Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 23.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление); обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор и знания детей о неживой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Иконка файла материала консультация для педагогов.pptx
Консультация для педагогов. «Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста»
В связи с введением федерального государственного  образовательного стандарта на смену традиционному образованию  приходит продуктивное обучение.  Это обучение направлено:   на развитие творческих  способностей детей формирование у  дошкольников интереса потребности к активной  созидательной  деятельности Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности  ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и  экспериментальной деятельности детей.
Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об  окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими  бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно  действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым,  неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном  процессе. Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с  опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения  мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная  ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в  нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.     ую Полноценн готовность к обучению к школе ов Экспериментальная  деятельность закладывает:  Основы логическ мышлени ого я т ую сть Обеспечивае максимальн эффективно интеллектуа льного развития дошкольник
Эффективный метод, который способствует развитию познавательной  активности детей в ДОУ ­ метод детского экспериментирования, который  включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью  детского экспериментирования является развитие познавательной активности  детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.  Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей  познавательной активности: развивать психические процессы (восприятие,  воображение, память, мышление); обеспечить активное интеллектуально­ познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей;  расширять кругозор и знания детей о неживой                         и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать                        свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы,                               устанавливать причинно­следственные связи.
Этапы работы: Один из главных этапов этой работы является  организация работы по экспериментальной  деятельности. В группе необходимо создание уголка  детского творческого экспериментирования . В  качестве оборудования можно использовать  микроскопы, термометры, песочные часы, бинокль,  комплекты для игр с водой и песком. Для проведения  опытов используются природные материалы разного  размера и формы. Материалы, которые будут  находиться в уголке экспериментирования можно  распределить по разделам: «Вода, песок, глина»,  «Волшебные звуки», «Свойства бумаги, ткани»,  которые будут расположены в доступном для  свободного экспериментирования месте.     План мероприятий с детьми и родителями.  Разрабатываются и составляются конспекты, детские  проекты, фотовыставки, развлечения, праздники по  направлениям: неживая природа: воздух, почва, вода,  магниты, звук, свет, камни; живая природа:  многообразие живых организмов и их  приспособленность к окружающей среде; человек:  функционирование организма; рукотворный мир:  материалы и их свойства. Планируя образовательный  процесс необходимо включать: экспериментальную  деятельность, организованную педагогом;  демонстрационные опыты, реализуемые педагогом  совместно с детьми; познавательные занятия  с  элементами экспериментирования; долгосрочные  наблюдения­эксперименты.            Развивающая предметно­пространственная  среда является одним из основных средств  развития личности ребенка, источником  знаний и социального опыта. Уголок детского  творческого экспериментирования должен  быть безопасен для жизни и здоровья детей,  доступен, эстетичен и оборудован в  соответствии с возрастными особенностями  детей. Спецификация оборудования детского  экспериментального уголка для детей  дошкольного возраста включает  дидактический и стимулирующий компонент. Один из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной деятельности. В группе необходимо создание уголка детского творческого экспериментирования . В качестве оборудования можно использовать микроскопы, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой и песком. Для проведения опытов используются природные материалы разного размера и формы. Материалы, которые будут находиться в уголке экспериментирования можно распределить по разделам: «Вода, песок, глина», «Волшебные звуки», «Свойства бумаги, ткани», которые будут расположены в доступном для свободного экспериментирования месте.    План мероприятий с детьми и родителями. Разрабатываются и составляются конспекты, детские проекты, фотовыставки, развлечения, праздники по направлениям: неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, камни; живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; человек: функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства. Планируя образовательный процесс необходимо включать: экспериментальную деятельность, организованную педагогом; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; познавательные занятия  с элементами экспериментирования; долгосрочные наблюдения­эксперименты.           Развивающая предметно­пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником знаний и социального опыта. Уголок детского творческого экспериментирования должен быть безопасен для жизни и здоровья детей, доступен, эстетичен и оборудован в соответствии с возрастными особенностями детей. Спецификация оборудования детского экспериментального уголка для детей дошкольного возраста включает дидактический и стимулирующий компонент.
Постановка проблемы, которую необходимо решить. Структура детского экспериментирования: Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование) Анализ полученных результатов Формулирование выводов. Формулирование выводов.Анализ полученных результатовПроверка гипотез (сбор данных, экспериментирование)Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)Постановка проблемы, которую необходимо решить.
Педагогами используются различные формы работы:             трудовая деятельность; наблюдения за живыми объектами        и явлениями природы, прогулки, экскурсии; дидактические           и развивающие игры, упражнения; рассматривание картин, альбомов,  фото, иллюстраций; праздники и развлечения, конкурсы; проектная  деятельность; опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность детей;  беседы познавательного характера. Детское  экспериментирование связано  со всеми видами деятельности: познавательно­исследовательская, игровая,  коммуникативная, восприятие художественной и научной литературы  изобразительная, конструирование, элементарный бытовой труд., что делает  педагогический процесс более эффективным. Воспитанники детского сада  не только приобретаются знания, но и получают специальные умения и  навыки, такие как: умение ставить вопрос; давать определение понятиям;  наблюдать, делать умозаключения и выводы; объяснять, доказывать и  защищать свои идеи. Правильно организованная педагогами    экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить  потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию  активного, любознательного, самостоятельного и успешного ребенка.