Пояснительная записка к презентации на родительское собрание
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Разработала Кашина Анна Ивановна,
воспитатель Школы-интерната №13,
г.Екатеринбург, 2018г.
Слайд 1. Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Этот Процесс обучения должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.
Слайд 2. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях.
Слайд 3. Проблема!!! Соблюдение режимных моментов учениками!
Мытье рук после улицы, после туалета, перед едой.
Поведение в столовой: разговоры во время приема пищи, неуважение к продуктам питания, Умение самостоятельно раздеться и одеться, сложить свои вещи, чтобы не потерять. Поведение в общественном туалете. Опрятный внешний вид (чистая школьная форма, прибранные волосы и ногти).
Слайд 4-9. Наша школа и педагоги создали направления дополнительных занятий, как:
Настольный теннис – олимпийская дисциплина, позволяет улучшить как зрение, так и здоровье в целом, а так же нравится детям благодаря игровой форме.
Хор –– как вид коллективного музицирования, сплачивает детей, дарит им минуты общения, дружбу, понимание.
Мир вокруг нас – воспитание чувства единства с природой, сознание бережного отношения к ней.
Библиотека – знакомство детей с новыми и известными авторами, их жизнью и творчеством.
Хореография - замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, хорошей осанки, уверенности в себе.
Слайд 10. Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое? Почти каждый родитель может привести примеры того, что в быту ребенок вполне самостоятелен, его действия не требуют вмешательства взрослого, а в школе он растерян, несобран, ждет подробной инструкции и не может самостоятельно выполнять учебные задачи. В чем же дело? Ответ на этот вопрос достаточно прост: житейская и учебная самостоятельность — разные явления. Поэтому задолго до школы нужно развивать у ребенка самостоятельность, связанную с познавательной деятельностью.
Самостоятельность второклассника имеет относительно ограниченный характер. Психика младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей.
Рассмотрим этапы развития самостоятельности
1. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). МЫТЬЕ РУК.
2. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности). ПОДГОТОВКА ОБУВИ С ВЕЧЕРА.
3. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
Очень часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, т.к. это для них проще и удобнее."Я все сделаю сама, так будет в десять раз быстрее!" Знакомые слова. Все мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда быстрее и проще сделать что-то за ребенка, чем ждать, пока он справится сам. А это неправильно. Эти навыки - не врожденные, и ими нужно овладеть с практикой. Изменения необходимо начать с себя.
Слайд 11. С чего же начать процесс самостоятельности?
Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом- выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).
Слайд 12 . Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать.
Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам. Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова.
Слайд 13. Собирайте портфель вместе. Прочтите вместе вслух расписание, обговорите, что нужно положить для каждого из предметов. Спустя какое-то время начинайте самоустраняться от этой задачи - просто напоминайте ребенку расписание и просите затем показать, как он собрал вещи. Добавьте самостоятельности, предлагайте выносить его в прихожую с вечера, чтоб утром просто взять и выйти.
Слайд 14. Какие же рекомендации дают психологи:
Предоставьте ребенку его права. Помните, что он имеет право на одиночество (хоть иногда!), на выбор по собственному желанию занятия, время препровождения, друзей и участников его деятельности. Ребенок имеет право распоряжаться своим временем и собой. Кроме этого ваши дети имеют право быть равноправными членами семейного коллектива. Постарайтесь проанализировать взаимоотношения между взрослыми членами семьи и ребенком. Предоставили ли вы вашему сыну или дочери право не только принимать помощь от других, но и по собственному побуждению оказывать свою помощь? Или, может быть, любая инициатива ваших детей наказуема («Кто тебя об этом просил?»)? И наконец, имеет ли право ваш ребенок на свое мнение, на свои самостоятельные действия, которые не согласованы с вами? Или вам не приходит в голову привлечь его к общему семейному разговору, вы не спрашиваете его совета, а, наоборот, частенько говорите: «Не слушай разговоры взрослых», «Это тебя не касается»?
Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.
Чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, а главное, почувствовал необходимость быть таковым, определите область его ответственности за часть его собственных и общесемейных дел. Перестаньте постоянно опекать свое чадо, откажитесь от «инструктивной» педагогики, когда вы предугадываете каждый его шаг и по мелочам инструктируете.
Хвалите ПОСТУПКИ ребенка, за любую инициативу. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Дети хорошо чувствуют ее несправедливость, но вместе с тем быстро привыкают к тому, что их захваливают. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач. Если вы будете делать это часто, то постепенно школьник научится сам себя контролировать и оценивать.
Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели. Воспользуйтесь уже известным вам приемом: вместе с ребенком составьте список дел, которые он должен выполнять сам, красиво оформите его на листе бумаги и поместите на видное место — над письменным столом, у кровати. В таком списке могут быть представлены, например, следующие обязанности школьника: вечером подготовить портфель; проверить по расписанию уроков, все ли задания выполнены; навести порядок на письменном столе; перед уроком рисования проверить, заточены ли карандаши; не забыть взять сменную обувь и физкультурную форму на хореографию и здоровячок, и т.п.
И ПОМНИТЕ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ – ВАШИ ДЕТИ!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.