Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Оценка 4.8
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 5
6 кл—11 кл +1
02.03.2017
Половое воспитание рассматривается как процесс, доступный любому возрасту, не представляющий трудностей, или очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта.
На половую идентификацию ребенка влияют семейные взаимоотношения.Вопросы пола - одни из самых сложных в воспитании подрастающего поколения. Из ложного чувства стыда многие родители стараются не касаться этой проблемы, пуская на самотек важные вопросы развития и воспитания детей в этой сфере. Поэтому дети получают искаженные сведения от друзей на улице и во дворе, в детском лагере и т. д. Проведение родительского собрания на данную тему разъясняет все вопросы, касающиеся воспитанию подрастающего поколения.
Доклад на общешкольном родительском собрании.docx
МБОУ КСШ №3
Кукморского муниципального района РТ
Доклад на общешкольном родительском собрании
«Семья – главный воспитатель
нравственнополового поведения детей»
Подготовила: педагогпсихолог
1 квалификационной категории Аблаева М.В.
1 Март, 2014
2 Вопросы пола одни из самых сложных в воспитании подрастающего поколения. Из
ложного чувства стыда многие родители стараются не касаться этой проблемы, пуская на
самотек важные вопросы развития и воспитания детей в этой сфере. Поэтому дети
получают искаженные сведения от друзей на улице и во дворе, в детском лагере и т. д.
Вопросы пола изучает наука сексология. Это название происходит от двух слов:
сексус пол, логос наука. Эта наука состоит из трех разделов: биологомедицинского,
социальноисторического и психологопедагогического.
Сексология связана с педагогикой,
медициной,
правоведением, культурномассовой и санитарнопросветительской работой и другими
областями знаний.
психологией,
биологией,
Половая зрелость это способность иметь потомство. Процесс полового созревания
охватывает значительный отрезок времени в жизни человека. Особенно интенсивен он в
подростковом возрасте, и происходит не всегда плавно, а как бы скачкообразно.
В возрасте 1315 лет мальчик физиологически может стать отцом. Он должен
понимать, что пора взросления это большое событие не только в биологическом, но и в
социальном плане, так как теперь он должен отвечать за собственное половое поведение. В
это время очень велика роль отца, учителямужчины или других старших по возрасту лиц
мужского пола в воспитании мальчикаподростка.
Девочка этого же возраста может стать матерью, но ни морально, ни материально она к
этому еще не готова. Поэтому задача родителей и педагогов воспитывать в дочери
высокие нравственные качества, ограждающие ее от раннего вступления в половые связи и
от раннего материнства.
В это время могут наблюдаться некоторые нарушения психики подростков. Иногда
эти нарушения требуют вмешательства специалистов (психоневрологов и психиатров), но
чаще всего у детей нарушается поведение на границе нормы. И здесь помощь могут оказать
сами родители, если будут знать причины таких нарушений.
Идет бурная перестройка всего организма, это сопровождается временным
нарушением процессов нервной системы. Меняется эмоциональный фон поведения. Эмоции
подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в
мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью и даже жестокостью в значимых
вопросах. Застенчивость легко переходит в развязность и даже грубость. Подросток
критикует старших, но не видит своих ошибок, завышает оценку своих достоинств и
возможностей. Или наоборот принижает собственные положительные качества.
Бурное нарастание массы мускулатуры (на 1012 % за 23 года) вызывает у мальчика
подростка ощущение прилива сил, желание продемонстрировать их, что при неправильном
воспитании выливается в хулиганские поступки. Поэтому одной из важных воспитательных
задач в это время является умелое, тактичное направление инициативы и стремления к
активной деятельности у старших подростков в русло правильных, общественнополезных
поступков (спортсекции, кружки, клубы по интересам, устройство летом на работу, помощь
в хозяйстве, дома и т. д.)
Непропорциональный рост тела и конечностей создает иллюзию неуклюжести.
