Родительское собрание «Проблемы компьютерной зависимости»

  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • docx
  • 24.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: • способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером; • предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью учащихся. Форма проведения: круглый стол. Вопросы для обсуждения: • роль компьютера в учебных достижени¬ях школьника; • отрицательная сторона освоения информационного пространства; • методы борьбы с нерациональным использованием ПК в доме.
Иконка файла материала КОМП ЗАВИСИМОСТЬ.docx
Тема родительского собрания «Проблемы компьютерной зависимости» Задачи:   способствовать формированию понимания родителями опасности  «заболевания» детей компьютером;   предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью  учащихся. Форма проведения: круглый стол.  Вопросы для обсуждения:   роль компьютера в учебных достижениях школьника;   методы борьбы с нерациональным использованием ПК в доме.  отрицательная сторона освоения информационного пространства;  Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей, сочинение  «Роль компьютера в моей жизни»; выставка работ учащихся, выполненных с  помощью компьютера. I. Вступительное слово Ход   собрания Уважаемые папы и мамы! Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам   не   на   словах,   а   на   деле   познакомиться   с   таким   магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий   преодолевать   многие   человеческие   личностные   слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т.д. Видимо,   наши   дети   рвутся   занять   место   у   компьютера   не   только потому,,  что   это   интересно,   ново,   необычно,   но   и   потому,  что   компьютер помогает   заменить   отсутствие   общения   с   близкими   людьми   общением   с техническим устройством. Безусловно, компьютер играет огромную роль в жизни человечества. Не меньшую роль он играет в учении школьников.  Учеба с помощью компьютера — это: 1 Написание текстов и упражнений. 2 Составление таблиц и диаграмм. 3 Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков. 4 Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора. 5 Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения  домашних заданий. 6 Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ,  докладов, рефератов. Возможность поиска информации по определенной учебной теме. 7.8. Возможность участия в олимпиадах различного уровня. Компьютер дает школьнику возможность: — находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах  и поселках; ( — бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения  собственных знаний и интересов; — посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения  писать письма. П.  Выставка работ учащихся, выполненных с помощью компьютера III Обсуждение сочинений «Роль компьютера в моей жизни» V. школьника»  Обсуждение   памятки   для   родителей   «Компьютер   в   жизни Профилактика «компьютерной зависимости» у детей. (информация для родителей) В   общем,   термин   «зависимость»   определяет   патологическое пристрастие  субъекта   по   отношению   к  чему­либо  (Аддикция).  Существует несколько   сотен   различных   аддикций,  названия   которых   обычно   включают предмет   пристрастия:   еде,   сексу,   видеоиграм,   компьютерная   аддикция, аддикция   к   рыбалке,   азартным   играм,   играм   на   бирже,   аукционам   и   т.п. Зависимость   по   отношению   к   химическим   веществам   (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, Такое многообразие связано вовсе не с тем, что существует масса явлений или субстанций, способных вызывать патологическое   влечение.   Источник   или   причина   пристрастия   к   чему­либо находится   не   в   окружающем   мире,  а   внутри   человека,   в   его   голове.   В условиях   психотравмирующей   ситуации   или   хронического   стресса   многие люди, естественно, не обремененные знаниями по психологии и психотерапии, склонны решать проблему путем ее полного отрицания или же ухода от нее. Термин   «компьютерная   зависимость»   определяет   патологическое пристрастие   человека   к   работе   или   проведению   времени   за   компьютером. Впервые   о   компьютерной   зависимости   заговорили   в     80­х     американские ученные.   В   наше   время   термин   «компьютерная   зависимость»   все   еще   не признан   многими   ученными,   занимающимися   проблемами   психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет­зависимость и игромания. Здесь же, кстати сказать, и о сотовых телефонах, которые так же становятся причиной возникновения аддикции?  Возможно, в широком смысле, следует говорить о "кибераддикции" ­ зависимости   от   виртуальной   среды,   созданной   благодаря   компьютерным технологиям.В России долгое время бытовало ошибочное представление о том, что Интернет   непосредственно   вызывает   пристрастие.   