Роль артикуляционной гимнастики
Оценка 4.7

Роль артикуляционной гимнастики

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям +1
Все классы
04.04.2017
Роль артикуляционной гимнастики
Данная статья раскрывает понятие об артикуляционной гимнастики. Какую роль она оказывает на развитие речи дошкольника, на что направлена. Обращается внимание на виды артикуляционной гимнастики, а так же рекомендации для ее проведения. создание благоприятных условий является хорошей предпосылкой для развития артикуляционного аппарата.
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.docx
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ  Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных   органов   —   кинем.   Выработка   той   или   иной   кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из­за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом   потоке,   благодаря   силе,   хорошей   подвижности   и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи   —   язык,   губы,   мягкое   нёбо.   Артикуляция   связана   с   работой многочисленных   мышц,   в   том   числе   жевательных,   глотательных, мимических;   процесс   голосообразования   происходит   при   участии   органов дыхания.   Таким   образом,   произношение   звуков   речи   —   это   сложный двигательный навык.  Артикуляционная   гимнастика   —   это   совокупность   специальных упражнений,   направленных   на   укрепление   мышц   артикуляционного аппарата,   развитие   силы,   подвижности   и   дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.         В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы   артикуляционного   аппарата   должны   быстро   менять   свое положение.   Добиться   четкого   произношения   звуков,   слов,   фраз   можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Цель   артикуляционной   гимнастики  —   выработка   полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение   объединять   простые   движения   в   сложные,   необходимые   для правильного   произнесения   звуков.   Артикуляционная   гимнастика   является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения   любой   этиологии   и   патогенеза;   она   включает упражнения   для   тренировки   подвижности   органов   артикуляционного аппарата,   отработки   определенных   положений   губ,   языка,   мягкого   нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Для   выработки   методики   логопедической   гимнастики   важен   учет особенностей возрастной моторики. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении   у   ребенка   спина   прямая,   тело   не   напряжено,   руки   и   ноги находятся вместе. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики   требует   от   ребенка   больших   энергетических   затрат, определенных усилий и терпения.  Эффективность   работы   по   развитию   артикуляционной   моторики   в значительной   мере   определяется   тем,   как   сам   ребенок   участвует   в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения.  Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой   успеха   является   создание   благоприятных   условий. Нужно   вовлечь   ребенка   в   активный   процесс,   создать   соответствующий эмоциональный   настрой,   вызвать   живой   интерес,   положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно,   самую   естественную   и   привлекательную   для   них   форму занятий.   В   игре   обязательно   должен   присутствовать   элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для   красочного   и   забавного   оформления   игры   занятия   используются картинки,   игрушки,   сказочные   герои,   привлечение   стихотворных текстов. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной   детям   формой.   Дети   с   интересом,   восхищением   пытаются подрожать   педагогу,   повторить   его   действие.   Повторяя   вместе   с логопедом   упражнения,   у   детей   развивается   воображения,   обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции. Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движения, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Предусматриваются   те   артикуляционные   уклады,   которые необходимо сформировать.   Артикуляционная   гимнастика   включает   разнообразные   упражнения: для   тренировки   подвижности   и   переключаемости   органов,   отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, для   каждого   звука   той   или   иной   группы.   Упражнения   должны   быть целенаправленными:   важны   не   их   количество,   а   упражнения   подбирают исходя   из   правильной   артикуляции   звука   с   учётом   конкретного   его нарушения у ребёнка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики  следует предусматривать   те   движения   и   положения   органов   артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.  Все   упражнения   артикуляционной   гимнастики,   условно,   можно разделить   на   несколько   комплексов:   "общие"   и   "постановочные" упражнения. Общие   упражнения направленны   на   развитие   подвижности   органов речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная струя проходит   по   середине   языка.   Этот   комплекс   рекомендуется выполнять детям, с любыми недостатками звукопроизношения. Постановочные   упражнения направлены   на   отработку артикуляционных   позиций   различных   групп   звуков:   свистящих   [с,   з,   ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], звуков [р], [л]. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида  упражнений:   статические  и динамические с образными  названиями. Статические   упражнения   («Лопаточка»,   «Птенчики»,   «Чашечка», «Иголочка»,   «Стрелочка»,   «Трубочка»)   направлены   на   удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.  Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: ­ улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); ­ улучшить подвижность артикуляционных органов; ­ укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; ­ научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; ­ увеличить амплитуду движений; ­ уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; ­ подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. Список литературы 1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. ­­ М.: Астрель, АСТ, 2006. ­ 58 с. ­ (Родничок). 2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –– СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2001. — 64 с.          3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис ­ пресс, 2005.  4. Кудилова А. А., Немцова И. И. Роль артикуляционной гимнастики в устранении   нарушений   звукопроизношения   при   дислалии   //   Научно­ методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 121–125. – URL: http://e­koncept.ru/2015/95616.htm.

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017