Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников
Оценка 4.8

Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
2 кл
01.08.2018
Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников
Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников.docx

Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников

Восмерикова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов

МКОУ Светлополянская СОШ

 

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.  Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию учащихся, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. В связи с этим,  я работаю над развитием межличностных отношений младших школьников в соответствием с «инновационным поведением», т.к. инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений в модель «человек-человек», что накладывает табу на представление о ребенке, как сосуде, подлежащему наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых. Например, при  разборе ситуации, сложившейся на уроке русского языка, я предлагаю ребятам ролевую игру. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Функции сюжетно-ролевых игр.

1.      Мотивационно-побудительная – вызывает потребность в общении.

2.      Обучающая -  ролевая игра – это упражнения для овладения навыками и умениями диалогической речи.

3.      Воспитательная -  в ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, готовность ребенка включаться в разные виды деятельности.

4.      Ориентирующую – ориентирует на планирование собственного речевого  поведения, давать объективную оценку поступкам других.

5.      Компенсаторная – обеспечивает осуществление желаний ребенка.

Один из учеников выполняет роль учителя, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа на классных часах помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.

На классных часах я часто применяю тренинги общения, имеющие цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Применение технологий диалогового взаимодействия - необходимое условие самореализации младшего школьника

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития  способностей, знаний умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельностной личности, но и разберется в способах их развития. Когда ученик, работая в группе, слушает выступающего, маловероятно присвоить себе качество собеседника, так как слушание предполагает полное проникновение в понимание  собеседника. Это возможно только тогда, когда в состоявшемся диалоге задействованы глаза, запахи. Ощущения, прикосновения, эмоции, а главное – заинтересованность друг в друге, при этом мотивации могут носить и противоположную окраску. Таким образом, только пара может обеспечить необходимые условия для развития качества собеседника. Процесс обучения при использовании технологий диалогового взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими.

К инновационным новшествам можно отнести  использование и создание группой учащихся мультимедийных презентаций для урока. При их создании дети совместно производят отбор материала, обсуждают значимые элементы- происходит процесс общения.  С помощью презентации дети в более интересной форме могут представить материал, который дается для самостоятельного изучения, ввести в диалог других одноклассников, обсудить возникшие вопросы по представленной информации.

Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь: 

·         При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы общения в их опыте еще не было. Значит детское сотрудничество – это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.

·         Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы.

·         Важным в групповой работе является совместное творчество и получение продукта этого творчества.

   Говоря об инновационных технологиях, в общении важную роль играет работа над исследовательскими проектами  младшими школьниками. Главная идея проектов- направленность учебно- познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы, на развитие навыков общения не только со сверстниками, но и с окружающими.

Многие учащиеся для более точного раскрытия тематики своей проектной работы прибегают к интересному диалогу для записи интервью. Например, работая над проектом «Вирусные инфекционные заболевания» взято интервью у школьной медсестры. Полученная информация была представлена на классном часе, дети совместно обсуждали данный материал, выделили важные и ключевые аспекты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время появляется большое количество инновационных технологий, оказывающих положительное воздействие на развитие межличностных отношений младших школьников и регулируют отношения не только со сверстниками, но и с людьми старшего возраста.


 

Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников

Роль инновационных процессов в развитии межличностных отношений младших школьников

Ориентирующую – ориентирует на планирование собственного речевого поведения, давать объективную оценку поступкам других

Ориентирующую – ориентирует на планирование собственного речевого поведения, давать объективную оценку поступкам других

К инновационным новшествам можно отнести использование и создание группой учащихся мультимедийных презентаций для урока

К инновационным новшествам можно отнести использование и создание группой учащихся мультимедийных презентаций для урока
Скачать файл