Хочу   подчеркнуть,   что Интернет   ­   это   средство   коммуникации,   наравне   с   телевидением,   радио, телеграфом, телефоном, газетами и журналами. И пристрастие возникает в голове человека и связано с его отношением к вещам или явлениям. Сами же явления здесь не причем. Интернет, как и сам компьютер   ­ это средство коммуникации, так же как и автомобиль ­ средство передвижения. Несмотря на тысячи жертв транспортных аварий, еще никому не приходила в голову идея   обвинять   в   этом   транспорт   и   тем   более   запрещать   этот   способ передвижения. Не стоит это делать и в отношении компьютера и Интернета. Так   что   же   делать   с   нашими   опасениями   за   физическое   и психическое здоровье наших детей? К сожалению, инструкции к компьютерным играм, как и рецензии на их содержание, не всегда соответствуют реальной начинке. Поэтому родителям самим   нужно   просматривать   те   игровые   диски,   которыми   пользуется   их ребенок. Но  запреты здесь не помогут. Не секрет, что игромания – следствие психологических  проблем.  Иногда  вся  беда  в  том,  что у «подсевшего»  на компьютер   виртуальный   дом   лучше   реального.   Чаще   всего   игровая зависимость рождается на почве каких­то неудовлетворенных потребностей.  Сложность   заключается   в   том,   чтобы   провести   границу   между "нормальной" увлеченностью и "ненормальным" влечением. Говоря упрощенно, склонность может быть здоровой, патологической или совмещать в себе оба эти понятия. Увлеченность, желание приобретения новых  знаний, реализации  творческого  потенциала  и  самовыражения.  Даже некоторые нездоровые пристрастия могут включать в себя эти положительные характеристики.   Но   в,   по­настоящему,   патологических   склонностях равновесие   нарушено   ­   негативные   факторы   перевешивают   позитивные.   В результате   теряется   способность   нормально   функционировать   в   реальном мире. Если ваш ребенок чрезмерно увлекся игрой, попытайтесь выяснить, что он   получает   за   монитором:   чувство   собственной   полноценности? Компенсацию   отсутствия   близости   в   семье?   Возможность   самостоятельно принимать решения? Или просто забытье? Во всем это лучше разобраться, а потом уже думать об избавлении от зависимости. А что же вообще привлекает человека в компьютерных играх? Почему виртуальный мир становиться ближе, чем реальный? Как   формируется   компьютерная   зависимость   и   каковы   пути освобождения от нее? Можно выделить два основных фактора, формирующих компьютерную зависимость и делающих виртуальный мир более привлекательным, нежели реальный. Назовем их условно уход от реальности и принятие роли.Уход   от   реальности  –   это   уход   человека   от   реальных   жизненных проблем и ситуаций. Это уход в несуществующий мир, где не надо не надо ни за что отвечать,  где нет проблем во взаимоотношениях с другими людьми, где все   дозволено   и   где   самые   глубинные   скрытые   желания,   даже   если   они порицаемы обществом и моралью, например ненависть и убийство, могут быть выпущены   наружу   и   реализованы.   В   этом   мире   существуют   только   «Я» человека и его желания.  Проживая   жизнь   в   виртуальном   пространстве,   человек   настолько погружается в этот вымышленный мир, что неосознанно пытается перенести законы игрового мира на реальный. Вполне закономерно, что он встречает непонимание и отпор, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Так, “со временем, реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Один компьютерный фанат, который увлекается в основном играми типа action сказал: “Когда я встаю из­ за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня   в   игре.   Без   него   я   чувствую   себя   беззащитным,   поэтому   стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть.”  Подводя   итог,   можно   сказать,   что   постоянный   уход   от   реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира.  Второй   фактор   –  принятие   роли.   Способ   познания   мира   путем принятия на себя какой­то роли особенно ярко выражен в детском возрасте. Ребенок представляет себя в роли кого­то существующего или вымышленного персонажа. Он имитирует в своем поведении образ жизни своего героя, через это, тем самым, пытаясь понять мир, в котором он живет, людей которые его окружают, вырабатывая правила социального общения и нормы поведения в жизни.   Кроме   того,   в   игре   он   пытается   воплотить   тот   образ   жизни   и поведения,   который   привлекает   его,   который   раскрывает   его   натуру, реализует   потенции   или   социальные   установки,   но   не   может   быть   им реализован   на   данный   момент   развития   в   силу   его   физиологической, психологической и социальной незрелости.  Компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, он ­ супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать   себя   им,   т.к.   в   реальной   жизни   такие   ощущения   испытать большинство   людей   не   имеют   возможности.   