Первое родительское собрание
Тема: «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
Приветствие
- Добрый вечер уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно добрый…
Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.
Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.
Здравствуйте мамы мальчиков __________ мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».
Здравствуйте мамы девочек ____________мамы девочек скажите «Здравствуйте».
Здравствуйте папы мальчиков __________ папы мальчиков скажите «Здравствуйте».
Здравствуйте папы девочек ____________папы девочек скажите «Здравствуйте».
Рождение ребёнка – это радость в доме _______кто согласен скажите громко «да»
Ребёнок надежда и будущее родителей _______кто согласен скажите громко «да»
Дети это гордость родителей_________________ кто согласен скажите громко «да»
У кого самый замечательный ребёнок_______________ громко крикните « у меня»
У кого самый любознательный ребёнок ____________________скажите «молодец»
У кого самый спортивный ребёнок _________________________потопайте ногами
У кого ребёнок родился весной, _____________ крикните - «веснушка»
У кого ребёнок родился зимой, _______________ крикните - «снежинка»
У кого ребёнок родился осенью, ______________крикните – «дождинка»
У кого ребёнок родился летом, _______________крикните – «радуга»
Кто помнит, в каком классе учится ваш ребёнок, _____крикните «я» и назовите класс.
Кто ответил на все вопросы, _________ похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.
Любите и берегите своих детей!!!
Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие в пользу других общественных учреждений. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Это первая школа воспитания растущего человека, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она- целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения. Опыт «жить среди людей». Любая педагогическая система без семьи- чистая абстракция.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и детский сад, так как семья и сад — это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитателя, учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Детский сад ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Детский сад может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету, предложенную на доске. За время собрания дайте ответы на вопросы, и если где-то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.
Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
II Практическая часть.
1.Упражнение «НАСЛЕДСТВО».
Инструкция:
Перед каждым из вас на столе лежит белый лист, разделенный на 4 квадрата.
Заполняем этот “квадрант”.
“+” - качества, которые вы хотите видеть у своего ребёнка, запишите их.
Но ваш ребёнок также живёт в социуме и обладает отрицательными качествами, которые вам возможно не нравятся, но они всё равно есть. Какие это качества, напишите.
Теперь внимательно посмотрите на то, что у вас получилось. Соедините стрелочками те качества, которые прослеживаются из поколения в поколение.
А качества, которые нигде не прослеживаются? Как могло появиться оно – это качество, откуда оно? У вас есть великолепная возможность проанализировать ближайшее окружение вашего ребёнка, а также задуматься над собственными качествами, собственным примером. Ведь не зря же говорят, что “От осинки не родятся апельсинки”, а “Яблочко от яблоньки далеко не падает”.
(Даётся время на анализ и саморефлексию)
2.Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.
- Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Хорошо ли, я знаю своего ребенка. Ваша задача - попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.
(Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для дальнейшего анализа ситуации в семье.)
3.Упражнение «Закончи предложение»
- Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.
Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1) ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть);
2) ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится... (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других);
5) ребенка хвалят, он учится... (быть благородным);
б) ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей);
8) ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится... (находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.
III. Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Детский сад и семья помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, Поймут все без труда.
Слова порой запутаны, Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник, Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -Вот лучшая из школ.
И если все мне показать, Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить. И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.
Тест "Какие Вы родители?"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
Результат
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
\
Притча «О счастье и семье»
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нам
Тест "Какие Вы родители?"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: да -2 балла, иногда -3 бала, нет- 0 баллов.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
Тест "Какие Вы родители?"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: да -2 балла
Иногда -3бала, нет- 0 баллов.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Где
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
в семье лад, не нужен и клад. Дети – зеркало семьи.
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего
ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
Тест: « Хорошо ли, я знаю своего ребенка»
1. Самое любимое занятие
вашего ребенка?_____________________________________
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый,
по мнению ребенка?________________
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок
(любимое блюдо)?__________________
4. Любимая сказка вашего ребенка?_____________________________________________
5. Напишите имя лучшего друга или подруги
ребенка. ___________________________
«+» и «-» Моей бабушки и моего дедушки |
«+» и «-» Моих родителей |
|||
|
|
|
|
|
Мои «+» и «-»
|
«+» и «-» моего ребенка
|
Какие качества личности, я хотел бы видеть в своем ребенке. |
||
|
|
|
|
|
Упражнение «Наследство»
1) ребенка постоянно критикуют, он учится...
2) ребенок живет во вражде, он учится...
3) ребенок растет в упреках, он учится...
4) ребенок растет в терпимости, он учится...
5) ребенка хвалят, он учится.
6) ребенок растет в честности, он учится…………..
7) ребенок растет в безопасности, он учится...
8) ребенка поддерживают, он учится……
9) ребенка высмеивают, он учится...
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится... (находить любовь в этом мире).
1. ненавидеть
2. быть агрессивным
3. жить с чувством вины
4. понимать других
5. быть благородным
6. быть справедливым
7. верить в людей
8. ценить себя
9. быть замкнутым
10. находить любовь в этом мире
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.