МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №3»
Подготовила воспитатель:
Попова Оксана Викторовна
«Роль физкультурных и вале логических занятий в развитии ребенка – дошкольника»
Тема моего доклада «Роль физкультурных и вале логических занятий в развитии ребенка – дошкольника». Хотелось бы начать свое выступление с понятий.
Так как в нашей дошкольной образовательной организации есть инструктор по физической культуре, то более подробно я остановлюсь на валеологических занятиях.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
Я считаю, что у ребёнка - дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него.
Игры, беседы, и прочие мероприятия по валеологии начинают проводиться с детьми раннего возраста. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.
Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была и остаётся моей основной задачей. Для этого я даю детям в доступной для них форме элементарные знания. Малышей знакомлю с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д.), их назначением. Использую различные потешки:
Водичка, водичка умой мое личико,
Чтобы глазки горели
Чтобы щечки блестели и т.д.)
следовательно, у детей формируются гигиенические навыки.
С ребятами начинаем делать массаж и самомассаж, где закрепляю названия частей тела. Например: пальчики, ручки, голова, брови, носик, подбородок, лоб, затылок и т. д. Также детям очень нравятся пальчиковые игры, с их помощью они легко и быстро запоминают названия пальцев.
Особенно хорошо закрепляются полученные знания на утренней гимнастике – «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», которая проводится ежедневно. При составлении комплексов утренней гимнастики соблюдаю вариативность содержания и характер. В своей практике, наряду с традиционной утренней гимнастикой я использую разные её типы и варианты, с разным спортивным оборудованием, зарядку в стихотворной форме. Составлена картотека комплексов утренней гимнастики.
Проводимые мной физкультурные занятия такие как: «Путешествие за витаминками», «Чудо – носик» и т.д., применялись игровые приемы и методы для поддержания положительного эмоционального настроя воспитанников. Так же использую наглядно-слуховые приёмы, которые способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, сопровождаются прибаутками, чтением стихов. Например, ребёнок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения:
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Топ, топ, топ, топ —
Шагают наши ножки.
Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки здорового образа жизни. В структуру занятий вплетена различная оздоровительная деятельность: дыхательные упражнения («Надувалочки», «Одуванчик») позволяют детям улучшить настроение, доступно объяснить им значение насыщения легких кислородом, прививаю ребятам чувство ответственности за свое здоровье, двигательные упражнения, точечный игровой массаж ушных раковин, рук, лица («Козочка», «Дятел», «Птички», проводимый с дошкольниками, способствуют повышению сопротивляемости организма к заболеваниям.
Включаю в занятия упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы «Змейка», «Солнышко», ходьба по дорожкам здоровья. (Это для детей младшего возраста).
Чем старше становятся дети, тем больше работы с ними можно провести по формированию здорового образа жизни.
Одним из этапов работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют. В старшем дошкольном возрасте подвожу детей к понятию организм, знакомлю с внутренними органами.
Также проводится зарядка и занятия по ФИЗО инструктором по физической культуре.
В группе с детьми в режимные моменты проводятся различные тематические беседы: «Что такое зарядка»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д. Также в своей работе использовала дидактические игры «Полезно - вредно», «Витаминное лето» и т.д. Во время занятий использую физминутки для расслабления мышц и офтальмотренаж. Также проводится зарядка после сна.
Известно, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. В них свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие служат для формирования личностных качеств ребенка: доброта, ответственность, коллективизм. Игра формирует высокую нравственность.
Задача игр - укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. На прогулке стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Для этого планирую провести родительское собрание «Здоровье ребенка в руках взрослых».
Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.