Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей
Оценка 4.6

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

Оценка 4.6
docx
23.02.2022
Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей
Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей.docx

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

 

 

       Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – это одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

       Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, так как в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

      Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник это - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.

Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1)Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.

2)Его принадлежность к подлинному искусству.

3)Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.

      Литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка, раннего возраста, в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению. С 3-4 лет, читая сказки А. Пушкина, басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого и др. Читать детям должны и родители дома, не только воспитатели в детском саду. Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падет на настоящую литературу.

      Важно как можно раньше познакомить дошкольника с различными произведениями, как русской, так и зарубежной литературы. Это позволит ему выбрать то, что действительно понравится. В раннем детстве ребенок художественный текст воспринимает на слух, поэтому важно, чтобы литературное произведение принадлежало к настоящему искусству, а не было бы убогим подобием его.

      Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок" (для младших дошкольников), "Василиса Премудрая", "Иван-царевич и серый волк" (для старших дошкольников).

      При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

 

Список художественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса.

 

     Малые жанры фольклора: Детские песенки, потешки: "Идет коза рогатая...", "Кошкин дом", "Жили у бабуси...", "Пальчик-мальчик...", "Сорока, сорока...", "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке...", "Уж ты, радуга-дуга...", "Гуля, гуля...", "Петушок, петушок...", "Вот и люди спят...", "Поехали, поехали...", "Наша Маша маленька...", "Дождик, дождик...", "Скок-поскок...", "Солнышко катилось...", "Ночь прошла...", "Ты рябинушка...", "Ножки, ножки...", "Катился месяц...", "Зайчишка-трусишка...", "Огуречик, огуречик...", "Иголка, иголка", "Уж ты, котинька-коток", "Ходит конь по бережку...", "В печи калачи..." и д.р.

      Русские народные сказки: "Коза-дереза", "Петух да собака" (обр. К. Ушинкого), "Лисица и тетерев" (обр. Л.Н. Толстого), "Колобок", "Теремок", "Репка" (обр. К. Ушинского), "Курочка Ряба" (обр. К. Ушииского), "Соломенный бычок", "Лисичка-сестричка и волк" и д.р.

Литературные сказки: А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", К. Чуковский "Муха-цокотуха", "Федорино горе", "Мойдодыр", Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка".

      Стихотворные произведения: А. Майков "Голубенький, чистый...", А. Плещеев "Травка зеленеет...", А. Пушкин "Ветер по морю гуляет...", А. Блок "Зайчик"; Д. Хармс "Кораблик", "Веселые чижи", А. Барто "Игрушки". В. Берестов "О чем поют воробушки", "Веселое лето", "Песочница", "Карусель", "Юла". С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", "Мяч".Э. Мошковская "Мчится поезд", "Гав! Гав!". И. Токмакова "Как на горке". Э. Успенский "Тигр вышел погулять".

Рассказы: Л. Толстой "Нашли дети ежа", "Спала кошка...", "У Вари был чиж...", "Пришла весна...", "Птица свила гнездо...", "Тетя дала Варе меду…", "Была у Насти кукла...". К. Ушинский "Петушок с семьей", "Уточки", "Коровка". Н. Калинина "Про жука".

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 


 

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

Роль художественной литературы в воспитании и развитии детей

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022