воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, который должен обладать
определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.);
умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и др.),
ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.),
желанием участвовать в общественно-полезной деятельности, навыками здорового образа жизни.
Цель гражданского воспитания -
Воспитание гражданских чувств ребенка рождается из ощущения родной земли, той земли, на которой растёшь. И в этом учителю широкое поле деятельности представляет краеведение, история и культура края. Необходимо обратить взоры ребенка на уникальную красоту родного края, дать возможность проникнуться культурным наследием предыдущих поколений, удивиться неожиданным открытиям, пробудить стремление познать этот мир, проявить себя в нем.
Педагогическая технология
гражданского воспитания учащихся
Этапы | |
Диагностический | Систематическое изучение социокультурной среды субъектов (дети, родители, учителя) |
Ценностно-ориентированный | Выбор содержания, форм и методов гражданского воспитания, их психолого-педагогическое обоснование |
Мотивационно- коммуникативный | Формирование и поддержание положительной мотивации гражданского воспитания школьников, организация обмена информацией, обобщение и осмысление передового опыта; установление сотрудничества между общественными организациями |
Конструктивно-моделирующий | Конструирование практико-ориентированных, общественно-значимых программ для различных социальных групп детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности |
Практико-ориентированный | Организация целостного педагогического процесса, воспитание у детей гражданских качеств личности, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей |
Аналитико-проективный | Контроль, анализ и оценка результатов деятельности учащихся по гражданскому воспитанию. Коррекция содержания, форм и методов гражданского воспитания |
Необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
У младших школьников
Складываются базовые представления о "большом" и "малом" социумах, своем месте в них, формируются навыки социального поведения, участия в ситуациях и процессах, требующих реализации индивидуума как гражданина. Учитывая психологические особенности возраста учащихся, их стремление к общению, необходимо широко использовать такие формы занятий, как дискуссии, встречи, диспуты, практикумы, игры и т.д.
Для учащихся 5-9 классов
Особое значение приобретает гражданско-патриотическое воспитание во внеклассной и внешкольной деятельности. Важное значение приобретает практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Для учащихся 10-11 классов
активная гражданская позиция педагога;
ценностное самоопределение личности учителя, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;
позитивная направленность на учащихся, стремление к компромиссу, вовлечение учащихся в планирование и регулирование воспитательного процесса;
коммуникативная культура педагога.
Важное значение приобретает формы развития личностных качеств самого педагога, ценностные ориентации его личности:
фотогазета «Школьные годы»; «Моя семья»
составление «Карты моей жизни»;
составление родословной;
рисунки «Герб моей семьи»;
пешеходная экскурсия «Их имена носят улицы поселка»;
экскурсии в краеведческий музей;
посещение поселковой библиотеке
митинг у монумента Славы героям Великой отечественной войны;
Включаю учеников в интенсивную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию:
ребята узнают о жизни своего поселка и края;
шефствуют над ветеранами педагогического труда;
ухаживают за памятными знаками и памятниками;
создают летопись своих классов, школы и своих семей;
дети знакомятся с героями войны и тружениками тыла, с работой госпиталей в годы войны;
учатся работать и пользоваться научно-популярной литературой;
большинство детей любят читать книги о природе родного края;
с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах;
Такая всесторонняя работа приносит свои плоды:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.