Подросток, стесняясь своего бурного роста, начинает горбиться, сутулиться. Надо не
замечать его неловкости, подбадривать и объяснять, что это временное явление и что оно
3 пройдет, когда закончится половое созревание. Изменяются процессы возбуждения и
торможения в головном мозге. В результате одни становятся замкнутыми и нелюдимыми, а
другие, наоборот, вспыльчивыми и раздражительными. Надо иметь терпение общаться и с
теми, и с другими не криком и приказом, а беседой и убеждением, стараться достигнуть
понимания.
Изменения в нервной системе могут сопровождаться снижением работоспособности,
интереса к учебе. Подросток становится невнимательным, рассеянным, допускает ошибки,
которых ранее не было. Он может стать малоразговорчивым или, наоборот, чрезмерно
говорливым. Мастерство взрослых состоит в том, чтобы расшевелить первого и деликатно
умерить пыл второго.
В период созревания значительно изменяются отношения между полами: все более
усиливается влечение их друг к другу, желание нравиться. Подросток уже осознает себя
как личность определенного пола и активно демонстрирует соответствующее поведение.
Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Поэтому в переходный период детям
требуется особенно чуткое отношение родителей и педагогов, понимание происходящих
процессов. Нельзя отмахиваться от трудностей подросткового возраста, перегибать палку в
своих требованиях к подростку.
Однако и потакать появлению дурных наклонностей нельзя. Иногда подросток,
начитавшись книг о своем возрасте, говорит взрослым: «Что вы от меня хотите у меня же
переходный возраст?!», оправдывая свои неблаговидные дела и поступки, а родители не
желают замечать его невоспитанности, очарованные «умными» речами.
Детская мастурбация это проблема взрослых, потому что большинство родителей
избегают говорить об этом и признавать существование этого явления у своего ребенка.
Задача взрослого определить, не связано ли стремление ребенка обследовать свои
органы с заболеванием мочеполовой или нервной системы. Сделать это можно, обследуя
ребенка у детского уролога, педиатра, невропатолога. Не наказывайте ребенка за его
действия, которые свяжутся в сознании дитя со стыдом, запретом и страхом. Сексуальные
переживания будут ассоциироваться с болью и ужасом, если взрослый будет угрожать
ребенку: "отрезать писю или отбить руки". На нездоровой эмоциональной почве вырастут
сексуальные нарушения и извращения. Оставьте все, как есть, природе. Научите ребенка
знать и уважать собственное тело, соблюдать нормы и правила ухода за своими органами.
Займите ребенка разнообразными делами, чтобы он развивался не
только, как сексуальное существо, но и как существо мыслящее.
В подростковом возрасте происходят и изменения внутренних органов, особенно
сердечнососудистой системы. В это время могут появиться: «синдром юношеского
сердца», то есть учащенное сердцебиение, перебои в работе сердца, чувство боли за груди
ной, шумы в сердце, колебания кровяного давления (юношеская гипертония), внезапные
головокружения, обмороки и т. д. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом.
Большинство этих явлений с завершением периода полового созревания бесследно
исчезают, но некоторые могут сохраниться и даже прогрессировать. Поэтому
периодическое обследование врачами подростков и юношей является обязательным.
В период полового созревания возможно обострение хронических очагов инфекции в
миндалинах, придаточных полостях носа, бронхолегочной системе, почках и др. Причиной
могут быть глубокие перестройки в организме, так как ослабляются его защитные силы.
Из всего сказанного видно, что существуют определенные психические различия
4 между мальчиками и девочками. Поэтому с первых лет жизни в мальчике надо воспитывать
мужчину, а в девочке женщину. Как же это делать в семье?