Далее,   чем   больше   человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу "им реальным" и "им виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре   и   отстраняет   от   реальной   жизни,   к   тому   же,   если   последняя   сера   и обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем,личность   начинает   реализовываться   в   игровом   мире,   а   не   в   реальном. Безусловно,   это   влечет   ряд   серьезных   проблем   в   развитии   личности,   в формировании самосознания и самооценки”. Как можно заметить, в основе механизмов возникновения компьютерной зависимости лежат глубоко скрытые комплексы и нереализованные потенции. На   типичном   примере   попытаемся   проследить,   как   психологические проблемы влияют на формирование игрового пристрастия.  Наверное, каждый родитель, положа руку на сердце, признается себе в том,   что,   кто­то   постоянно,   а   кто­то   время   от   времени,   уличает   своего ребенка   в   том,   что   он   что­то   сделал   неправильно.   Обобщенно   это   можно сформулировать следующим образом: «Ты не на что не способен!» или «Ну что  после  этого  от  тебя  ожидать?!» Что  греха таить!  Подобные  ситуации происходят   ежедневно   в   большинстве   наших   семей.  При   таком   подходе   к воспитанию, у ребенка постепенно вырабатывается внутренняя установка: «Я не на что не годен». Ему становится не интересно как­то проявляться, т.к. он заранее знает, что, чтобы он не сделал, даже если все сделано правильно с учетом   его   возрастных   способностей   и   возможностей,   то   он   все   равно услышит   упрек.   Постоянные   упреки   влекут   за   собой   разочарование   и неудовлетворенность.   В   очередной   раз   ощущать   подобные   разрушительные для личности чувства ему не хочется. Он закрывается и занимает позицию – «а   мне   все   равно».   Его   жизнь   становится   бездеятельной,   лишенной творческого   начала,   т.к.   его   внутренняя   установка   говорит   о   том,   что   за каждое проявление себя последует наказание, а для того чтобы этого не было, лучше   «не   высовываться».   В   то   же   время,   у   каждого   человека   есть потребность в собственном проявлении. Внутренняя установка – «я не на что не   годен»   перекрывает   нормальную   реализацию   себя,   рождая   комплекс собственной неполноценности и ущербности.  Ребенок растет. Наступает время полового созревания и вместе с ним старый комплекс в виде: «А вдруг у меня ничего не получится? А вдруг меня будут   ругать   или   надо   мной   будут   смеяться?»  Подобные   мысли   сразу   же “зажимают” человека. Он не дает сам себе совершать поступки, в которых он мог бы проявиться. Но человек не может постоянно находиться в “зажатом” состоянии.   Ему   нужна   “отдушина”.   Начинается   неосознанный   поиск психологической компенсации.  Компьютерные игры дают прекрасную возможность для этого. Однажды сыграв в какую­то игру и достигнув какого­то результата, человек получает удовлетворение, как от “реализации” своих способностей, так и от осознания того, что он – не никчемность, он на что­то годен. Это, во­первых. Во­вторых, даже если бы он и проиграл в игре, то всегда есть возможность переиграть и за поражение тебя никто не упрекнет, т.е. при такой “реализации“ своих желаний и   допускании   ошибок,   комплекс   не   проявляется.   И   в   третьих,   т.к. компьютерные   игры   очень   популярны,   то   есть   возможность   пообщаться   с такими же игроками, рассказать о своих достижениях и получить, если невосхищение, то признание. Человек находит среду, в которой он чувствует себя   значимым.   Появляется   свой   отделенный   мир,   в   котором   личность формируется   на   основе   виртуальных   побед   и   достижений.   У   человека создаются  ложные  представления   о   самом   себе   и   своих   способностях.  С этими представлениями он пытается жить в реальном мире, который тут же разрушает их. Оказывается, в обычном мире ценности компьютерного игрока расходятся с общечеловеческими ценностями, а то и прямо противоречат им. Притязания   на   противоположный   пол,   подчас   смешны,   а   проявления неадекватны, т.к. живого опыта общения с девушками практически нет. Такие качества,   ценящиеся   в   обществе,   как   чуткость   и   душевность,   находятся   в “замороженном”   состоянии.   Наступает   разочарование.   Вновь   всплывают старые комплексы. И что самое страшное для такого человека – разрушается его   псевдоличность.   А   это   значит   снова   ощущать   себя   ущербным   и неполноценным.   Чтобы   заглушить   это   чувство,   как­то   “укрепить”   себя, человек   снова   бросается   в   виртуальный   мир   (уход   от   реальности),  где   он значим,   одобряем   (принятие   роли)   и   где   он   может   компенсировать   свои неудачи и разочарования в жизни.  