует фантазию ребенка.
Детям предлагается досочинить начатый рассказ. Это упражнение хорошо развивает воссоздающее и творческое воображение, логику, мышление, внимание ребенка; активизирует его жизненный опыт, систему ценностей
Тексты для работы.
Проделки белки
Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.
- Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем, -говорит одна подружка.
-Ладно! - отвечает другая.
Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.
Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает...
На реке
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
- Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвига? Я все время мечтаю о подвиге!
- А я об этом даже не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись...
Неспетая песнь
Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.
«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный!» - так захотелось спеть гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды».
Но потом он огляделся вокруг и говорит...
Солнечный луч
Жил один человек, который хотел как можно больше принести всем добра. Однажды он увидел около школы плачущую девочку.
- Почему ты плачешь? - спросил он ее.
- Как мне не плакать, - ответила девочка. - Всем детям досталась булочка, одной мне нет.
- Не плачь, - сказал ей человек. - Я помогу твоему горю. Я стану...
Три дуба
Жила одна женщина. Был у нее сын. А муж бросил ее одну с ребенком и уехал далеко. Не слал он ни писем, ни телеграмм. Да женщина и сама не хотела о нем ничего знать, вычеркнула из своего сердца. Пока ребенок был маленьким, он спокойно рос без отца и считал, что так и должно быть, что все маленькие дети живут, как он, с мамой, без папы. Он радовался утру, солнцу, облакам, бегал по траве, играл в мяч, и не было счастливей ребенка на свете.
Но когда он немножко подрос, то увидел, что у других детей, кроме матерей, есть отцы, и однажды он пришел к матери и спросил у нее: «Мама, а кто мой папа?»
Мать, чтобы не тревожить сердце сына, не стала говорить ему правду об отце. Она хотела, чтобы ребенок любил своего отца и гордился им. Во дворе стоял могучий дуб. Ни ветры, ни бури не могли сломить его. И мать сказала, что дуб - отец мальчика. Она сказала это в шутку, но сын принял это все всерьез. Он пришел к дубу и сказал: «Здравствуй дуб!» И дуб, шелестя своими зелеными листьями, ответил...
Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа и своим продолжением подтвердить название. Т. к. это развивающее упражнение, то строгих оценок оно не имеет. В целом можно проанализировать результат по следующим критериям:
• оригинальность сюжета;
• логичность изложения;
• цепкость памяти;
• эмоциональная насыщенность;
• литературность.
Приложение 4.
Памятка для родителей
1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки - вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры и компьютеры.
2. Заведите
дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые,
интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте
прочитанное.
3. Если
ребенок категорически отказывается читать, попробуйте
ему предложить то, чем он
интересуется. Например, если он
увлекается рыцарями, найдите ему
художественные произведения, энциклопедии по этой теме.
4. Если
ребенку понравились часы совместного вечернего чтения,
но он никак не хочет читать сам,
пойдите на маленькую хитрость.
Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и
предложите сыну или дочке прочесть
книгу дальше, а потом вам рассказать, что там произошло.
5. Не
гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте
правильности прочтения слов,
интонации и содержанию. Учите ребенка
пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
6. Начинать
подготовку домашних заданий лучше с чтения, т. к.
оно помогает ребенку включиться в
работу, но не перегружайте
сына или дочку ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у
школьника не больше15 минут.
7. Никогда
не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или
просмотра телепередачи. Иначе он
привыкнет воспринимать чтение как наказание.
8. Никогда не отговаривайте ребенка от чтения той или иной книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то все же лучше, чем ничего. Но сами предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). Чем позже он начнет читать комиксы, детективы и т. п., тем лучше.
9. Приучайте сына или дочку бережно относиться к книгам. Если, впервые годы жизни, этого трудно избежать, то школьник должен понимать, что писать в книгах, вырывать страницы, загибать их, бросать книги, где попало, некультурно.
10. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
11. Если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна, не настаивайте. Отложите ее на время.
12. Запишите ребенка в библиотеку, научите пользоваться ей, вместе выбирайте книжки для чтения на первых порах.
13. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т. д.
14. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
15. Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, обязательно проконсультируйтесь у психолога, дефектолога, логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.
16. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
17. В течение дня выделите время для чтения, удобное сыну или дочке.
18. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
19. Если ребенку сложно читать самостоятельно, на первых порах читайте ему вслух заданный текст, затем пусть сын или дочка прочитают его сами, а вы поправляйте их. Либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок.
20. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
21. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
22. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.