В ясельном возрасте ребенок уже различает мальчика и девочку, а в 45 лет у него
возникает вопрос: «Как я появился на свет?». В этом же возрасте у него появляются и
первые влечения к противоположному полу: любимая девочка в группе или любимый
мальчик во дворе. Мальчик дружит с девочкой, не обижает ее, помогает ей, защищает от
других мальчишек во дворе. Девочка опекает мальчика, убирает за ним вещи, угощает его
сладостями и т. п. Взрослые не должны смеяться над такими отношениями, не должны
пресекать эти влечения. Со временем они пройдут сами собой. К началу школьного
возраста в поведении девочек появляются такие черты, как застенчивость, стыдливость,
элементы кокетства, они перестают дружить с мальчиками. Но начиная с подросткового
возраста, с периода полового созревания, когда происходит осознание биологической роли
и физиологических особенностей мужчины и женщины, влечение к противоположному полу
проявляется вновь.
У девочекподростков эти изменения выражаются в стремлении привлечь к себе
внимание. Здесь используются и особенности поведения, и одежда, и украшения, и
косметика, и многое другое. Запрещать этого нельзя, это равносильно тому, чтобы
выступать против самого женского естества, женской сексуальности. Ведь для того чтобы
мужчина стал ухаживать за женщиной, он должен обратить на нее внимание. Но все это
хорошо в меру. Надо внушать девочке, что хорошо, а что плохо, что ее украшает, а что
уродует и даже приносит вред здоровью. В это время возникает симпатия между
подростками разного пола. Запретить дружбу подростков девочек и мальчиков порой
просто невозможно. Их влечение может быть таким сильным, что нередко никакие
убеждения, запреты, наказания и даже высмеивания не дают положительных результатов.
Подростки могут идти на конфликты с родителями, учителями, даже убегать из дома. Это
проявление возрастной гиперсексуальности подростков. И в это время очень важно не
перегнуть палку и не подтолкнуть подростков к уединению и половой близости, надо
стремиться к тому, чтобы все их контакты были на глазах у взрослых.
Половое воспитание базируется на половом образовании, то есть обучении и
просвещении детей с целью усвоения ими знаний по сходству и различию между мужчиной
и женщиной. Но это не основная цель, так как образованность не равнозначна
воспитанности.
Главная роль здесь принадлежит семье, отцу и матери. Нормальный психологический
климат в семье основа жизненного благополучия. Семья это та ячейка общества, где
ребенка быстрее всего поймут и помогут ему. К сожалению, не все родители понимают, что
им надо не только одевать и кормить своих детей, но и решать многочисленные сложные
вопросы воспитания, в том числе и полового.
Самый главный и нужный воспитатель это пример высокой нравственности
родителей. Он сильнее всяких поучений. Огромный вред воспитанию наносят родители,
которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные
анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, не уважают друг друга.
Ссылаясь на занятость, родители отмахиваются от его вопросов, вплоть до грубого
окрика, запрета, наказания. Так утрачиваются откровенные взаимоотношения ребенка с
родителями, и он начинает искать источник информации для своих вопросов на улице.
Такая подмена родительского воспитания «самовоспитанием», в надежде на то, что
5 «вырастет поймет», является неверной и опасной. Особенно это опасно в половом
воспитании. Физиологические изменения подростков пугают их, вызывают недоумение,
стыд, замкнутость, или, наоборот, развязность, могут привести к различным извращениям,
ранней половой жизни. Сыну и дочери надо рассказать об этих изменениях, научить их
соблюдать меры гигиены. Нечего здесь стесняться и стыдиться родителям, это ес
тественное биологическое явление, свойственное всем представителям живой природы. В
крайнем случае по просьбе родителей это может сделать врач или другой человек,
имеющий соответствующие знания.
Важно беседовать индивидуально, чтобы ребенок не стеснялся спросить обо всех
волнующих его моментах. С дочерью беседует мать, с сыном отец. В школе эти знания
расширяются на уроках биологии, во время специальных бесед с врачами, где подросткам
будет предложена соответствующая литература.
