Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
«Роль ведущего на музыкальных праздниках. Боязнь и опасение?
Требования и рекомендации»
Подготовила:
Корнилова Светлана Леонидовна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории;
Согласовано: старший воспитатель
___________________Дударева И. А.
Дата проведения:
« » 2020г.
2020-2021 учебный год
«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства!
Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?»
Л.Н. Толстой.
Впечатления раннего детства часто остаются на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Я до сих пор с замиранием сердца вспоминаю свои детские выступления на утренниках в детском саду. Может уже тогда это чувство ослепительного праздника и повлияло на выбор будущей профессии, которая и сейчас для меня является огромной частью моей жизни.
Праздники – совместная длительная работа детей и взрослых. Это не развлечение, а важное педагогическое событие, основной целью которого является формирование эмоций и чувств, а это важнейшее условие развития личности. Праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у детей чувства прекрасного. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности, связывает всех участников с жизнью страны, развивает творчество, эстетические и нравственные качества. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности.
Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, танцевальное творчество, это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть достижения каждого ребенка: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.
Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, где можно проявить себя и выразить внимание к другим людям. Он обогащает жизнь яркими, образными переживаниями, дает возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть. А чтобы этот отдых не был ничем омрачен и праздник прошел на «УРА», нужно к его организации подойти с большой ответственностью. Отмечено, что самая лучшая импровизация – это заранее продуманная и отрепетированная, что подразумевает под собой её планомерную подготовку. А проявление творческого подхода и креативности, терпения к своим помощникам, детям и, конечно, родителям, является залогом на успех.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов, желающих устраивать праздники и дарить детям радость.
Сценарий праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитателями.
Сценарий представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбираются все «взрослые» роли, особое внимание уделяя выбору педагога на роль ведущего, а также назначаются ответственные за украшение зала, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения.
Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Неудачно выбранный ведущий способен испортить всё впечатление даже при очень хорошей подготовке и исполнении музыкальных номеров. Если во время утренника ведущий мандражирует и трясётся как осиновый лист, забывает текст, перескакивает с мысли на мысль, то впечатление от такого ведения будет весьма и весьма жалким и даже комичным. Поэтому к выбору ведущего надо подходить внимательно и щепетильно.
Итак, какими обязательными качествами и умениями необходимо владеть хорошему ведущему?
1. Ведущий, как капитан корабля, от которого зависит куда этот корабль приплывет и поплывет ли вообще. Ведь для этого необходимо хорошо знать маршрут - сценарий праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.
2. Ведущий – душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. От него требуется эмоциональность, инициативность, умение держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и задает радостный тон всему празднику.
3. Ведущий – дипломат. Он должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок. Для каждого необходимо своевременно подобрать нужное «доброе» слово.
4. Ведущий – сама невозмутимость. Надо быть готовым к тому, что на утреннике будет присутствовать большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников и администрации детского сада. Поэтому роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, нужно отнестись ответственно к своей роли, выучить наизусть слова.
5. Ведущий – не трус. Во время праздника, вас будет одолевать волнение и страх, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления.
6. Ведущий – фотомодель. Не оставляйте без внимания ваш внешний вид, соблюдайте дресс-код. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».
7. Ведущий – конферансье. Искусство конферанса требует от ведущего остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты. В таких случаях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло, загадать загадку, пошутить или рассказать стихотворение по теме праздника.
8. Ведущий – актер. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют ребят.
9. Ведущий-дирижер должен уметь организованно начинать и заканчивать праздник! Организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-
уборку атрибутов. Держать в поле зрения каждого ребенка и уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера. По окончанию праздника поблагодарить гостей, попрощайтесь с ними, предложить детям выйти из зала организованно.
И в заключении. Надо признать, что проведение утренника – стресс не только для детей, но и для взрослых, особенно для тех, кто не обладает
навыками выступлений перед зрителем. Любому, и ведущему, и музыкальному руководителю, и актерам приятно услышать слова признательности и благодарности за работу, тем более, если она выполнена успешно. Ну, а если были ошибки, тоже ничего страшного, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, главное, чтобы они были учтены и не повторялись впредь.
И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него – значит праздник удался! Так пускай эти праздничные мгновения останутся в памяти каждого ребенка надолго! Давайте дарить детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбки и комплименты. Желаю всем успехов в работе и спасибо за внимание!
Используемая литература:
1.ООП дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 2000.
3. Ходаковская Зинаида Васильевна. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.
4. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практ. работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.