Основы законодательства в сфере профилактики семейного неблагополучия- Семейный Кодекс РФ,- № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»- Порядок взаимодействия по выявлению, учету и организации ИПР в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области
Семейный кодекс РФСт. 1. Основные начала семейного законодательстваСт. 47. Основания для возникновения прав и обязанностей родителей Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семьеСт. 55. Право ребенка на общение с родителямиСт. 56. Право ребенка на защитуСт. 60. Имущественные права ребенкаСт. 61. Равенство прав и обязанностей родителейСт. 63, 64. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, по защите их прав и интересов.
Семейный кодекс РФСт. 65, 66. Осуществление родительских прав.Ст. 67. Право на общение с ребенком родственниковСт. 68. Защита родительских прав Ст. 69 -71. Лишение родительских правСт. 72. Восстановление в родительских правахСт. 73 -76. Ограничение родительских правСт. 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровьюСт. 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Семейный кодекс РФСт. 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителейСт. 145-148. Установление опеки и попечительства над детьми Ст. 152-153. Приемная семья, приемные родителиСт. 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»Ст. 1. Основные понятияСт. 2. Основные задачи и принципыСт. 4. Органы и учреждения системыСт. 6. Основания проведения ИПРСт. 9 ч.2. Выявление семей в СОП и информирование других органовСт. 14 ч.2. Обязанности образовательных организаций
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН«ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»(от 24.06.1999 N 120-ФЗ)
Ст. 14.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области (утв. постановлением Правительства АО от 07.12.2010 № 373-пп)
Областной Порядок взаимодействия (пункты 6,7)
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказываются в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
К семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ- Наблюдение- Беседы с ребенком, родителями, родственниками, ближайшим окружением - Сведения об успеваемости и посещаемости - Сведения о фактах нарушений дисциплины, совершения правонарушений- Получение информация от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- Получение информации от лиц, ранее работавших с несовершеннолетним и семьей (преемственность)- Социометрические исследования (социальный паспорт класса, анкетирование, диагностики)
Классный руководитель инициирует постановку несовершеннолетнего (семьи) на внутришкольный учет, если
проведенная работа на уровне
классного руководителя,
специалистов школы,
ПМПк,
Совета профилактики
не принесла должных результатов.
СЕМЬИ ГОРОДСКОГО УЧЕТА
- Учет ГБСУ АО «Котласский СРЦН»:
семьи в социально опасном положении (СОП);
семьи «группы риска» (ГР);
Учет Отделения по делам несовершеннолетних
ОМВД России «Котласский»;
- Учет Отдела опеки и попечительства УСВ администрации МО «Котлас»;
- Учет Вычегодского административного округа
ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
социальный паспорт класса
список несовершеннолетних, состоящих
на контроле классного руководителя
список семей, состоящих на контроле
классного руководителя
организация досуга детей во внеурочное
время
индивидуальная профилактическая
работа с детьми и семьями
отчеты об организации
профилактической работы
(по итогам четвертей, триместров)
Классный руководитель обязан уведомить администрацию школы в случаях:
Ребенок отсутствует в школе без уважительных причин несколько дней – завуч
Ребенок замечен в совершении правонарушения –
зам. директора по ВР
Ребенок состоит на внутришкольном учете – зам. директора по ВР
Ребенок из семьи, состоящей на внутришкольном учете – соц. педагог
Ребенок из замещающей семьи – соц. педагог
Выявлены факты жестокого обращения с ребенком со стороны родителей или иных лиц – соц. педагог, зам. директора по ВР, ОМВД России «Котласский»
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
профилактические беседы
посещение семьи по месту
жительства
родительский всеобуч
вовлечение семьи
в коллективные дела класса,
школы
ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА:
Строгий контроль учебной деятельности
организация досуга детей
страницы детей в социальных сетях
появление у детей денег, новых вещей
соблюдение «комендантского часа»
для несовершеннолетних
ночевки детей вне дома (у друзей, знакомых)
наличие у детей ключей от гаражей; от квартир,
не являющихся постоянным местом жительства
семьи
Статья 5.35 ч. 1 КоАП РФ Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (иными законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в том числе допущение нахождение детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей)
Ходатайство о привлечении родителей к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей
- Дата, место, время (период) совершения правонарушения,
Информация о проведенной школой профилактической работе с семьей,
Доказательства виновного поведения (негативные действия/бездействие) родителей,
Вывод: на принимаемые со стороны школы меры воздействия родители не реагируют, профилактическая работа с семьей не приносит положительных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.