Итак, в 45 лет у ребенка возник вопрос: «Откуда я взялся, и вообще, откуда берутся
дети?». Не надо запрещать такие вопросы, но и говорить всю правду о деторождении в
таком возрасте нельзя. Ответы типа «тебя принес аист», «тебя нашли в капусте» недопус
тимы, так как ребенок может на улице услышать чтото другое, грубое и вульгарное.
Поэтому можно ответить, например, так: «Ты вырос у мамы в животе» или «Я тебя родила
в родильном доме».
Отец может сто раз твердить сыну о бережном рыцарском отношении к женщине, но
это не даст положительного результата, если он сам похамски относится к своей жене или
цинично говорит о других женщинах. Мать не вырастит высоконравственную дочь, если
сама допускает вольное поведение.
Поведение родителей в семье является той моделью, которой подражают дети.
Отстранение отца от воспитания может привести к тому, что сын не готовится к мужской
роли в жизни, у него усваивается «женский» тип поведения. Такие мальчики часто робкие,
менее зрелые, не хотят служить в армии, предпочитают женские занятия. Иногда мальчики,
воспитанные без отца, становятся, наоборот, агрессивными, жесткими, как бы в противовес
женскому окружению. Их поведение доставляет много хлопот школе. В семейной жизни
они, как правило, не способны сопереживать, управлять своим поведением, а
мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п.
Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о
мужественности, в будущем им будет трудно понять мужа и сына, они не смогут в должной
мере исполнять роль жены и матери.
Плохо, если в семье жесткий отец и всепрощающая мать. От отца в современной семье
следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости,
рассудительности, справедливости в оценке событий. Не грубые выкрики, а благородство,
уважение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого
вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье.
От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты,
способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность
всегда прийти на помощь.
Дети всегда подражают взрослым, поэтому только в семье они могут научиться
правилам, умениям и навыкам семейного поведения, отношениям между полами.
Надо обратить внимание ребенка на то, что об этом все знают, но говорить без
необходимости об этом не следует. Знать же об этом надо потому, что и у человека
6 происходит почти то же самое.
Знакомить со всеми этими фактами надо постепенно, не в один прием, не перегружать
ребенка специальными знаниями. Важнее обращать внимание на нравственную сторону
вопроса. Внушать ребенку мысли об интимности, сокровенности, но не постыдности всего,
что связано с половой сферой. Со всеми подряд не следует обсуждать эти вопросы, только
с родителями, медработниками и на уроках биологии.
У многих молодых людей не воспитано понимание интимности любовных отношений.
И поэтому свое глубоко личное чувство они не стесняются выражать на виду у всех
слишком уж безудержными поцелуями, вульгарными объятиями, а порой и совсем
бесстыдными позами, чрезмерно откровенно намекающими на физиологические
взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Поэтому в беседах с молодыми людьми
надо подчеркивать, что такая демонстрация своих чувств оскорбительна для настоящей
любви. Она отражает неуважение и к себе, и к своему партнеру.
Девушки должны помнить, что их слишком свободное поведение осуждается в среде
юношей, они называют таких девушек доступными, дешевыми или еще того хуже. А на
вопрос: «Хотели бы вы, чтобы вашей женой стала слишком развязная, легко доступная
девушка?» многие юноши дают отрицательный ответ.
Родители должны учить молодых людей, что любовь это не грубый секс, а высокое
благородное чувство, основанное на взаимном уважении, на ответственности друг за друга,
на восхищении моральными качествами партнера.
Здоровый психологический климат в семье, атмосфера любви и дружбы,
взаимоуважение это залог правильного семейного воспитания. Итак, мальчика и девочку
ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они поразному говорят и молчат,
чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок
такими, какие они есть, такими разными и посвоему прекрасными, какими создала их
природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не
сломать – зависит только от нас с вами.
Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не
имеют отношения к вам. Но предупреждён – значит вооружён. Если вам случится когда –
нибудь столкнуться с проблемой, о которой мы рассуждали, вы, по крайней мере, будете
знать её истоки и пути разрешения.
7
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Родительское собрание «Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.