Где же выход из этого порочного круга? Наверное,   первое,   что   должно   произойти   –   принятие   и   осознание игроком,   того   факта,   что   жизнь,   которую   он   ведет,   по   крайней   мере, неестественна и абсурдна. Что он много себя лишает и многое теряет в жизни. Далее   еще   должно     произойти   несколько   шагов   избавления   и   в   каких­то случаях возможно даже не без помощи психолога или психотерапевта. Нельзя сказать, что освобождение происходит за короткий период. На это требуется время, которое зависит и от самого человека, и от степени его “погруженности”   в   виртуальный   мир,   и   от   глубины   проблем,   его   туда загнавших. Если зависимость уже сформирована, проблему надо решать всеми возможными и доступными средствами. Целенаправленные усилия безусловно принесут желаемые результаты.  Сегодня   же   мы   говорим   скорее   о  профилактике  такого   рода зависимостей.  Существует   ли   гармоничная   форма   сосуществования   компьютера   и ребенка? Как бороться с «зарождающейся»  компьютерной зависимостью? На эти вопросы коротко не ответишь.  Для ребенка Вселенная — его семья, его родители. И если ребенок становится зависимым от компьютера, проводит дни и ночи за электронными играми или в Интернете, перестает нормально учиться, общаться со сверстниками — это не повод для введения паролей, установки защит или выкидывания компьютера на помойку. Это сигнал для того,   чтобы   задуматься   о   благополучии   в   собственной   семье.   И   понятие «благополучие», как вы можете догадаться, в данном случае никак не связано с материальным достатком. Ребенку должно быть место в семье. А оно тамбудет,   если   маме   с   папой   друг   с   другом   не   тесно.   На   мой   взгляд, компьютерная зависимость ребенка — это следствие  дисгармонии в семье. Искусственные   ограничения   не   дают   никакого   положительного   эффекта. Ребенку расти и жить в том мире, который мы имеем,  с тем телевидением, которое   у   нас   есть,  с  тем   компьютерным   бумом,  который   мы   наблюдаем. Оградить   ребенка   от   этих   явлений   означает   вызвать   его   неадекватную реакцию, когда он все­таки столкнется с этими проявлениями современного мира. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет: если папа предпочитает общению   с   мамой   сидение   перед   дисплеем   компьютера,   если   маме   легче погрузиться в переживания мыльной оперы, нежели поговорить с сыном или дочерью, то ожидать от ребенка другой реакции на компьютер и телевизор, по крайней мере, наивно. Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что нам самим, взрослым, удобнее заменить ими непосредственное общение. Рецепт от любой деструктивной зависимости  (будь   то   компьютер, телевизор, алкоголь или наркотик) — полноценное и гармоничное общение всех   членов   семьи.  А   семейная   гармония   это   не   Божья   благодать,    а результат кропотливого труда, терпения и огромного желания растить детей в мире и благополучии.  Как не допустить зависимость от компьютера?  Обеспечьте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие  интересы).  Приобщайте к домашним обязанностям с раннего возраста.  Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него  событий: радостей и огорчений,  проблем и достижений.  Расширяйте кругозор ребенка любыми доступными средствами:  рассказами, чтением, поездками, экскурсиями и пр.   Обязательно поощряйте любые его успехи в «реальной жизни» ­ в учебе  в творчестве, в спорте…  Познакомьте ребенка с временными нормами работы за компьютером.  Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.  Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Выработайте  вместе с  ребенком запрет на вхождение определенной информации.  Используйте компьютер в познавательных и образовательных целях.  Сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с  учетом своих норм, естественно). Что делать если  вы считаете,  что  зависимость уже есть?  Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис»,  то резкое отлучение его от источника удовольствия может привести ккардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома  и пр.).  Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.  Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые  можно получить от компьютера.  Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за  право принимать решения.  Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном  пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное,  их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые  временные рамки.  В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим  путем до установления нормы.  Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость  сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала  — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого  состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.  Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит,  зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность  ребенка, частично изменив его сознание.  Ищите психолога, имеющего опыт решения проблем компьютерной  зависимости.